Этторе Бугатти - создатель самых роскошных автомобилей.

Этторе Бугатти

Биография.

Этторе Арко Исидоро Бугатти, будущий создатель наиболее дорогих в истории автомобилей, родился в Италии в 1881 году в семье потомственных мастеров изящного искусства. Дед Этторе, Джованни Луиджи Бугатти, работал в Италии архитектором и скульптором. А отец будущего известнейшего конструктора, Карло Бугатти, был известен на всю Италию как художник и ювелир, автор изысканной резной мебели. Оба сына, Этторе и Рембрандт, собирались выбрать такой же путь, как и их дед, то есть – стать архитекторами. А будущий великий конструктор даже немного попробовал себя в живописи. Это, безусловно, наложило свой отпечаток на характер будущих творений Бугатти, и его автомобили представляли собой шедевры технического и дизайнерского искусства.

Пока младший брат Рембрант упорно постигал мастерство ваятеля, старшему все чаще становилось за этим обучением скучно, и он украдкой поглядывал на улицу, на которой уже ездили первые безлошадные экипажи. В 16 лет он решает, что дело его предков ему не подходит и отправляется работу в автомобильную фирму «Prinetti». Там он занялся созданием автомобилей, которые должны были использоваться в гонках. Стоит отметить, что это без какого-либо технического образования. Бугатти до конца жизни так и не получил его. Просто, он был инженером от Бога, и этого оказалось достаточно, чтобы создавать уникальные автомобили, которые прославили его.

Уже через год, когда ему было семнадцать лет, появилось первое творение Этторе. Это был трехколесный моторный экипаж. Юный конструктор сразу установил на него четыре одноцилиндровых двигателя. При этом, Этторе решил, что лично примет участие в гоночном пробеге Париж-Бордо, но, во время заезда под колеса автомобиля попала несчастная собака, и это закончилось небольшой аварией. В результате автомобилю пришлось сойти с дистанции. Этторе после этого не сдается и проявляет небывалую настойчивость: он отремонтировал машину, и уже на следующих трех соревнованиях конструктор-гонщик занимает первые места. Стоит сказать, что до этого момента отец был недоволен выбором сына и даже отказывался его принимать в семью. Но, победа все поменяла, и он, наконец, благословил Этторе, и даже начал ему кое в чем помогать.

В 1901 году, благодаря помощи отца, Этторе открывает собственную мастерскую. Здесь он строит уже свой второй автомобиль, также оснащает его 4-цилиндровым двигателем, благодаря чему авто может разгоняться до 65 км/ч.. Именно эта машина получила на Миланской международной выставке золотую медаль, а фирма «De Dietrich» выкупила у Бугатти права на ее выпуск. Вскоре и самого создателя директора «De Dietrich» пригласила к себе на работу.

Type 10

Целых девять лет Бугатти работал на этой компании конструктором. Потом он переходит и в другие: «Mathis» и «Deutz». Самой последней моделью для «Deutz» стал эпохальный автомобиль «Type 10», который из-за своей необычной формы кузова был прозванной «ванной». Как-раз на основе этой модели Этторе Бугатти и начал создавать новые автомобили в своей собственной компании, которую он открыл в городке Мольсхайм в 1909 году.

Страсть к гонкам.

Поскольку он до того времени все еще увлекался автомобильными состязаниями, то Бугатти решает полностью посвятить себя и свою компанию созданию гоночных машин. Уже в 1910 году Этторе выводит из своего цеха модель «Bugatti Type 13». В этот автомобиль он сразу заложил несколько принципиально отличительных черт, которые потом будут встречаться абсолютно у всех автомобилей, созданных под именем «Bugatti»: устойчивость на дороге, отличная управляемость и знаменитый радиатор в форме подковы. Эта машина, одна из немногих, которая могла в то время развивала скорость 100 км/час, а благодаря уникальной маневренности она становилась бесспорным победителем на всех гонках, ведь с легкостью могла обходить всех соперников на крутых виражах, при этом, практически не снижая скорость. Новый модельный ряд был дополнен автомобилями «Type 15» и «Type 17», в которых были несколько увеличены диаметры колос, а именно до 2400 и 2550 миллиметров соответственно. За 10 лет работы, с 1910 по 1920 год компания Бугатти выпустила более 400 таких автомобилей, и за их рулем было одержано множество побед.

Type 13

Также было создано около дюжины «Type 16» и «Type 18», которые были намного мощнее, а кузов имели такой же, как и «Type 15», но мощностью в 100 лошадиных сил и двигатель с объемом пять литров.

Первая мировая война заставила Этторе Бугатти прекратить производство автомобилей. Тогда Европе было совсем не до спортивных состязаний, да и спорный Эльзас, в котором работал Этторе, тогда принадлежал Германии. Неизвестно почему и с каких соображений, но Бугатти продал лицензию на производство своих автомобилей французской «Peugeot», которая, по сути, была его противником. Сам же Этторе закопал в землю своих три лучших авто, после чего уехал в родную Италию, которая вступила в войну в 1915 году на стороне Антанты. Как только война закончилась, Этторе вернулся в Мольсхайм, который тогда стал принадлежать Франции, и его компания «Bugatti» тоже стала французской.

Работа компании возобновилась в 1921 году. Автомобили, которые Этторе перед свои уездом спрятал, были отрыты, а сам Бугатти продолжил творческий поиск. Вначале он создает новые две модели, на которые устанавливает восьмицилиндровый двигатель. Таким образом, модели «Bugatti-28» и «Bugatti-30» стали модернизацией его довоенных наработок. Уже в 1923 году в свет выходит «Bugatti-32», который, за его необычную форму прозвали «Танк».

Bugatti-32

В 1924 году в мир въезжает самый известный, получивший мировую славу, гоночный автомобиль мастера Бугатти. Это был изящный «Bugatti-35», и он сразу занял первые четыре места в Лионе на втором этапе Европейского Гран При. Его восьмицилиндровый двигатель, объем которого был 1991 см. куб. имел мощность в 95 лошадиных сил, а в комплексе с отличной маневренностью он в пух и прах громил все попытки соперников его опередить. Это действительно был самый уникальный автомобиль того времени.

Кроме того, эта модель имела много оригинальных особенностей: у нее была трубчатая передняя ось, и полностью через тело проходили рессоры, из алюминиевого сплава были сделаны литые колеса и многое другое. «Bugatti-35» стала невероятно популярна, уже за пять лет после ее создания компания Бугатти выпустила модернизированные версии автомобиля «35A», «35B», «35C» и «35T», общим количеством 336 машин. Все они принимали участие в главных автомобильных соревнованиях, и общем числом завоевали неслыханное количество побед - 1800!

Тогда марка «Bugatti» уже была у всех на слуху. После этого известные автомобили начал покупать «богемный мир»: аристократы, миллионеры, артисты и писатели. Разумеется, что не для участия в гонках, но, для личного удовольствия. Таким образом, «Bugatti» вызвал первую моду на «гражданские» спортивные автомобили. Для того, чтобы превратить гоночную модель автомобиля в спортивную, кузов модернизировали, кроме того добавили крылья и подножки, фары и складную или стационарную крышу. Увы, увлечение этими автомобилями для некоторых оказалось трагедией. Именно в одном из автомобилей «Bugatti» погибла известнейшая танцовщица того времени, Айседора Дункан, которая имела страсть к автомобилям без крыши длинным шарфам, что ее и убило: длинный красный шарф, зацепился во время езды за колесо и женщину задушило.

В это время гонки шли не только на трассах. Пытались обогнать друг друга и конструкторские бюро. Лучшие инженеры Европы пытались создать максимально мощные и скоростные автомобили. Этторе Бугатти пытался не отставать от других конструкторов. В 1929 году его концерн выпускает «Bugatti-45», оснащенный 16-цилиндровым двигателем, мощность которого была 271 лошадиных сил В 1931 году он создает немного меньшую модель автомобиля «Bugatti-51», у которой уже был восьмицилиндровый мотор объемом 2261 см.куб. и мощностью 140 лошадиных сил В том же году из-под его рук выходит стремительный «Bugatti-54» (объем мотора - 4972 см. куб., мощность - 300 лошадиных сил, который в том году установил рекорд скорости, проехав более 210 км/ч.

В 1934 году компания выпустила роковой «Bugatti-57». Это был шикарный спортивный автомобиль, настоящая мечта каждого миллионера, «лошадка» лучших гонщиков. Этот автомобиль собрал несколько десятков побед, а также установил рекорд скорости для своего класса, проехав со скоростью 218 км/ч. Увы, спустя пять лет, во время испытаний модификации этого автомобиля, трагически погиб Жан Бугатти, сын конструктора, который должен был после отца занять пост главы и главного конструктора всей фирмы. Парень, пытаясь избежать столкновения с пьяным велосипедистом, вылетел с дороги и перевернулся.

Bugatti-57

Трагедия ввела старшего Бугатти в сильную депрессию. Он постепенно «сдает позиции» и его детища становятся уже не такими мощными и быстрыми, конкуренты начинают его опережать. Последний гоночный автомобиль, созданный Этторе - «Bugatti-50b». Он имел двигатель объемом 4739 куб.см. и мощность 470 лошадиных сил уже не смог одержать победу над лучшим гоночным каром Третьего Рейха, «Auto Union D-Type» (485 лошадиных сил, 300 км/ч.).

Но это поражение не было позорным, ведь Бугатти создавал автомобили самостоятельно, А над немецкими, работали, по приказу Гитлера, коллективы лучших конструкторов всей Германии.

Королевские автомобили.

Этторе Бугатти остался непревзойденным в другом. Он создавал эксклюзивные спортивные лимузины для особо богатых и важных персон. Главное из его детищ, «Bugatti Royale Type 41», селилось в автомобильных коллекциях королей и миллиардеров.

Еще в далеком 1913 году Этторе задумал себе создать автомобиля, в котором воплотится его мечта, которую он сам нередко описывал: «Я хотел бы создать автомобиль, который был бы больше «Hispano-Suiza» и «Rolls-Royce», хотя его масса была бы меньше. И чтобы он мог развивать 150 км/ч, и был бы при этом бесшумным. Чтобы гарантия на него составляла пять лет, а каждый узел машины был выше всякой критики».

Bugatti Royale Type 41

В реальность воплотить эту месту ему удалось лишь тридцать лет спустя. И ему в этом тогда помог сын Жан. Они создали огромный автомобиль, длинна которого была более шести метров. Конечно, он весил немного меньше «Rolls-Royce», хотя только один его двигатель уже тянул на 350 кг. И это не удивительно, ведь объем восьмицилиндрового «монстра» в первой версии достигал 14,7 литров! Со временем его пришлось сократить до 12,76 литров. При этом, автомобиль поглощал 50 литров бензина на каждые 100 км. Это вынудило установить на автомобиле бензобак, размером в 191 литр, систему охлаждения на 68 литров и 23-литровую систему смазки.

Но, этот двигатель выдавал ни много ни мало - 300 лошадиных сил, легко оставлял позади все лимузины того времени и действительно мог претендовать на звание «спортивного лимузина», несмотря на свои размеры. Бугатти создал только шесть «Bugatti Royale Type 41» При этом каждый из них имел свой уникальный дизайн кузова, который индивидуально заказывали у известных производителей. Бугатти планировал продать эти автомобили королям (отсюда и название) и самим богатым людям того времени. Увы, продать удалось только три их них, ведь даже для богатых и известных цена в 6500 фунтов была слишком высокой, с учетом того, что за «Rolls-Royce» просили «всего» 3000 фунтов. Кроме того, это как раз было время Великого Кризиса, во время которого даже самые богатые были вынуждены считать деньги. Увы, Этторе Бугатти, постоянно подчеркивавший, что для него нет понятия «слишком дорого», совершенно не учел превратностей экономики.

В результате три из шести созданных им лимузинов остались в самой семье Бугатти. Этторе использовал один из них, второй подарил дочери, а третий считался «общесемейным». Чудом пережив войну, автомобили «Bugatti Royale» стали пользоваться спросом уже во второй половине ХХ века. Учитывая, что это были редкие коллекционные машины, они вошли в десятку наиболее дорогих когда-либо созданных и проданных автомобилей.

Автомобиль выпуска 1931 года - «Bugatti Royal Berline de Voyager», который Этторе Бугатти называл «сливками со сливок», был оценен в 1986 году на 6 500 000 долларов. Автомобиль «Bugatti Royale Kellner Coupe» продали за немалую сумму в 8,7 миллионов долларов на аукционе «Christie's». Еще через несколько лет, в 1987 году на этом же аукционе установили безусловный ценовой рекорд: модель «Bugatti Type 41 Royale Sports», ушла за баснословную сумму - 10 700 000 долларов!

Инженер, художник да и просто чудак.

Стоит отметить, что не только автомобили Бугатти были неординарными. Он сам, как человек, был уникальной личностью. Помимо своей работы, он не отходил далеко от искусства: писал картины, собирал скульптуры брата Роланда и коллекции картин других художников. В качестве своего жилья он облюбовал два замка; один под Парижем, а второй возле своей фабрики в Мольсхайме. В его замках, помимо богатых винных погребов, были конюшни со скаковыми лошадьми, и целый питомник фокстерьеров.

При этом, все творческие люди бывают со своими странностями. И их у Этторе Бугатти было «пруд пруди». Конструктор требовал на своей фабрике идеальной чистоты, которая сравнима, разве что, с чистотой на сегодняшнем фармацевтическом производстве. Он не терпел возражений и замечаний. Однажды ему заявили, что механический тормоз уже устарел и его давно пора заменить на гидравлический, то Бугатти сердито изрек знаменитую фразу: «Я создаю автомобили для того, чтобы они двигались, а не чтобы останавливались!»

Когда же один из покупателей однажды ему пожаловался, что двигатель на морозе плохо заводится, Бугатти высказал ему, что если у него были деньги на такую дорогую машину, то должны быть деньги и на отапливаемый гараж. Покупатели у Бугатти были из числа богачей и звезд. Хотя нередко к конструктору заезжали и венценосные особы: короли Швеции, Бельгии, Румынии.

Когда Этторе изготовил свой первый «Bugatti Royale», то принципиально не установил там спидометр, поскольку считал, что по таким пустякам королям волноваться не следует. Впрочем, Бугатти никогда не боготворил монархов. Был даже случай, когда он отказался продать королю Болгарии автомобиль, потому что тот, по мнению Бугатти, совершенно не умел вести себя за столом.

Стоит отметить, что Бугатти прославился еще одним своим созданием - первым в мире детским электромобилем «Baby Bugatti». Сделал он его для своего младшего сына Роланда, но эта игрушка впала в глаз состоятельным соседям, которые заказали у Бугатти и для своих детей такую игрушку, и вскоре все богачи поспешили к Этторе за подарками своим детям. Таким образом, с 1927 по 1930 годы было выпущено пять сотен этих автомобильчиков.

Умер великий конструктор в 1947 году, через две недели после того, как продемонстрировал свою последнюю модель, «Bugatti-73» на Парижском автошоу. Увы, разоренная войной Европа совершенно не думала в тот момент о дорогих автомобилях, а смерть Бугатти внесла в ряды его сотрудников уныние и растерянность. С этого момента звезда «Bugatti» начала потухать. Теперь постоянно не хватало денег на разработку новых моделей. Через 12 лет младший сын известного конструктора попытался возродить дело отца, и выпустил прототип модели «Bugatti 451 V12», которая стала одной из наиболее мощных спортивных автомобилей того времени. Но доработать ее уже не смогли. Через четыре года, в июле 1963 года компания была продана фирме «Hispano-Suiza». Новый владельцы растоптали в пух и прах своего конкурента, распорядились прекратить создание новых моделей и полностью стерли с лица землю компанию «Bugatti».

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту