Фредерик Ланчестер - человек, опередивший свое время

Иногда случается так, что люди рождаются не в свое время: одни - значительно позже, а другие – намного раньше. И если первые просто теряются в этом мире, то вторые становятся гениями, несущими передовые идеи. Не всегда таких гениев ценят, и еще реже ими восхищаются в период их жизни, но их труды ценят потомки. Одним из таких уникальных личностей и был Фредерик Ланчестер – который однозначно должен был родиться значительно позже. Но! Он родился тогда, и вошел в «Большую тройку» самых выдающихся английских автомобильных инженеров. Причем, это только в области автомобилестроения, не говоря уже о его вкладе в физику, аэродинамику и довольно диковинную область науки - математическое решение военно-стратегических задач.

Фредерик Ланчестер Фредерик Ланчестер

Фредерик Ланчестер – был гением, который смог подарить миру множество открытий и важных, уникальных изобретений.

Биография.

Родился будущий ученый и изобретатель в 1868 году в столице Англии. Семья Фредерика была образованной и довольно обеспеченной. Родители были людьми искусства, всю свою жизнь они посвятили преподаванию и архитектуре, поэтому в сыне они также видели продолжателя своего семейного дела. Как результат – Фредерик получил блестящее техническое образование. В 20 лет, уже после окончания обучения, он работает чертежником в патентном бюро. Это время стало для него очень важным, именно тогда ему удалось запатентовать свое первое изобретение, после которого, правда, было еще четыре сотни не менее важных и уникальных. Первым изобретением стал изометрограф, который помогал дизайнерам в проведении чертежных работ. Естественно, что это уже дает отличную характеристику Ланчестеру – он был человеком крайне педантичным, а его технические разработки отличались тщательным исполнением и высочайшим качеством.

В молодом человеке просто таки бил фонтан идей, из-за чего Фредерик не мог сидеть на месте. Его все больше тянуло к технике. Проработав немного в патентном бюро, он меняет свое место работы и получает место помощника управляющего на заводе по производству газовых двигателей. Там он сразу же патентует новые изобретения – маятниковый акселерометр для регистрации ускорения и торможения транспортных средств, а также маятниковый регулятор для контроля скорости двигателя. Довольно скоро получив повышение и заняв место управляющего компанией, Ланчестер лично разработал самый сильный и большой для того времени газовый двигатель, который, ко всему прочему, был еще и очень экономичным. Позже также патентует еще одно устройство – самозапускающийся элемент для газового силового агрегата. Права собственности на это изобретение он очень выгодно продает.

Маятниковый регулятор для контроля скорости двигателя Маятниковый регулятор для контроля скорости двигателя

Маятниковый регулятор для контроля скорости двигателя – одно из первых изобретений Ланчестера

Таким образом у него получается заработать свой первый, довольно солидный, капитал. Это становится основой для его личного бизнеса. Он начинает арендовать небольшую мастерскую, в которой все время проводит опыты и экспериментальные работы. Здесь он понимает, что, наконец, может полностью раскрыть свой талант и реализовать себя как изобретателя. Уже порядком устав от работы на компанию по производству газовых двигателей, он уходит в отставку. Этот шаг имел немало положительных сторон для жизни Фредерика – ему вскоре удается построить первый бензиновый двигатель, у которого была очень важная, поистине революционная часть – карбюратор. Конструктор устанавливает этот двигатель на лодку, создав, таким образом, первую в мире моторную лодку.

Создав быстроходное плавающее средство, было логичным перейти к наземному транспорту.

Стоит отметить, что еще до 1895 года в Англии было очень плохо с «самодвижущимися экипажами». Основной причиной чему был «Закон о локомотивах», который сильно ограничивал скорость и условия передвижения паромобилей. Естественно, что в то время, пока вся Европа и Америка уже вовсю воспроизводили творение Готлиба Даймлера и Карла Бенца, Англия даже не думала об «автомобильном процессе». Только когда горе-закон был значительно смягчен, в Англии и появляются первые автомобили. А творцом первого британского автомобиля стал не кто иной как Фредерик Ланчестер. Естественно, что машина получилась крайне качественной, ведь к ее разработке изобретатель подошел с присущей ему щепетильностью и точностью.

Первый автомобиль.

Свой первый автомобиль Ланчестера создал в 1895 году, но он особо не выделялся среди других. Единственная его особенность – это то, что в однолитровом 5-сильном двигателе вращались в противоположные стороны два коленчатых вала. Это позволило существенно уменьшить вибрацию мотора. Которая в других автомобилях неизменно возникала. Но, с каждой последующей моделью Фредерик внедрял новые и новые уникальные разработки. Он самостоятельно создавал узлы и агрегаты. Причем Ланчестер настолько хорошо понимал и чувствовал автомобиль, что уже спустя несколько лет, автомобиль, созданный им, завоевал на Автомобильной выставке в Ричмонде золотую медаль за дизайн и производительность. Также его творение приняло участие и в 1000-мильной гонке Королевского автомобильного клуба, и пришел только с одной. Незначительной поломкой к финишу, а это было действительно уникально! После такой рекламы к Фредерику поступали новые и новые заказы и ему пришлось реорганизовать свою небольшую мастерскую в предприятие под названием Lanchester Engine Company. В качестве компаньонов он выбрал своих братьев Фрэнка и Георга. Их задачей было продвижение продукта на рынок Америки.

Памятник первому английскому автомобилю Ланчестера

Памятник первому английскому автомобилю Ланчестера.

Автомобили Lanchester были прекрасны во всем. И именно это дало возможность говорить сейчас о Фрэдерике как о зачинателе концепции машин представительского класса, а также как о дерзком разрушителе существовавших в то время норм и принципов автомобилестроения. Позже даже один британский журналист написал: «это были первые автомобили, которые создавались на научной основе». Так, например, чего только стоит горизонтальный двигатель, установленный в центре шасси.

Lanchester 1903 г. Lanchester 1903 г.

Модель Lanchester 1903 года с кузовом "тонно" считается одной из самых характерных для изобретателя и остается любимой и у современных автомобилистов.

У автомобилей Фрэдерика мотор был оснащен двумя противоположно расположенными цилиндрами. также у него было два синхронно вращающихся в разные направления коленчатых вала, которые были соединены шестернями со спиральными зубьями. Благодаря этому получилось добиться уравновешенности силового агрегата, что было на то время действительно фантастикой. Кроме того, в моторе был оригинальный клапанный механизм. И это не все. Также была установлена и полностью автоматическая система смазки, чего в других автомобилях никогда не было. Верхом технической мысли автомобилей Фрэдерика стала планетарная коробка передач. Она передавала крутящий момент червячной передаче заднего моста, что был оснащен шарикоподшипниками и шлицованными полуосями. Не меньше удивляло автомлюбителей того времени и зажигание от магнето низкого напряжения. Дополнительную жесткость всей продукции придавалась тем, что все узлы были смонтированы на раме стационарно.

Подвеска автомобилей Lanchester Engine Company представляла собой соединение всех существующих в то время типов – пружинного, рессорного и других. Не менее интересными у этих автомобилей были и тормоза. В 1902 году именно Фредерик Ланчестер запатентовал дисковые тормоза. Именно их он стал со временем устанавливать и на свои модели автомобилей. Дисковые тормоза Ланчестера, как и в современных автомобилях, имели зажимы. Они прижимались и фиксировали с двух сторон барабан колеса.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза изобрел именно Ланчестер, однако явно раньше своего времени – из-за отсутствия подходящих материалов они долгое время не применялись.

В то время на всех автомобилях использовались тормозные колодки. Но они постоянно портились из-за перегрева. Но изобретение Ланчестера еще долгое время не находило среды автомобилистов популярности из-за отсутствия необходимых материалов. К тому же привычка давала о себе знать, ведь и телеги до этого останавливали с помощью прижатия палки к рабочей поверхности колеса. При этом управление автомобилей Фрэдерика было рычажным, как и у тракторов, в то время как другие производители уже давно использовали руль.

Особенно был популярен автомобиль Ланчестера под названием «тонно». Это был 4-литровый 12-сильный автомобиль с двигателем и кузовом. Он был очень популярным в первое десятилетие 20 века. Один только его внешний вид кардинально отличал эту машину от всех других конкурентов. Новая модель была удлиненной, с широкими, приземистыми формами. Мало того, у него не было выступающего капота! Такой дизайн не мог пне привлечь покупателей. Интересными были и колоса, украшенные спицами. Также в этой же модели сиденье водителя было установлено впереди мотора из-за центрального расположения двигателя. Сзади от силового агрегата был устроен отсек для пассажиров, входная дверь находилась в задней стенке кузова. В качестве лобового стекла использовался фирменный щиток, на который была установлена одна фара. Изобретать Фрэдерик не переставал никогда Он постоянно демонстрировал новинки, патентовал новые изделия. Каждую из своих работ он пытался усовершенствовать, довести до идеала. Он постоянно экспериментирует с методом впрыскивания топлива, полыми шатунами, с подшипниками скольжения, турбонагнетателями, поршневыми кольцами, с глушителями и многим другим, без чего было невозможно представить современный автомобиль. Но. даже разрабатывая очень сложные конструкции, он всегда находил время для довольно простых, но милых особенностей. Так, именно на автомобилях Ланчестера впервые появились тонированные стекла.

В Англии автомобилям Ланчестера не было равных. Они были наиболее надежными, имели самые хорошие ходовые качества, мягкость их хода поражала, а простота эксплуатации приятно удивляла. Но кроме того они имели и недостаток – слишком высокую цену. Она диктовалась трудоемкой оригинальностью исполнения и штучностью производства. Это сильно отпугивало клиентов. Так, например, за первые пять лет 20 века продали всего 350 машин. Из-за этого компания испытывала постоянные финансовые трудности. Да и Фредерик, у которого не было деловой хватки, постоянно нервничал и подозревал управляющего компании в денежных махинациях.

Фредерик Ланчестер

Но, проблема, видимо, была немного в другом. Не смотря на то, что до 20-х годов прошлого столетия было лучшее время оригинальных конструкций, это все-равно не способствовало росту компаний, и они не выдерживали конкуренции с автогигантам, которые пытались максимально удешевит свою продукцию.

Ланчестер некоторое время пытался уйти от нетрадиционного духа первых созданных им же автомобилей. Некоторое время он выпускает классические автомобили, установив обыкновенный руль и добавив еще одну фару. Плачевную ситуацию это так и не улучшило. Тогда Фредерик приходит к очень грустному выводу - его оригинальность уже никому не нужна, да и он сам уже не так заинтересован в изготовлении автомобилей, пропала та страсть молодости.

В 20-х годах Ланчестер, параллельно с ведением автобизнеса, который для него уже мало что значил, посвящает себя новому увлечению, которое оказалось давно забытым старым - аэронавтике. С детства он мечтал подняться в воздух и верил, что когда-то у него это выйдет. Не смотря на свой почетный возраст (а тогда Фрэдерику было уже за 50) он открывает новую исследовательскую компанию, в которой занимается промышленными разработками.

Сегодня его исследования известны как «Законы силы Ланчестера».Они включают в себя исследования в области аэродинамических свойств крыла, воздушного движения, теории планеризма, предсказаний исхода воздушных битв. Благодаря этим исследованиям Ланчестер был избран членом совета Королевского научного общества, после чего получил множество медалей и наград от ведущих институтов страны. Но, самое интересное и парадоксальное то, что практически все исследования Ланчестера научными кругами откладывались в долгие ящики, ведь они значительно обгоняли свое время, и не были тогда приняты как уникальные, и казались многим просто фантастическими.

В конце 20-х годов весь мир накрыла Великая депрессия. Как результат – многие разорились. Свою компанию Lanchester владельцу пришлось продать Daimler. Та же участь постигла и исследовательское предприятие Фрэдерика. От банкротства ее не спасло даже создание нового, улучшенного радио и граммофонного громкоговорителя.

Постоянный стресс дал о себе знать, здоровье исследователя значительно ухудшилось. Уже к началу 30-х годов у мужчины диагностировали болезнь Паркинсона.

Фредерик Ланчестер

В 1930-х годах автомобили Lanchester уже мало чем отличались от продукции других автопроизводителей – Фредерик потерял к ним всякий интерес.

Немногие исследователи и изобретатели внесли свой вклад в развитие сразу нескольких научных областей. Но Фредерик Ланчестер вошел в этот список. Создав за свою жизнь более четырех сотен уникальных запатентованных изобретений, написав около ста научных работ он остался в истории и в науке. Но, увы, не имея деловой хватки, ему не удалось свое дело превратить в денежные купюры. Из-за постоянной нехватки средств у него не было возможности развернуть «на полную силу» свою исследовательскую деятельность, поэтому многие его идеи так и остались не реализованными. А сегодня это имя остается только в некоторых учебниках. До конца своих дней изобретатель жил в очень стесненных материальных обстоятельствах, а поддерживала его только любящая и преданная жена, на руках которой, в 1946 году от болезни он и скончался.

политехнический институт политехнический институт

В память о таком великом ученом в 1970-е годы назвали политехнический институт, созданный из нескольких колледжей.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту