Фердинанд Порше - автомобиль мечты построю сам!

Фердинанд Порше

За всю историю автомобилестроения появлялись и исчезали многие имена. Некоторые из них задержались надолго, а часть осталась в жизни современного автомобиля навсегда. Именно к последним относится имя Фердинанда Порше, которого называли одним из самых талантливых автомобильных инженеров за всю историю существования автомобилей. Ведь именно он стал создателем «Жука» - модели, которая оказалась самой массовой в истории человечества. Но этим достижения Фердинанда не ограничились.



Биография.

Великий немецкий конструктор родился совсем не в Германии. Само событие случилось 3 сентября 1875 года в небольшом городке Мафферсдорф, который в то время принадлежал Австро-Венгрии, а сегодня входит в состав Чехии и уже называется Вратиславице. С раннего детства Фердинанд проявлял огромный интерес к технике. Будучи в возрасте пятнадцати лет Порше создал собственный генератор, с помощью которого можно было освещать дом. Причем для маленького Мафферсдорфа это была поистине роскошь, ведь тогда электричеством освещался только дом бургомистра города.

дом в Маффесдорфе

Трудовую карьеру Фердинанд начал в качестве ученика жестянщика на фирме своего отца. Все сразу поняли – этот мальчишка может достичь гораздо большего. Именно поэтому Фердинанда отправляют в Вену на обучение. Там он слушает лекции в местном техническом университете. При этом параллельно работает в небольшой компании, которая специализировалась на производстве электродвигателей. Правда тогда молодому Порше поручили только убирать помещение. Но, в должности уборщика он проработал совсем недолго.

В 1898 году, когда Фердинанду исполнилось 23 года, его приняли на работу в довольно известную в то время компанию Lohner, где ему сразу же дают работу над серьезными проектами. Результаты этой деятельности были показаны в 1900 году в Париже на автосалоне. Причем, этот результат опередил свое время. Лет, этак, на сто… Дело в том, что созданный Фердинандом автомобиль под названием Lohner-Porsche был электромобилем.

Lohner-Porsche

Причем, его электрические двигатели были расположены в ступицах передних колес. Не удивительно, что это детище юноши признали лучшим автомобилем всей выставки. Уже в 1900 году Порше немного дорабатывает свой электромобиль, дополнив его и бензиновым двигателем. Получилось, что Порше в 1900 году создал первый в мире гибрид! Сейчас, созданный первый автомобиль Порше принадлежит Техническому музею в Вене.

С этого момента начался стремительный взлет Фердинанда по карьерной лестнице. Буквально через шесть лет, в 1906 году, его назначают техническим директором Austro-Daimler. Это была уникальная история, ведь ему тогда был всего 31 год, а он уже отвечает в огромной автомобилестроительной компании за весь модельный ряд.

Фердинанд и Луиза

Это было время, когда Порше был по-настоящему счастлив. Ведь теперь у него есть любимая работа, средства для создания автомобилей, большой коллектив единомышленников. Личная жизнь тоже не давала в себе сомневаться - в 1903 году он успешно женился на Алоизии Каес, красивой девушке, с которой они уже несколько лет встречались. Очень скоро у молодой семьи появилось прибавление – девочка, которую назвали Луиза. А через шесть лет появляется наследник, которого назвали в честь отца. Чтобы не путаться среди двух Фердинандов ребенка в семье называли не иначе как Ферри. Стоит отметить, что он позже тоже стал автомобильным конструктором, причем не менее успешным, чем его отец. А имя Фердинанд настолько пришлось по вкусу семейству Порше, что оно было передано по наследству еще и внуку первого Фердинанда. После того, как Фердинанд занял место технического руководителя Austro-Daimler, стало понятно – больше всего инженера привлекают именно спортивные автомобили. С каждым годом он строит все больше спортивных автомобилей, и ездят они все быстрее. Некоторые даже приходят к победе на гонках. В гонке на призы принца Генриха в 1909 году автомобиль, который создал Фердинанд, к финишу пришел вторым. А уже в 1910 году командой Austro-Daimler была отпразднована абсолютная победа – автомобили концерна заняли три первых места. Причем, именно в этой гонке Фердинанд проявил себя как талантливый пилот, поскольку за рулем одной из этих машин сидел он сам! Интересно то, что в качестве механика у Фердинанда Порше именно в той гонке работал молодой юноша по имени Иосиф, он гораздо позже стал известным в качестве руководителя Югославии - Иосиф Броз Тито.

После Первой мировой войны семья Порше из Австрии переезжает в немецкий Штутгарт, где Фердинанд становится техническим директором всего концерна Daimler. Именно там был создан автомобили, которые сделали марку Mercedes такой знаменитой. Причем, именно благодаря Фердинанду Порше был создано много знаменитых компрессорных Mercedes 20-х годов прошлого века!

Но концерн Daimler не принес того удовлетворения и результатов, которые ожидал Порше. После нескольких лет работы Фердинанд решает оттуда уволиться и основать собственную фирму. Таким образом, в 1931 году появляется новая компания с очень длинным, но прозрачным и понятным названием, которое сразу говорило – чем тут занимаются, и какие услуги могут предоставить: «Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению». С самого начала имя Порше работало на него, и недостатков в заказах не было.

Austro-Daimler Sascha

Это Austro-Daimler Sascha 1922 года выпуска (Порше стоит пятым справа, а за рулем сидит легендарный гонщик Альфред Нойбауэр). Этот автомобиль был построен для австрийского принца Саши Коловрата. Автомобиль весил всего 600 кг, а в качестве двигателя использовался 1089-кубовый агрегат с алюминиевым блоком цилиндров и двумя верхними распредвалами. Мотор выдавал 45 л.с. – этого хватало, чтобы разгоняться до 145 км/ч.

Мало того, Фердинанда даже приглашали на пост министром… СССР. И это не было шуткой! В 1932 году двух Фердинандов Порше Сталин приглашает посетить Советскую Россию. Они объезжают в комфортабельном литерном вагоне все крупные стройки, которые велись в стране советов в 30-х годов. Наверное, Иосиф Виссарионович хотел сразить наповал старшего Фердинанда масштабами и перспективами, ведь для Порше заранее дали карт-бланш на любые разработки. Увы, что-то Фердинанду не понравилось, и он наотрез отказался связывать судьбу с Россией. Интересно то, что значительно позже, во время Второй мировой войны от Порше германская военная разведка потребовала данных о русской промышленности: о методах выплавки стали, об оборудовании, о различных технологических секретах. Порше отказался дать эти сведения, мотивирую это тем, что русские в тот момент предлагали ему коммерческую сделку, а об этих процессах ему не рассказывали и не показывали.

Работа над своим автомобилем.

В начале 30-х годов у Фердинанда новая цель – он начал заниматься созданием своего, в будущем, самого знаменитого детища, а именно - народного автомобиля. Вначале заказ на создание дешевого автомобиля ему дала мотоциклетная компания Zundapp. Увы, из-за отсутствия средств этот проект был свернут. Но после того как на политическом небосклоне появились национал-социалисты, то проект дешевого автомобиля для народа вновь был вынут из дальних ящиков. Фердинанд в 1934 году озвучил свою идею создать Volks-Wagen. Эта мысль понравилась властям, и они поддержали Фердинанда.. Фюрер, во время выступлений кричал толпе: «Германским рабочим отныне не нужно будет добираться пешком до работы. Ведь благодаря национал-социализму у каждого рабочего будет собственный автомобиль».

Уже в 1935 году Порше показал свои первые ходовые экземпляры автомобиля, а в следующем году начали строительство завода по выпуску этой модели. Интересно то, что для создания автомобилей и постройку завода деньги собирались с обычного народа. Разработанная национал-социалистами программа состояла в том, что еженедельно каждый рабочий будет перечислять 5 марок на специальный счет. Уже через три года и восемь месяцев у него накапливалось бы 990 марок, за которые он получал бы автомобиль под названием KdF (в переводе - «сила через радость»).

Austro-Daimler Sascha

Более 300 000 жителей Германии поверили в обещания фюрера, и надеялись, что за 990 марок новая власть Германии даст им машину. Увы, надеждам на светлое автомобильное будущее народа так и не суждено было сбыться. Через несколько лет началась Вторая мировая, и несколько сотен KDF, которые таки успели собрать на новых заводах, были переданы руководителям Третьего Рейха. После окончания войны очень многие вкладчики потребовали свои автомобили от концерна Volkswagen, на которые таки было отдано самые 990 марок. Но получить автомобили так никому и не удалось, единственное, что смог предоставить обманутым вкладчикам Volkswagen – это скидка на другие автомобили.

Стоит отметить, что тогда планировались невиданные масштабы производства «Жуков» - 1 миллион машин в год. Чтобы выйти на такой уровень Порше понадобилась консультация по налаживанию массового производства. Для этого он отправился за океан к Генри Форду - другому автомобильному гению. Тогда изобретатель конвейера сказал: «Если кому-то удастся построить автомобиль дешевле и лучше, чем я, то так мне и надо...». После поездки Порше, вместе с передовыми технологиями. привез из Детройта компанию и специалистов, которые тут же взялись за дело.

Очень быстро было собрано 33 «жучка». Интересно то, что имя «Жук». Автомобиль получил от одного американского репортера. Бедняга даже не подозревал, что запатентуй он это название, то стал бы миллионером.

Содействие фашисткой Германии.

Иногда говорят о том, что Порше во многом помог фашисткой Германии во время Второй мировой войны. Мол, танки «Тигр» и «Королевский Тигр» именно он придумал. А в 1944 году в советских газетах появилась заметка о том, что 12 августа младший лейтенант советской армии А. Оськин подбил новейший «Королевский тигр», в котором за пультом управления сидел сам Фердинанд Порше. Мол, конструктор был настолько уверен что его танки неуязвимы, что сам сел за управление боевой машиной. Конечно же, журналистов совершенно не смутил тот факт, что в 1944 году Фердинанду Порше было уже 69 лет. Если же внимательно рассмотреть вопрос сотрудничества конструктора и Третьего Рейха открывает совершенно иную картину. У талантливого конструктора не получалось делать военную технику! Причем ни для кого. Конструкторское бюро Порше приняло участие в тендере на производство военной техники, но, созданные Фердинандом образцы проявил себя хуже, чем те же образцы компании Henschel. При этом, к танку «Королевский Тигр» Порше разработал только один из вариантов башни. Таким образом, из тяжелой техники Порше создал лишь не очень удачные самоходные установки «Фердинанд», которых было создано 90 машин, а также два огромных танка Maus («Мышонок»). Ни один из танковых гигантов так и не принял участие в боях. Почему Фердинанд создал два гиганта весом в 180 тонн никто так и не понял. Причем эксперты танкостроения единогласно были против такого сооружения, ведь практически ни один мост не смог бы выдержать такой вес. Всего было собрано только два «Мышонка», но их немцы взорвали в 1945 году, когда к ним приближались советские войска. Гораздо позже один из танков был восстановлен и сейчас он стоит в военном музее в Кубинке.

танк Maus

Поражение немцев в войне очень больно ударило по всей семье Порше. Причем не только потому, что их же союзники полностью разбомбили конструкторскую штаб-квартиру, из-за чего в огне был потерян весь архив с чертежами автомобилей. Гораздо страшнее было то, что в 1945 году французские власти арестовали старшего и младшего Порше. Отца и сына обвинили в том, что они сотрудничали с фашистским режимом, выдавали гестапо бойцов сопротивления и использовали труд военнопленных.

Младшего, Ферри Порше, в 1946 году решили отпустить на свободу. И он в очень краткие сроки после своего освобождения разрабатывает для итальянской компании Cisitalia гоночный автомобиль. Полученные за работу деньги, а это было 1 миллион франков, он передает в качестве выкупа за своего отца французским властям.Стоит отметить, что и старший Порше не сидел за решеткой сложа руки. По слухам, именно в это время и в этом место он помог компании Renault в создании модели 4CV. В общей сложности Фердинанд Порше старший в тюрьме просидел целых 22 месяца. В итоге ему никакого обвинения так и не предъявили. Но, это время сыграло с ним злую шутку. Будучи уже в возрасте. И имея слабое здоровье, в тюрьме он полностью потерял остатки своей силы. Причем, к больному Фердинанд, который тогда был в тюрьме, почему-то не допускали врачей. Только когда Порше стал совсем слаб, к нему таки пустили доктора, чтобы тот осмотрел инженера. Эскулап потребовал выпустить немедленно больного на свободу, поскольку было очевидно, что старому и больному человеку осталось от силы несколько месяцев.

Сбылось так, как сказал доктор. Через несколько месяцев после освобождения, а именно 19 ноября 1950 года известный инженер Фердинанд Порше перенес инсульт. Менее чем через три месяца, 30 января 1951 года сердце автомобильного гения остановилось. Но, до этого события Порше еще посчастливилось пережить несколько счастливых мгновений. Во-первых, он таки успел увидеть, как начали массовое производство разработанных им «Жуков». Но, самое главное стало то, что до своей смерти он совместно с сыном построил еще один автомобиль, который получил название 356 и стал первым серийным автомобилем новой компании Porsche!

Фердинанд Порше

Уникальная фотография. Фердинанд Порше вместе со своим внуком Фердинандом Александром Порше (слева) и племянником Фердинандом Пихом рассматривают модель новейшего Porsche 356. Позднее оба этих мальчика сыграют очень важную роль в развитии мировой автомобильной промышленности.

После освобождения Австрии правительство наложило на все германское имущество арест, под который попал и капитал Порше. В итоге младшему Фердинанду пришлось срочно искать спонсоров. В такой роли выступили два германца фон Ценгер и Бланк, которые были руководителями цюрихского рекламного агентства.

Окончательно возвращение бюро Порше в Германию состоялось только в конце 1949 года. Тогда производство въехало в мастерские, которые арендовали у размещенной в Цуффенхаузене, кузовостроительной фирмы Reutter.

После того, как с конвейера «Фольксвагена» буквально через год после освобождения сошел «жук», у которого был порядковый номер 1000, стало понятно – этот автомобиль завоюет весь мир. Добротные и дешевые автомобили полюбились американским солдатам, расквартированным по всей Европе. Их не сильно смущало то, что пассажиру приходилось сгибаться в три погибели, чтобы вылезти из салона через передние сидения. Плюсом автомобиля была его цена – «Жук» стол месячное жалование, и поддавался ремонту. «Жуки» хлынули в Штаты, быстро завоевали Европу и весь мир.

Темпы роста производства этих автомобилей поражала, Миллионный автомобиль выпустили уже в 1955 году. Существует даже легенда, что Джон Леннон свою группу назвал «Beatles» (в переводе - жуки) именно в честь любимого автомобиля.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту