Джузеппе Бертоне: делать невозможное возможным

В мире есть люди, которые еще при жизни становятся классиками форм. Они есть в любом виде искусства, в том числе и в автомобилестроении. Яркое доказательство тому - Джузеппе Бертоне, получивший еще в детстве прозвище Нуччио. Он создал наиболее важные модели ушедшего века, ставшие «переломными» для всей концепции автомобилестроения. Его работы вывели мировое автомобилестроение на многие годы вперед, По праву Бертоне достоин быть вознесенным на Олимп мирового автомобильного дизайна.

Джузеппе Бертоне Джузеппе Бертоне

Биография.

У Джузеппе любовь к автомобилям проявилась еще в детстве, и одну из основополагающих ролей в этом сыграл его отец. В далеком 1914 году, отец Джузеппе Джованни Бертоне организовал фирму, на которой строил различные повозки к конным экипажам, еще популярным в то время. В мир автомобилей Джованни вошел в 1921 году, когда он попробовал спроектировать кузов спортивного автомобиля. Его прочное и элегантное творение не осталось без внимания и в компанию начали поступать заказы на изготовление кузов для автомобилей. После этого старший Бертоне полностью переходит на этот вид работ. Такое занятие отца было с огромным интересом принято и его сыном, которого было просто невозможно оттащить от автомобилей. Отец мальчика, видя такой его интерес, поддерживал сына и максимально подключал его к ведению дел в мастерской. Когда Джузеппе исполнилось двадцать лет, то отец полностью ввел его в семейный бизнес. Бертоне учился в Туринском университете на факультете Экономики и Естественных наук. К тому времени Джузеппе закончил экономическую школу, и в его задачи входила продажа продукции. Но бухгалтерия, работа с клиентами и прочая бумажная волокита не привлекали юношу, он хотел исключительно заниматься автомобилями, «рисовать» их.

Уже к 30-м годам компания Bertone начала расправлять крылья. Качественные и добротные кузова, построенные на шасси Lancia и Fiat, приносят фирме известность. Не смотря на то, что в плане стилистики они еще не очень выразительны, работы хватает. В компанию поступает множество заказов - разработка прототипов, ремонт и сборка отдельных кузовов, а иногда и серийная сборка от крупных производителей. Из-за этого приходится нанимать новых служащих и расширять площади. К этому времени Бертоне-старший решает отойти от дел. Он понимал, что близится новая эпоха, в которой лучше ориентируется молодое поколение. Видя, что его сын прекрасно справляется с работой в компании, Джованни Бертоне в середине 30-х годов полностью передает ему правления компанией.

До второй мировой войны Джузеппе успел закрепить успех компании, но во время войны вынужден был выпускать, чтобы хоть как-то поддержать фирму на плаву, санитарные и армейские автомобили. Первые послевоенные годы принесли в производство застой, и максимальное, что удается делать – это выполнять нечастые заказы на производство спортивных автомобилей для гонок. Но для реализации творческого потенциала Джузеппе не хватало денег.

В начале 50-х годов американский стайлинг приходит итальянский стиль. В них отразился тонкость вкуса и лаконизм. В 1952 году, без каких-либо ожиданий компания приезжает на Туринский автосалон 1952 года. Там она представляет купе и кабриолет, созданные на шасси британской фирмы MG. Стремительный силуэт и округлые формы пришлись по вкусу дилерам из США, и они немедленно заказали 500 экземпляров таких автомобилей. Полученная сумма денег позволила Бертоне-младшему приступить к серьезной работе и проектированию.

Alfa Romeo Giulia Sprint Alfa Romeo Giulia Sprint

Alfa Romeo Giulia Sprint стала переломной в жизни Бертоне и открыла путь к успеху

Через два года после этого 40-летний Бертоне купается в лучах славы. Тогда он вновь посещает Туринский автосалон, где представил модель Alfa Romeo Giulia Sprint, ставшую во всех смыслах для компании и ее владельца переломной. Giulia Sprint произвела настоящий фурор. Изначально она задумывалась как эксклюзивная модель, которая должна были быть выпущено всего в количестве 500 экземпляров. Но, в результате стала любимой народом машиной, которую за годы выпуска создали в количестве более 40 тысяча экземпляров. Пластичные линии автомобиля на многие годы вперед определили фирменный стиль марки. Теперь за Бертоне закрепилась репутация специалиста по эксклюзивной сборке.

1900 Sport Spider 1900 Sport Spider

1900 Sport Spider, 2000 Sportiva и многие другие модели – с Alfa Romeo у Нуччо Бертоне на долгие годы завяжется тесное сотрудничество

Отныне компания смогла развернуть свою деятельность на полную - открываются заводы, создаются современные исследовательские центры. Для Бертоне становится приоритетным сотрудничество с компанией Alfa Romeo. Только с этой компанией он разработал такие модели 1900 Sport Spider, GTA, 2000 Sportiva, Giulia, серию BAT, которая сегодня поражает своими сверхнизкими коэффициента лобового сопротивления – всего лишь 0,19, и множество других моделей. Стоит отметить, что у Бертоне, кроме превосходного художественного вкуса, был еще один неоспоримый талант - он умело находил талантливых дизайнеров и конструкторов, прекрасно шел с ними на контакт и имел полное взаимопонимание. Джорджетто Джуджаро, Франко Скальоне, Марчелло Гандини, а также многие другие разработчики того времени прошли школу «Бертоне». Они оказывали влияние друг на друга и совместными силами создавали стиль будущего.

Alfa Romeo BAT Alfa Romeo BAT

Серия BAT, которая сегодня поражает своими сверхнизкими коэффициента лобового сопротивления – всего лишь 0,19.

Но, с кем бы Бертоне не работал, конечный результат его не устраивал. В конце работы непременно звучала одна и та же фраза: «Я достаточно удовлетворен работой, однако на свете нет ничего совершенного. Например, я уже много раз доказывал своим дизайнерам, что…", после чего следует длительное перечисление всего того, что кажется ему «не правильным». Бертоне не имел специального дизайнерского или конструкторского образования, поэтому рисовальную доску оставлял для профессиональных дизайнеров, хотя, сам за собой замечал, что всегда направляет карандаш словно по какому-то особенному курсу.

Сотым дизайн-проектом Нуччо стал специальный Ford Mustang, который завоевал любовь и популярность в Америке. В Европе этот автомобиль не заработал себе такой популярности, но также продавался довольно хорошо. По мнению Скотта Бейли сотрудничество с конструкторским бюро Bertone помогло создать привлекательный для европейцев автомобиль. Бейли незадолго до этого видел проект Giugiaro, и он произвёл на мужчину сильное впечатление. Этот проект Бертоне поручил молодому дизайнеру.

Lamborgini Miura Lamborgini Miura

Совершенство форм и свирепый "характер" Lamborgini Miura никого не оставил равнодушным.

В результате, получился довольно необычный Мустанг. Колёсная база автомобиля осталась без изменений, но радиатор и рулевую колонку установили ниже, аналогично было изменено расположение выдвигающихся фар. Эта модель автомобиля получила характерные для Bertone решетки по бокам и выдвигающиеся фары. Капот имеет сразу 3 выштамповки: 2 нужны для связи с амортизаторами, а одна используется в качестве воздушного фильтра. Вся задняя часть была сильнее опущена, почти на 11,5 сантиметров. Небольшие окошки автомобиля были оснащены электрическим приводом и могли автоматически открываться. Этот проект отлично совместил в себе американскую мускулистость и итальянский дизайн.

Показали эту модель в 1965 году на Нью-Йоркском автошоу. И Форд и Бентли остались довольны результатом. Но, увы, этот автомобиль так и не вышел в свободную продажу и на сегодняшний день остается всего-лишь в проекте.

При этом, продолжив сотрудничать с концерном Фиат, было успешно завершена разработка переднеприводного «FIAT 128», что поставило перед Нуччо вопрос о создании следующего поколения спортивных машин, поскольку на тот момент «FIAT 850 Coupe» уже сильно морально устарел и нужна была его срочная замена.

Но. в это же время Нуччо Бертоне на туринском автосалоне демонстрирует свой новый автомобиль под логотипом «Autobianchi».

Посетителей впечатлил футуристический дизайн кузова, который больше напоминал катер.

Воодушевленный успехом такой концепции, FIAT заказывает Bertone разработку спортивного автомобиля, который должен основываться на «FIAT 128», а кузово должно быть в стиле «Runabout». Таким образом, в 1973 году концерн получает свой заказ: новый автомобиль презентовали как «FIAT X1/9». Стоит отметить, что все концепт-кары, представляют собой не какие-то макеты из стеклопластика, являются настоящими ходовыми образцами! Все футуристические детали автомобилей и сегодня совершенно рабочие, чтоб это ни было – двери, капот или что-либо другое.

До своих последних дней Нуччо работал на износ. Он обладал феноменальной памятью – помнил каждую стилистическую особенность каждого автомобиля, имена всех тех людей, с которыми он когда-либо сотрудничал. Он постоянно держал контроль над каждым ежедневным процессом на заводе. Для Бертоне было абсолютно нормальным приехать утром в выходной в дизайнерский центр, и, не отвлекая дизайнеров от работы, изучить все те чертежи, которые там были. А наутро понедельника, приехав на работу, дизайнеры находили на своих столах и рисовальных досках пожелания и замечания, которые им оставлял мастер.

Lamborghini Countach Lamborghini Countach

Клиновидный Lamborghini Countach с ощетинившимися воздухозаборниками и дверями, которые для открытия поднимаются и отталкиваются вперед, разрушил все штампы в автомобилестроении.

Подобная атмосфера и мозговые штурмы и рождались уникальные модели автомобилей. Например, Lamborghini Miura, представленная в 1966 году. Она полностью поменяла мировое представления о дизайне автомобилей, которое царило в 50-х годах. Свирепый «характер» дизайна и совершенство форм, динамичность и пластика Miura не оставили никого равнодушным. Или же Lamborghini Countach, который дебютировал в 1971 году и стал настоящим ударом, поразившим автомобильную общественность наповал. Этот автомобиль не просто чем-то выделяется на фоне своих конкурентов. Он стал настоящим «пришельцем» с другой планеты. Это был клиновидный автомобиль, украшенный ощетинившимися воздухозаборниками. Он успешно разрушил все ярлыки и штампы, существовавшие в автомобилестроении. Countach получился по форме угловатым, низким и широким, корпус состоял скрепленных трапециевидных плоскостей. Но главной его визитной карточкой стали двери: они не просто открывались в бок, как у всех других автомобилей, а поднимались и отталкивались вперед.

Ferrari Dino 308 GTB4 Ferrari Dino 308 GTB4

Ferrari Dino 308 GTB4 – единственная попытка Нуччо Бертоне сблизиться с Ferrari, которая крепко дружила с конкурентом Bertone – Pininfarina.

Стоит отметить, что в автомобильном мире всегда были особые тандемы дизайнеров и автопроизводителей. Так, например, была тесная дружба между Ferrari и Pininfarina. То же самое было и у Бертоне с Lamborghini. Причем откровенная неприязнь Энцо Феррари и Ферруччо Ламборгини отобразилась и на двух заядлых конкурентах – Серджио Пинифарины и Нуччо Бертоне. Только один раз модель Ferrari была изготовлена за стенами Pininfarina. Это случилось в начале 70-х годов. Тогда Бертоне удалось создать настоящий «звездный» автомобиль – ультрасовременный Ferrari Dino 308 GTB4. Джузеппе как-то, на старости лет, заметил - единственное, о чем он сожалеет, это что ему не удалось поработать с Ferrari. Бертоне также сильно принимал к сердцу неприятности, которые происходили с Lamborghini.

Daewoo Espero, Volvo 780 Coupe

Но, в то же время Бертоне не зацикливается на производстве только для состоятельной публики. Он также брался и создавал уникальные массовые автомобили. Таким образом, его уникальными произведениями стали: Daewoo Espero, Volvo 780 Coupe, Simca 1200S Coupe, Berlingo, Citroen Xantia, BX, и много других, выпущенных тысячами и сотнями тысяч экземпляров.

Citroen BX Citroen BX

Что интересно, так это то, что в начале 80-х годов Бертоне вел переговоры с правительством СССР о возможности выпуска на заводе «Москвич» Citroen BX, но, эта идея так и не имела продолжения.

Бертоне в 80-е годы значительно модернизирует производство, и его конструкторское бюро выходит на передовые позиции. На заводах появляются промышленные роботы, конструкторское бюро обзаводится компьютерами. Кроме того, он сам разрабатывает и внедряет в производство программу «Машина дизайна». Она включается в себя цикл разработки стиля и технологии автомобиля. Эта система уже за первый год работы позволила разработать десятки прототипов, и несколько десятков полноразмерных макетов и моделей. Некоторые говорили, что этот конвейер Бертоне поглотил индивидуальность ателье, но под конец жизни Нуччо опять показал автомобильному миру, кто в доме хозяин.

Bertone Karisma Bertone Karisma

Автомобиль Bertone Karisma, получивший двери типа "крыло чайки", стал в начале 90-х годов подтверждением тому, что Нуччо Бертоне по-прежнему правит балом в мире автомобильного дизайна

В начале 90-х Джузеппе Бертоне поразил публику новой концепцией автомобиля Bertone Karisma, которые получил двери типа «крыло чайки». Нуччо сумел лично создать новый, неузнаваемый дизайн автомобиля, сделал его исключительно изящно. Ему удалось сохранить дух Porsche и придать ему популярный в начале десятилетия элемент «биодизайна». Одним из последних аккордов, которые в своей жизни сделал мастер дизайна – это сигарообразный электромобиль Bertone ZER. Этот шедевр стал не только высокохудожественным созданием. Но и инженерным. Именно этот автомобиль сумел преодолеть порог скорости в 300 км/ч.

Как сказал когда-то о Бертоне Марчелло Гандлини: «Он не боялся рисковать, поэтому всегда побеждал». Сам же Нуччо постоянно повторял своим сотрудникам: «Наша работа - делать невозможное возможным». Именно благодаря такому подходу Бертоне придавал автомобилям удивительный колорит. Последний раз Джузеппе Нуччо Бертоне показался перед своими почитателями за год до смерти, в апреле 1996 году на Туринском автосалоне. Возможно, он чувствовал, что пришло время попрощаться.

Ателье Бертоне в начале августа 2009 года приобрел концерн FIAT. Это было неизбежно, ведь после смерти известного мастера и дизайнера финансовые трудности с каждым годом все больше досаждали этому дизайнерскому бюро. После покупки Фиат инвестировал в ателье Bertone почти 150 миллионов евро, и на его основе организовал выпуск нишевых автомобилей, то есть – автомобилей массового потребления.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту