Братья Доджи - семейный подряд во всем

Братья Доджи

У многих есть братья и сестры, но лишь единицам из таких пар удается стать особенными, символами эпохи или даже страны. Это как раз и произошло с братьями Доджи. Они родились в штате Мичиган в небольшом американском городке Найлз во второй половине XIX века. Два мальчика не были близнецами, но они оказались неразлучны до конца своей жизни. Даже смерть настигла их в один год. Но самое главное, что этот тандем создал уникальную автомобильную марку, ставшую, впоследствии, не только символом национального автомобилестроения, но и символом всего американского общества. Но путь к славе был сложным и долгим.

Биография.

В семье английских переселенцев, потомственных работников железной дороги в 1864 году появился на свет мальчик, получивший имя Джон. В 1868 году, спустя еще четыре года, родился еще один мальчик, который получил имя Горас. Отец детей, Дэниэл Додж, совместно со своими двумя братьями владел в то время небольшим литейным цехом, а также мастерской по ремонту железнодорожного оборудования. Естественно, что отец брал мальчишек к себе на работу, учил их всем премудростям своего дела, поэтому детство братьев проходило в окружении многообразных механизмов, к которым оба питали неимоверную любовь и интерес. Кроме того оба с самого юного возраста демонстрировали инициативность, обучаемость, готовность работать. Первые проблески конструкторской мысли они показали, когда только учились в средней школе. Не смотря на то, что братья были «не разлей вода» Горас нередко комплексовал по тому поводу, что его сравнивают со страшим братом, который был не только старше его по возрасту, но и гораздо разумнее в любом деле.

Когда мальчишки учились в школе, один из одноклассников, который был из зажиточной семьи, получил от родителей уникальный на то время подарок и стал первым в городке обладателем модного «пенни-фартинга» – необычного велосипеда, у которого переднее колесо в диаметре в пять раз больше заднего. Доджи очень завидовали своему сверстнику. И это было понятно. Такая игрушка стоила ни много ни мало – 200 долларов, а эту сумму не мог себе позволить даже их отец, который имел свой бизнес. Самим же братья никогда не получилось бы скопить такую сумму – Джон тогда подрабатывал, разгружая и выгружая вагоны, таская тяжелые мешки с отрубями, и за эту работу он получал всего 50 центов в день. Желание получить это устройство и себе подтолкнуло мальчишек на идею создать ее самостоятельно. И у братьев Доджи это получилось! Они использовали отходы от производства, которые непременно оставались на отцовской мастерской, а в качестве заднего колеса взяли колесо от своей старой детской коляски. Это их «изобретение» работало никак не хуже своего магазинного собрата, поэтому мальчишки очень гордились своей работой и разъезжали на нем по всему городу.

Джон Додж

Хотя братья и были очень близки друг к другу, они все-же проявляли и свою индивидуальность, у них были свои интересы. Например, Джон еще с раннего возраста питал немалый интерес к литературе, и это всячески поощряла школьная учительница мальчика. Она даже иногда дарила ему книги. Зато арифметика и любая работа с цифрами у Джона не получалась совершенно. Горас очень увлекался музыкой. Развитию этого его интереса способствовал и сосед семьи – бизнесмен-галантерейщик. Он разрешал мальчику играть на пианино, которое стояло у него дома. Мало того, Горас уже в девять лет накопи денег на покупку скрипки. Для этого он ежедневно выводил коров на выпас, за что получал 50 центов в неделю. Несколько позже он очень увлекся лодками, и эта его любовь оставалась на протяжении всей жизни. А из-за этого, что Горас сильно переживал, когда его сравнивали со старшим братом, то он всегда и всюду старался показать свою независимость, индивидуальность.

В 1882 году один из братьев отца Доджей умирает. Из-за этого Дэниэлу становится трудно самостоятельно вести бизнес, поэтому все семейство покидает родной городок и перебирается в Порт-Гурон. Там оба брата впервые устраиваются в компанию Upton Manufacturing Company, которая занималась производством сельскохозяйственной техники. Поскольку отец был профессиональным механиком, то его сразу берут в железнодорожную компанию. С этого момента 14-летний Горас и 17-летний Джон начинают изучать на своей работе азы профессии механика и слесаря, а благодаря отцу они вплотную познакомились с новым чудом техники – паровым двигателем.

В 1887 году семья переезжает еще раз. Выбор пал на будущее сердце всей американской автопромышленности – Детройт. Ее даже не найдя квартиру, Джон сразу же начал искать работу. Но только к концу дня он смог найти подходящее место – его взяли на предприятие Murphy Boiler Works, которое создавало стационарные паровые котлы и двигатели для морских судов. Там ему предложили должность механика. Довольно успешно проработав там год, Джон помогает Горасу устроиться туда же. Вначале дела шли довольно неплохо: Додж трудился очень усердно, поэтому вскоре начальство поблагодарило его за труды и сделало начальником цеха. Но уже в начале 90-х годов ему пришлось бросить работу из-за того что он заболел туберкулезом.

С этого момента жизнь Гораса кардинально меняется: все финансовые трудности, которые были сазаны с лечением брата, оплатой жилья и пропитанием семьи на себя взял он. Стоит отметить, что именно этот поворот судьбы дал ему возможность изучить точное машиностроение. Поскольку зарплаты, которую он получал на Murphy Boiler Works стало не хватать, Горас покидает работу и устраивается на работу в мастерскую Генри Лиланда, проповедовавшего невиданные для того времени стандарты точности в производстве. В это время компания уже была популярна, сфера ее деятельности была поистине огромна – здесь создавались детали для велосипедов, передаточные механизмы, тормозные системы для локомотивов, лили и штамповали металла, конструировали паровые двигатели. За время работы на этой фирме Горасу удалось получить неоценимый опыт.

Работа в Dominion Typograph Company.

Через некоторое время здоровье Джона наконец пошло на улучшение, но он все-равно не мог больше тяжело работать в условиях задымленных цехов. Братья приходится искать для него менее вредные производства. Только открыв одну из детройтских газет с объявлениями, они сразу наткнулись на вакансию одной канадской компании, которая специализировалась на производстве оборудования для велосипедов и типографий - им нужен был рабочий на сборочную линию. Доджи пришли на собеседование вместе. Когда же услышали от управляющего, что им нужен один работник, то ответили: «Мы всегда были вместе, и если у вас нет места для двоих, значит, работать у вас не будет ни один из нас».

Таким образом, на предприятии Dominion Typograph Company стало на два сотрудника больше. Теперь обоим братьям нужно было работать с точным оборудованием. Горас уже имел опыт работы на подобном производстве, а вот Джон столкнулся с ним впервые. Но очень скоро оба брата без труда орудовали нутромерами, микрометрами и прочими штангенциркулями. Причем старший брат, имея «пробивной» характер, упорство и большие способности к математике, чем Горас, занял место начальника цеха.

велосипедная втулка

Однажды, Горас создал новую разработку, с помощью которой удалось во многом улучшить велосипедный подшипник. Младший Додж заключи ось и набор из четырех шарикоподшипников в закрытый корпус. Таким образом, он, фактически, изобретя велосипедную втулку. Новая технология защищала механизм от постоянного загрязнения, что ранее было немалой проблемой. Кроме того, езда на велосипедах с новыми подшипниками стала более плавной, а усилий требовала гораздо меньше. Это изобретение Гораса тут же было запатентовано, а в авторском свидетельстве стояли имена обоих братьев. С этого момента начинается их индивидуальный путь на аллее бизнеса.

Управляющий Dominion Typograph Company Фред Эванз оценил велосипедное новшество Доджей и вместе с братьями зарегистрировал дочернюю компанию Evans & Dodge Bicycle и сдал им в аренду часть своего предприятия, на котором стали производить велосипеды по запатентованной технологии. У Эванза были прекрасные способности продавать, поэтому новый бизнес по-настоящему расцвел. В 1897 году на Нью-Йоркском велошоу Evans & Dodge Bicycle был единственной канадской компанией, которая производит велосипеды и за десять дней они смогли продать 50 экземпляров продукции американским дилерам. В это время на предприятии Эванза и Доджей работало больше ста человек, а планы на будущие были, как говорят, наполеонские. Но, в конце XIX века началась война за велосипедный рынок США и Канады.

Тогда в картель объединились сорок два американских производителя велосипедов и начали совместную экспансию канадского рынка. Фред Эванз, в противовес американцам объединяет канадских производителей, а Джона в 1899 году назначает генеральным директором огромной новой структуры – National Cycle & Autuomobile Company. Но уже за несколько ближайших месяцев происходит новая переделка велосипедного рынка, и конкурентам удается поглотить National Cycle. Семья Доджи решают закончить свой девятилетний период жизни в Канаде, и возвращается в Детройт.

Но, возвращаются они не с пустыми руками, а привозят неоцененный опыт работы как менеджера и механики, и 7,5 тысяч долларов за свою долю в велосипедном бизнесе, которую они очень удачно продали. Эта сумма позволила им открыть собственный бизнес уже на территории Америки. Кроме материальных ценностей они приобрели еще и нечто большее. Каждый из братьев успел в Канаде жениться и стать многодетным отцом.

Открытие собственной фирмы.

Шел 1901 год, в это время в детройтской газете появляется рекламное объявление о том, что открылась новая компания Dodge Brothers – «механики и инженеры, производители специального оборудования и ремонтники техники». Братья открыли собственную мастерскую, наняли несколько десятков рабочих, и приготовились создавать абсолютно все, используя нестандартные решения и оригинальные идеи. Заказы в основном касались ремонта полиграфического оборудования или же на постройку паровых двигателей для яхт. Стоит отметить, что сама мастерская была в Детройте уникальной – она была оборудована по последнему слову техники. Часть инструментов и аппаратуры братья получили в качестве отчислений за свой патент у разорившейся после их ухода компании National Cycle. Также они получили и большую часть клиентов у некогда существовавшей компании Dominion Typograph Company.

Уже в то время братья в компании занимали четко определенные места и имели каждый свою специализацию работы. Джон, больше понимавший процессы делопроизводства и продаж, полностью взял на себя управленческую деятельность, а Горас, который был ближе к миру механизмов, занимался разработкой различных новых «штуковин». Стоит отметить, что братья Доджи выполняли свою работу как никто быстро и качественно, поэтому очень скоро они завоевали репутацию благонадежной компании. Их услугами пользуются все больше и больше людей, в том числе и пионер американского автомобилестроения Рэнсон Олдс, который в это время как-раз подыскивал себе надежного партнера для своего бизнеса. Джон тоже начал понимать, что долгосрочное сотрудничество намного лучше, ведь разовые заказы от автомобильных и других компаний бизнес не развивали, а многие печатные издания, ремонтом техники которых занималась мастерская, не всегда могли расплатиться за услуги. Поэтому старший Доджи также искал стабильных партнеров в мире автомобилей.

Первая проба сотрудничества с Рэнсоном Олдсом очень обрадовала братьев. В это время Олдс заказал в мастерской Доджей постройку одноцилиндрового двигателя, который будет установлен на модели его автомобиля Curved Dash, которая станет прообразом первого массового автомобиля. По сути, это было тестовым заданием, после которого Олдсон должен был решить – подходят ему братья или нет. Доджи выполнили это задание на «Ура» и показали, что их компания достойна сотрудничества с ведущим автомобилестроителем Америки. Уже в июле 1901 года компании заключают свой первый значительный контракт. Согласно его условиям, они должны были разработать для Рэнсона Олдса две тысячи трансмиссий. Получая такой заказ, они практически полностью закрывают любую постороннюю деятельность и полностью погружаются в создание автомобильных комплектующих. В начале 20 века автомобильная промышленность представляла собой сотрудничество между независимым поставщиком деталей и комплектующих с владельцем автомобильной марки.

Два года сотрудничества дали результат. Доджи тщательно изучили строение автомобиля и собрали неплохой капитал для роста своей мастерской. И в 1903 году братья Доджи прекращают сотрудничество с Олдсом. Они делают ставку на Генри Форда, нового участника автомобильного рынка. Сложно казать, чем они мотивировались, ведь Форд сосем недавно, с треском, дважды провалил начатое дело, и такое сотрудничество было крайне рискованным, но, видимо, братьями управляло какое-то наитие, и это сотрудничество оказалось очень плодотворным. Первый заказ был на поставку 650 полных комплектов, которые состояли из двигателя, трансмиссии и осей, которые крепятся на раме. В будущем фирма Dodge Brothers начала поставлять две трети всех комплектующих для автомобилей Форда – практически все, кроме колес, кузова и шин. Судьбы двух компаний переплелись на целых одиннадцать лет.

Генри Форд

Форд собирал половину производившихся в то время автомобилей, а братья Доджи стали самым крупным мировым производителем автомобильных комплектующих. В самом начале своего сотрудничества с братьями, Форд, еще не имея достаточного количества средств, расплатился за их работу акциями своей компании, которая была на то время далека от успеха. Братья сохранили эти акции и это их, в прямом смысле слова, озолотило. Мало того, старший Додж занял пост вице-президента Ford Motor Company.

Выпуск собственных автомобилей.

Буквально перед началом Первой мировой войны Доджи приняли очень непростое, но закономерное решение – стать самостоятельной компанией-автомобилестроителем. В это время как-раз начались проблемы между Доджами и фордом. Сначала они основывались на стоимости комплектующих, но последней каплей, после которой братья разорвали связи с Ford Motor, стал спор, который касался договора по поводу будущей аренды Фордом нового, построенного братьями современного завода. Подлил масла в огонь и личный советник Джона, который как-то раз поинтересовался, почему братья не хотят строить собственные автомобили, у них вед есть ряд отличных наработок, а опыт работы с Фордом лишь прибавит цену их продукции. Посовещавшись, Горас и Джон, несмотря на возможные проблемы со сбытом, а также потерю высоких прибылей, пришли к выводу, что их советник прав. Да и Форд, уже будучи несколько староватым в это время, полностью отвергал любые перепланировки в конструкции. Доджи верили – они смогут строить лучшие автомобили, при этом не повышая на них цену. Начав свой независимый путь в области автомобилестроения, они с успехов внедрили в свое производство все нереализованные когда-то на автомобилях Ford инновации и предложения.

Полностью прекратив сотрудничество с Ford Motor Company в 1914 году, они полностью переоборудовали производственные мощности своего завода под выпуск автомобилей «целиком». Создавая новую модель, Доджи также подготовили по всей стране сеть дилеров, подняли неимоверный шум в прессе и развернули масштабную рекламную акцию. Все это вызвало немалый ажиотаж среди общества, которое с нетерпением ждало новинку. В том же году 46-летний Горас и 50-летний представили обществу свой первый автомобиль, и буквально за несколько недель они собрали более 70 тысяч заказов на эту модель. Новинка - Dodge Model 30, которая была обществом названа «Старушкой Бэтси» была оснащена 35-сильным четырехцилиндровым двигателем, который разработал лично Горас, спидометром, электрическим стартером и имела революционный на то время цельнометаллический корпус. Не смотря на то, что эта модель стоила почти что на 300 долларов дороже, чем захвативший просторы страны автомобиль Ford Model A, она была гораздо «продвинутее» и в плане надежности и в техническом плане, чем ее конкурент.

Dodge Model 30

Первый выпущенный автомобиль был назван "Dodge Model 30".

Риск потери денег был очень велики, нор он окупился с толикой. Бизнес начал приносить денег больше, чем компания зарабатывала, создавая комплектующие для форда.

249 экземпляров в первый год выросли до 45 тысяч в 1915 году. По уже привычной схеме, Горас занимал в компании пост вице-президента, а Джон - пост генерального директора компании. Но компанией они владели на равных правах. Горас Додж придумал огромное количество различных усовершенствований, из которых самым интересным и значительным стал метод промышленного обжигания окрашенного автомобильного корпуса.

Стоит отметить, что старший брат, у которого и раньше был не очень покладистый характер, стал еще более вспыльчивым и циничным, из-за чего детройтская элита не любила, когда он присутствовал на различных мероприятиях, и всячески его избегала. При этом Джон был влиятельным членом общины, солидным ее спонсором, активистом Республиканской партии, и это полностью компенсировало его характер. Он также не забывал о своих корнях, и периодически навещал могилы родственников, перечислял немалые денежные средства на помощь муниципалитету своего городка Найлз.

Горас был совершенно другим - примерный семьянин и душа компании, он всегда был желанным гостем на любом светском рауте. Естественно, что вместе с женой Анной они стали главными спонсорами и благотворителями открывшегося тогда Детройтского симфонического оркестра.

В Первую мировую войну Доджи очень помогали армии союзников: они выпускали для них военные грузовики, которые в мирное время превратились в первые коммерческие автомобили, также разработали революционный механизм, благодаря которому получилось значительно уменьшить откат, который был во время выстрелов артиллерийских орудий. У братьев было еще все впереди, но судьба распорядилась иначе. В 1920 году старший Додж заразился гриппом. Эту ситуацию сильно усугубил ранее перенесенный туберкулез. Ни лучше лекарства, н самые профессиональные доктора Америки не смогли ему помочь, и в том же году Джона не стало.

А еще буквально через несколько месяцев умер и Горас. У него начались проблемы с внутренними органами. Близкие люди утверждали, что заболевание, на самом деле, не было смертельным, но после смерти старшего брата Горас опустил руки, впал в депрессию и никак не хотел себе помогать. В том же году он умер и воссоединился со своим братом, с которым был неразлучным всю свою жизнь. То, к чему братья шли всю жизнь, а именно - свой собственный автомобиль, попытались продолжить их вдовы, но, увы, у них это не получилось, и за три года управления бизнес начал приходить в упадок. Всего восемь детей, от бывших жен и от вдов, также совершенно не понимали ничего в управлении компанией. Видя, что семья не может самостоятельно спасти наследие Доджей, женщины продали остатки компании Dodge Brothers, а потом она перешла к Уолтеру Крайслеру. С этого времени начался новый подъем компании.

Наследники Доджей не утруждали себя работой, а посвятили свою жизнь «высшему обществу» и судебным тяжбам, которые касались наследия отцов. Не в пример своим родителям, которые всегда были дружны, и у них никогда не возникало сор по поводу денег, дети пытались отсудить друг у друга по максимуму наследства. Все двадцатые годы судебные тяжбы и ссоры между Доджами фигурировали на страницах газет: финансовые проблемы, схватки за опекунство, разводы, превышение скорости, тюремные заключения.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту