Арман Пежо - новый поворот в семейной династии

Арман Пежо

Династический род Пежо имеет длинную и запутанную историю, разобраться во всех хитросплетениях которой весьма затруднительно. Сразу не удастся назвать еще одного автомобильного производителя со столь бурной и удачной карьерой, ведь далеко не у каждого получится развить свой бизнес из мукомольного до создания автомобилей.

Биография.

Первые упоминания о роде Пежо восходят к 15 веку. Тогда далекие предки будущих автомобилестроителей осели в Восточной Франции, где основным их занятием на протяжении нескольких столетий было ремесленничество и сельское хозяйство. Расцвет промышленной революции начала 19 века стал переломным моментом для семейного бизнеса Пежо…

Именно тогда братья Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо “перепрофилировали” доставшуюся в наследство родительскую мельницу и основали промышленное предприятие “Peugeot-Frères et Jacques Maillard-Salins“, которое занималось обработкой металла. А все из-за вновь появившейся моды на расширенные юбки с кринолином (*металлический каркас, поддерживающий юбку), спрос на которые был просто ажиотажный.

кринолин

Конечно, помимо кринолина предприятие выпускало и другие товары: металлические каркасы для зонтиков, швейные машинки, кофемолки и еще множество достаточно сложных механизмов. Дела компании шли успешно, продукция пользовалась спросом, а покупатели были довольны ее качеством, таким образом, к концу 19 века на предприятии трудились более тысячи человек. Тогда братья Пежо даже и не догадывались, к чему приведет подобное занятие…

кофемолки

В 1849 году происходит еще одно важное для династии Пежо событие – рождение Армана Пежо, ставшего представителем третьего поколения семьи и предопределившего будущее направление деятельности семейного бизнеса. Поскольку родители Армана, были весьма обеспеченными людьми, то мальчику сулило получить хорошее образование – по окончании инженерного колледжа в Париже, он стажируется в компании по производству механического транспорта в английском городе Лидс. Именно там, в сердце британского машиностроения, Арман понял, что грядет серьезный скачек в области развития средств передвижения, а идея использования лошадей в качестве тягловой силы давно себя исчерпала. Он не однократно делился своими предположениями с семьей, однако взрослые не воспринимали его всерьез.

«Велосипедный бум».

В середине 19 столетия мир охватил настоящий «велосипедный бум». Тогда, Арман Пежо (которому было уже 33 года) и его двоюродный брат Эжен, как-раз совместно управляли семейной компанией. И именно тогда они совместно создали первый, очень модный на то время «пенни-фартинг» – своеобразный велосипед. У него диаметр переднего колеса был в пять раз больше, чем диаметр заднего колеса. Успех этого транспортного средства оказался ошеломительным: уже к 1897 году количество выпущенных экземпляров этого двухколесного необычного транспортного средства перешел за рубеж в 16 тысяч экземпляров. Во многом этому очень поспособствовали велосипедные гонки: на одном из велопробегов, который происходил между городами Париж и Нант, а дистанция была равна нескольким сотням километров, первая пятерка победителей ехала исключительно на велосипедах «пенни-фартинг» от братьев Пежо. Не смотря на то, что пенни-фаринг очень недолгое время были популярны, она оставили существенный след в культуре, став своеобразным символом Викторианской эпохи.

Но, на создании велосипедов Пежо не остановился, ведь именно в это время начали создавать двигатели, которые устанавливали на повозки. В это время Арман Пежо ищет единомышленников. Его поиски увенчались успехом – он встретил Леона Серполле, который в это время уже на полную экспериментировал с паровым двигателем. Два фанат моментально нашли общий язык, и очень скоро Серполле предоставил Пежо новый паровой двигатель, и Арман устанавливает его на трехколесное шасси. Таким образом в 1888 году Пежо, верящий в будущее рождает первую «самоходную повозку», которая стала началом для будущего автомобильного гиганта. Это был первый и последний в своем роде паровой трицикл, название которого состояло из имен его обоих создателей – Serpollet-Peugeot, и он был выпущен только в четырех экземплярах.

Именно один из экземпляров был на следующий год представлен в Париже на знаменитой Всемирной выставке. Несмотря на то, что этот паромобиль был ужасно неуклюж, в свое время он произвел фурор, и ускорил развитие автомобилестроения. Стоит отметить, что сам Арман Пежо очень скептически отнесся к этому своему творению, и он вообще не верил в то, что будущее за паровыми двигателями. И это его сомнение было оправдано громоздкие, тяжелые, требующие очень много времени для их «приведения в боевую готовность» – понятное дело, что о мобильности, в этом случае, и речи не могло быть. Пежо на своем горьком опыте убедился в этом. Пока он перегонял свое детище из Лиона в Париж, то очень много натерпелся с постоянными остановками и ремонтом этого «чуда техники». Тем более, что в это время Готтлиб Даймлер, еще один фанат автомобилей, представил публике свой двигатель внутреннего сгорания.

Эмиль Левассор

В тот же год и на той же выставке принимал участие автомобиль Даймлера Stahlradwagen, направленный по просьбе жены Эмиля Левассора Луизы Сарацин, которой удалось договориться с немецким изобретателем о производстве этих двигателя на территории Франции. Как только Арман увидел на экспозиции представителя немецкого автопрома, то его полностью заняли мысли о новой модели автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Стоит отметить, что ему немало повезло, ведь во Франции правами на этот двигатель владел его очень хороший друг Левассор. Поэтому Пежо не составило труда договориться о поставках бензиновых двигателей.

Первый автомобиль.

Уже в следующем году из ворот предприятия Армана Пежо выехал первый автомобиль на четырех колесах и с двигателем внутреннего сгорания. Это был двухцилиндровый силовой агрегат, объем которого был равен 1,0 л, а мощность в 3 л. с. позволял разгоняться этой модели до 25 км/ч. Этот автомобиль отличался от других «собратьев» наличием коробки передач и трехточечной подвески. Также было довольно необычным и расположение сидений, которые Пежо устроил друг напротив друга, и это позволяло «вести спокойные светские беседы во время движения». Из-за этого подобная версия автомобилей была названа «Vis-а-vis», что в переводе означает с глазу на глаз.

Vis-а-vis

Не смотря на все привычные мысли о том, что первый блин всегда комом, Пежо напрочь откинул это заявление и его автомобиль подтвердил ложность этого заявления. Уже в течение ближайших лет Пежо расширил линейку производимых автомобилей. Благодаря этому на свет появляется около сотни экземпляров различных автомобилей «Туре», максимальное количество каждой их моделей достигало 12 штук. Публике предлагались вариации автомобиля с двигателем от 1,5 до 5 л. с., начиная от двухместных и до пятиместных, с различными кузовами: универсал, «тонно», «визави», и даже был один автомобиль, кузов которого был сделан из чистого серебра (сделанный по заказу тунисского монарха). Пежо уже и забыл «велосипедную» часть бизнеса, которая по-прежнему оставалась в управлении компании братьев. поэтому, он делает абсолютно логическое решение полностью перейти на производство автомобилей.

Но брат Армана Эжен отказывается дать свое согласие на привлечение в компанию дополнительных инвестиций. Он оценил сложившуюся ситуацию с автомобилями исключительно как временное «помешательство» своего компаньона и родственника, и решил, что оно вскоре естественным образом пройдет, как только это «мода» забудется. Арман не вступил в бесполезные споры, и просто в 1986 году зарегистрировал свою собственную компанию, которая получила название «Societe Anonyme des Automobiles Peugeot», после чего построить завод, предназначенный для производства автомобилей. После этого Пежо полностью вышел из семейного бизнеса, и начал самостоятельно подыскивать инвесторов для своего нового дела.

Необходимо также сказать о том, что стоимость автомобильной «четырехколесной продукции» была в то время, мягко говоря, большой – чтобы стать счастливым обладателем самого простого автомобиля «от Пежо», было необходимо пять лет копить среднемесячную зарплату, которую получал обычный служащий во Франции. Арман понимает, успеха предприятия зависит от массированной рекламы. В то время это были спортивные соревнования, участие в которых, а, особенно – выигрыш, делали компанию-победителя самым популярным и раскупаемым производителем.

Арману снова везет. Именно в это время, одно из парижских изданий, которое как-раз переживало упадок, решает вновь привлечь к себе интерес читателей. Для этого оно решило провести уникальное шоу - «соревнование в скорости, безопасности и удобстве между «безлошадными экипажами», которые движимые паром, электричеством или бензином». В историю это шоу вошло как знаменитая 126-километровая гонка, которая проходила между Парижем и Руаном. В ней приняли участие семь паромобилей и четырнадцать автомобилей с бензиновым двигателем.

Пежо выставил пять автомобилей собственного производства, и она все добрались до финиша, и заняли второе, третье и пятое места, причем в одном из автомобилей ехал редактор издания, которое объявило о гонках. Хотя первым к финишу пришел паромобиль De Dion-Bouton, он был назван чересчур громоздким. А «по совокупности качеств, которые отвечают критериям простого и надежного автомобиля» самым лучшим, в этой гонке, был назван автомобилей от друзей Пежо и Левассора. Друзья получили славу, признание, множество заказов и пять тысяч франков призовых.

Такой же успех постиг Армана и в 1895 году. Тогда были проведены первые мировые официальные автомобильные гонки – это был колоссальный для того времени 1200-километровый пробег от Парижа до Бордо и обратно. Участие в этом соревновании приняли три Peugeot, и все они заняли второе, третье и четвертое места. Первое место вновь занял паромобиль от Эмиля Левассора. Но, автомобили Армана Пежо представили зрителям среднюю скорость в 21 км/ч, и их создатель получил немалую сумму – целых 32 тысячи франков.

Стоит отметить, что гонка Париж – Бордо вошла в историю благодаря внедрению нового типа шин. В качестве эксперимента, Пежо, на одном из своих автомобилей, представленных на гонке, установил пневматические шины. Это оказалось нонсенсом для автомобильного мира того времени. Не смотря на то, что эти «воздушные шины» вызвали множество насмешек, ведь безжалостные ухабистые дороги настолько быстро их изнашивали, что требовалось постоянная их замена, они очень скоро стали «фишкой» автомобилей Peugeot.

Type 15

Type 36

В 1896 году Пежо создает собственный двигатель, после чего он навсегда отказывается от «даймлеровских» силовых агрегатов. Впервые двухцилиндровые горизонтальные двигатели мощностью 8 л. с. установили на модели Type 15 сзади. Через некоторое время его перенесли вперед и спрятали под капотом, это придало автомобилю довольно необычные формы, а когда в 1901 году начали на модели на Type 36 использовать рулевое управление, то автомобили Peugeot начали приобретать тот вид, который для них характерен сегодня.

Бизнес Армана в то время процветает. В неделю производили один автомобиль, над которым трудилось 125 работников. Таким образом, на рубеже XIX и XX веков ежегодные продажи компании составляют 300 экземпляров в год, это притом, что по всей Франции реализовалось не больше 1200 машин. К началу 20 века на предприятиях Пежо работало уже более 3 тысяч человек.

Каталоги компании в изобилии представляли своим покупателям до двух десятков моделей, с различным весом, кузовом, вместимостью, мощностью двигателя, а также новинку для того времени - грузовики! При этом Арман Пежо настолько вжился в этот производственный водоворот, что его перестает удовлетворять любой проект. Он без устали начинает заниматься любыми другими делами, что нередко приводит его в умело расставленные финансовые ловушки.

Арман начинает производить двигатели для лодок. Кроме того он впервые в мире открывает компанию по прокату автомобилей. Увы, для того времени это было слишком раннее новшество, и он терпит неудачу. Поэтому, чтобы не потерять полностью компанию, Пежо все больше полагается на ее «автомобильную» часть. Но, с другой стороны, именно некоторые его безрассудные действия создали массовый автомобиль - легендарную модель Bebe, спасшую компанию от разорения.

На Парижском автосалоне 1904 года под восхищенными взглядами публики красовалась модель под номером Type 69, и с очень милым названием Bebe (в переводе с французского – «малышка»). Среди основных качеств этого очень смелого творения стали его небольшие размеры, практичность, но, самое важное, - дешевизна, чего очень не хватало многим другим автомобилям как Армана Пежо, так и других производителей. Двухместная 350-килограммовая Bebe была в длину всего 270 см, а 6-сильный двигатель разгонялся до 40 км/ч. Хотя цена была очень невеликая, автомобиль был оборудован рядом новшеств. Например, карданным валом вместо цепной передачи, запатентованным Арманом амортизатором, в рулевом управлении использовали вместо винтового рулевого привода механизм зубчато-реечной передачи. Эта модель автомобиля стала настолько популярной, что, только поступив в продажу в следующем году, она сразу разошлась тиражом в 400 экземпляров, таким образом обогатив компанию на более чем 80% всего годового дохода.

Успехи одного из представителей династии Пежо, который меньше чем за два десятилетия стал одним из крупнейших автопроизводителей страны, не оставил равнодушными его родню, которая, к слову, тоже добилась очень многого, выпуская десятками тысяч велосипеды и сотни тонн многообразных металлических изделий. На данный момент уже неизвестно, кто стал инициатором воссоединения семейного бизнеса, который ранее распался, но после нескольких лет дискуссий и споров Арман Пежо нашел общий язык с родственниками и согласился присоединить свою автомобильную компанию к компании двоюродного брата Эжена Les Fils de Peugeot Freres. В образовавшемся гиганте Пежо занял на несколько лет пост президента.

Еще в 1872 году Арман женился и от этого брака у него было пятеро детей. Увы, единственный сын Пежо умер еще в детстве. Когда Арману уже было 60-лет у него не оказалось преемника, которому он мог быт передать свой бизнес. Своей последней надеждой он считал племянника и поручил ему управлять компанией и работать над модернизацией Bebe. Стоит отметить, что последний проект Армана, который еще успел выйти в свет за жизнь своего создателя – это обновленный и выпущенный в мир в 1913 году Type 69, разработанный совместно с Этторе Бугатти. Этот автомобиль, получивший название Тype BP1, был не менее любим у покупателей, чем его предшественник Туре 69.

Тype BP1

В 1913 году Пежо покидает свое предприятие, которое на то время стало одним из самых крупных мировых производителей автомобилей Франции, и заняло пятую часть рынка страны, производя ежегодно более 10 тысяч автомобилей. Производя автомобили, Пежо сделал для своей семьи намного больше, чем мог себе представить. Его история – это не просто история одного или несколько автомобилей. Ведь именно рискованное дело Армана с «самоходными экипажами» создало для династии мировое имя, которое и на сегодняшний день имеет свой вес в мировом автопроизводстве. Но, семья Армана так и не признала, что он оказался прав, и что только благодаря этому человеку они имели огромное предприятие и мировое имя, но сам Арман на свою семью злости не держал. В это время ему оставалось жить всего два года…

Будущее компании.

После смерти Пежо в 1915 году, за управление компанией полностью взялись члены его семьи. Тогда же он приняли ориентацию на создание массовых недорогих и максимально экономичных автомобилей. Стоит отметить, что именно благодаря такому решению даже в годы Великой депрессии компания «Пежо» осталась «на плаву» и сохранила свои позиции на рынке. Во время Второй мировой войны братья Пежо Во отдали все предприятия «Пежо» под контроль немецкого «Фольксвагена». Когда война закончилась, то политика фирмы, которая делала свой основной упор на создание малолитражных автомобилей, очень удачно вписалась в новые общеевропейские тенденции. Таким образом, в 1952 году компанией «Пежо» был выпущен миллионный по счету автомобиль.

Но уже в 1960-е годы, полностью координируясь новыми требованиями рынка, фирма приступает к созданию автомобилей для более состоятельного покупателя.

В 1974 году компания «Пежо» сливается в единый концерн с компанией «Ситроеном». После этого концерн «поглотил» фирму «Панар», которая была мировым лидером в производстве бронированных автомобилей. Кроме того, «Пежо» очень успешно за все годы существования сохраняла свои лидирующие позиции на европейском рынке мотоциклов и велосипедов.

В 1976 году компания поменяла свое название на PSA (Peugeot Societe Anonyme). На протяжении 1990-ых годов «Пежо» полностью возвращает себе утраченную известность. Этому поспособствовали некоторые удачные подсчеты относительно нового направления развития компании. Пежо развивает ряд новых образцовых диапазонов. А после выпуска моделей 206 и 607, компания становится лидером в производстве дизельных автомобилей.

В 1997 году концерн Peugeot стал первым французским автопроизводителем, который вовлек в свое производство технологию гидрорастворимой краски, что намного снижает загрязнение окружающей среды.

К 2009 году детище Армана Пежо, которое изначально было полукустарным, выросло к уровню одного из мировых лидеров в автомобилестроении, и совместно с компанией «Ситроен» имело оборот в 48,4 миллиард евро и 186 000 работников.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту