Chrysler: страницы истории

Chrysler
 Полное название: Chrysler
 Другие названия: Chrysler (Крайслер)
 Существование: 1925 г. - наши дни
 Расположение: Оберн-Хиллс, Мичиган, США
 Основатели: Уолтер Крайслер
 Продукция: легковые автомобили, автомобили премиум класса
 Модельный ряд:

С 1875 по 1912 гг: детство и молодые годы Уолтера Крайслера

В 1875 году в семействе Крайслер, проживавшем в городе Вамего (штат Канзас, США), родился мальчик, названный Уолтером Перси (Walter P. Chrysler). Мать Уолтера звали Анной Марией Брейманн Крайслер. Отец, Генри Крайслер, работал на железной дороге инженером. Последнее предопределило тягу Уолтера Перси к технике и заставило связать жизнь с автомобилями. Бросив колледж, молодой человек устроился в железнодорожные мастерские. Парень стремительно продвигался по служебной лестнице, сменяя одну железнодорожную профессию на другую.

1912-1920 гг: Крайслер - "кризис-менеджер" американского автопрома

За два года до Первой мировой войны (в 1912 году) Уолтер сменяет униформу железнодорожника на костюм менеджера. Карьера в американском автопроме началась для 27-летнего Крайслера с немалого поста - дирекция General Motors доверила ему руководство производственным процессом своего структурного подразделения "Buick" в мичиганском городке Флинт. Через каких-то четыре года (в 1916 году) целеустремленный Уолтер получает серьезное повышение, став президентом направления.

К 1919 году Крайслер вывел бренд "Buick" на одно из первых мест американского "автомобильного олимпа" и... покинул General Motors. Успешный опыт руководства Бьюиком не остался незамеченным. Бизнесмена сопровождает репутация гениального кризис-менеджера, способного творить чудеса. Уолтер принимает предложение Willys-Overland и в кратчайшие сроки существенно улучшает экономические показатели автомобильной компании. После "Виллиса" настает очередь Maxwell Motor Corporation. Крайслер в очередной раз подтверждает свое звание лучшего менеджера американского автопрома.

1920-1924 гг: рождение бренда Chrysler

Но и этого ему мало. В начале 1920-ых Крайслер, вместе с Оуэном Скелтоном, Фредом Зедером и Карлом Бриром (все трое - инженеры "Студебеккер") разрабатывает инновационный автомобиль, определяющий будущие черты машин бренда "Chrysler" - роскошных автомобилей, доступных рядовому американскому автомобилисту. Так зарождались традиции революционных технологий и непревзойденного качества марки "Крайслер".

Chrysler Six Chrysler Six

1924-ый стал годом рождения революционного автомобиля Chrysler Six. Новинка отличалась невысокой стоимостью (всего 1565$), легковесным, но достаточно мощным шестицилиндровым ДВС высокого сжатия и появившимися впервые в истории мирового автомобилестроения гидравлическими тормозами на четыре колеса. Серийные Chrysler Six оснащались сменными масляными и воздушными фильтрами, алюминиевыми поршнями, передним мостом трубчатого типа, непрямым освещением салона и качественной подвеской.

1925-1930 гг: первые успехи компании Chrysler

1925 год фирма Maxwell (будущая Chrysler) встречает, твердо стоя на ногах. После получения пятимиллионного кредита, лишь за первый год существования компании автоконцерн продает 32 тысячи автомобилей модели Chrysler Six. В скором времени Maxwell переименовывается в Chrysler Corporation. В том же 25-ом году количество дилеров нового флагмана американской автомобильной индустрии достигает почти четырех тысяч (3800+). Концерн выходит на уровень продаж 100000 машин, занимая пятое место в автопроме США.

Chrysler 72 Chrysler 72

Успех молодого бренда был предопределен не только управленческими талантами Уолтера, но и выдающимися (на тот момент) показателями продукции. С конвейера "Крайслер" сходили мощные и стильные автомобили, удивлявшие экспертов автопрома и покупателей техническими характеристиками и доступной ценой. Числа, встречающиеся в названиях моделей Chrysler того времени, означает максимальную скорость, развиваемую серийным автомобилем. Так, например, Chrysler 72 (модель 1927 года) развивал скорость 72 мили в час (около 110 километров в час).

В 1925 году серийные модели "Крайслер" принимают участие в тысячемильной гонке в Лос-Анджелесе и 24-часовых соревнованиях в 1928 году. В бельгийском гран-при автоконцерну достаются призовые места, а в Лос-Анджелесе гонщики компании берут первый приз. В 1928 году корпорация приобретает "Dodge Brothers" и становится третьей автомобильной компанией автомобильной столицы США - Детройта, а руководитель Chrysler всеми воспринимается как один из самых успешных бизнесменов своего времени.

1930-1935 гг: Imperial и Airflow

За первое десятилетие своего существования стремительно развивающийся и использующий революционные технологии автоконцерн завоевал гордое звание "инженерной компании" Детройта. Среди революционных инноваций, впервые в мире использованными при производстве автомобилей компанией Уолтера Крайслера, достойны упоминания заменяющиеся масляные фильтры, инновационный способ крепления ДВС на резиновых опорах, предотвращавший передачу вибраций от двигателя кузова (метод Floating Power), карбюраторы с нисходящим направлением потоков воздуха, цельное лобовое стекло обтекаемой формы, улучшившее аэродинамические характеристики автомобиля. Очередным технологическим прорывом компании стала разработка шикарной модели Imperial. Кузовы серийных "Империалов" начала 1930-ых годов изготавливались под заказ фирмами Briggs и LeBaron (LeBaron позже вошла в состав концерна "Крайслер"). Длина колесной базы роскошной новинки составляла 145 дюймов (или 3,683 метра), мощность двигателя - 125 лошадиных сил. Ультрасовременный на тот момент дизайн и выдающиеся технические данные Imperial ставили эту модель на один уровень с Duesenber... вот только стоило детище концерна Chrysler втрое дешевле!

В 1934 году, воспользовавшись рекомендацией Орвилла Райта (Орвилл и Уилбер Райт, более известные как "братья Райт" - пионеры американского авиастроения, изобретатели и летчики-испытатели), Chrysler сооружает аэродинамическую трубу для испытания концептов и улучшения аэродинамических характеристик своих автомобилей. Благодаря этому "ноу-хау" (авиаконструкторы Райт использовали аэродинамическую трубу еще на заре 20-го века, но автопром тогда аэродинамикой своей продукции пока не интересовался), в серию пошел первый "Крайслер" с несущим кузовом и превосходными аэродинамическими характеристиками. Модель называлась Airflow (с англ. - "воздушный поток" или "воздушное течение"). Авторство разработки концепции Airflow принадлежит инженеру компании Карлу Бриру (Eng. Carl Breer). Идея улучшения аэродинамики транспортных средств пришла Карлу в голову после многочисленных испытаний в аэродинамической трубе легковых автомобилей с традиционной формой кузова.

Airflow Airflow

Но не аэродинамикой единой Airflow мог удивить американский автопром. Новинку отличали от типичных "легковушек" тридцатых и интегрированные в крылья фары, и входивший в базовую комплектацию 8-цилиндровый рядный LDC, и низкие порожки дверей, и коробка передач "автомат" с повышающей передачей. Мало того, Airflow отличался очень малым расходом топлива. В испытательном заезде по Америке от атлантического до тихоокеанского побережья экономичный автомобиль в среднем расходовал по 6,83 литра топлива на каждые 100 километров американских дорог. Несмотря на вышеперечисленные преимущества Airflow перед моментально морально устаревшими конкурентами, американский автолюбитель оказался не готов принять столь оригинальный автомобиль. Но, пусть продажи аэродинамичной и экономичной модели оставляли желать лучшего, дизайн Airflow стали внаглую копировать другие американские компании.

1936-1937 гг: последствия неудавшейся "революции"

Неудачный старт Airflow на американском рынке заставил руководство Chrysler вернуться к наработкам, "проверенным временем". В серию и в автосалоны пошли автомобили наподобие дешевого DeLuxe Eight (цена 925 долларов), а не аналоги 1400-долларовой новинки. В общем и целом, дизайн и конструктив автомобилей "Крайслер" вернулся к консервативному стилю.

1938-1941 гг: New Yorker, Thunderbolt, Newport Phaeton и Town & Country

Следующим флагманом автоконцерна Chrysler cтал концепт New York Special, ставший серийным автомобилем New Yorker. Этой модели суждено было побить рекорд "долгожительства" американского автопрома, ранее принадлежавший Ford T. Данная модель находилась в производстве с 1938 по 1996 год - почти шестьдесят лет! Трансмиссия с муфтой на гидравлическом приводе ("Fluid Drive") стала одним из важнейших вкладов Chrysler в мировое автомобилестроение. "Коробка-полуавтомат" практически не нуждалась в ручном переключении передач. Кроме инновационной трансмиссии стоит упомянуть самосмазывающиеся подшипники Oilite и покрытие Superfinish ("Суперпокрытие"), снижавшее износ изготовленных из металла деталей даже при продолжительном контакте друг с другом.

Chrysler New Yorker Chrysler New Yorker Chrysler Thunderbolt Chrysler Thunderbolt Chrysler Phaeton Chrysler Phaeton

Очередной раз удивлять потребителя "Крайслеру" пришлось на второй год Второй мировой войны, в 1940 году. Именно тогда появился show-car Thunderbolt. Двухместный Thunderbolt отличался просторным салоном, кузовом с потрясающей аэродинамикой и складывающейся крышей, изготавливавшейся из стали. В последний понедельник мая 1940 года, когда США в очередной раз отмечали День поминовения, американские автолюбители впервые увидели весьма необычный Newport Phaeton. "Фаэтон";, бывший одним из полудесятка авто, оснащенных кузовом производства LeBaron, принял участие в пятисотмильном заезде, стартовавшем в Индианаполисе.

"Хитом предвоенного сезона" стал Town & Country (1941-42 гг). Крыша этого автомобиля, выпускавшегося поначалу с кузовом седан, походила на бочонок ("barrelback"). Затем в серию пошел Town & Country с кузовом универсал и роскошными деревянными боковыми панелями в "красно-пепельной" цветовой гамме.

1942-1945: все для фронта, все для победы!

С вступлением Америки в войну со странами Оси (Японией, а затем Германией) промышленность США массово переходила на выпуск военной продукции. Не обошла "милитаризация" и автопром - выпуск гражданского легкового транспорта фактически прекратился. В военные годы Chrysler занял восьмое место по уровню выпуска продукции для армии США.

1946-1954 гг: послевоенный период

После войны "красное дерево с пеплом" перекочевало в отделку Town & Country образца 1946 г. Новый T&C выпускался с кузовами кабриолет и седан. Деревянные элементы, благодаря которым послевоенные авто нередко называли "деревяшками" (англ.: "woodies"), нравились многим американцам, включая звезд экрана. Новой вехой истории американского автопрома стала новая модификация знаменитого двигателя V8, разработанная "Крайслером" в 1951 г. и сразу же "на ура" принятая общественностью. Новый ДВС отличался улучшенным сгоранием топлива, камерами сгорания в форме полусфер, низкими теплопотерями, более высокой, чем у предшественников, мощностью. Следующим заметным изобретением Chrysler стала коробка-автомат Powerflite. Не удовлетворившись достигнутым, "Крайслер" анонсирует двадцатилетний "долгоиграющий" проект по разработке газотурбинных двигателей.

На исходе 1940-ых (в 1949 году) главным дизайнером "Крайслер" стал Вирджил Экснер, ранее работавший в "Студебеккер". С помощью итальянского производителя автомобильных кузовов, компании Carrozzeria Ghia, Экснер инициирует работу над примечательной серией т.н. "автомашин-идей", таких, например, как пятиместный спортивный K-310 с кузовом купе (1951 год) или модель 1952 года - Chrysler С-200 с неординарным исполнением задних фар в виде винтовочного прицела (этот дизайн перейдет затем на модельный ряд Imperial). Или модель D`Elegance 53-его года - трехместный автомобиль спортивного типа с кузовом купе, стильной отделкой багажника и салона. Кожаная отделка, исполнявшаяся в желто-черных тонах, шилась вручную - уникальное явление для века конвейерного производства.

Самым необычным представителем ряда "автомобилей-идей" стал Norseman. У крыши концепт-кара отсутствовали передние стойки, замененные консольными арками. Сам кузов имел сдвигающуюся конструкцию, работающую на электроприводе, и состоял из стеклянной (пл. ок. 1,11 кв.м.) и алюминиевых кузовных панелей. Концепту Norseman не суждено было попасть в серию. Итальянская студия Ghia решила перевезти "автомобиль-идею" в США на печально знаменитом корабле Andrea Doria, затонувшем в океане после столкновения со столь же незадачливым трансатлантическим лайнером Stockholm. Произошло это в июле 1956 года.

1955-1962 гг: стилистическая революция продолжается

Chrysler 300 1962 Chrysler 300 1962

Революция в стилистике Chrysler, инициированная дизайнерским гением Вирджила Экснера, проявилась в придании аэродинамичности и нарочитой скульптурности модельному ряду Forward Look, появившемуся в 1955 году. Автомобили Forward Look ("прямой взгляд") стали новым лицом американского автоконцерна. В том же году усилиями инженеров и дизайнеров "Крайслер" был разработан флагман серии Forward Look - модель Chrysler 300, отличавшийся мощным восьмицилиндровым ДВС HEMI и плавностью линий. Многие считают "трехсотый" Chrysler прародителем так называемых "мускульных автомобилей" (англ. Muscle Car). "Мускулы" новинки проявились и на гоночных треках - в середине 50-ых "спортсмен" от "Крайслер" ставил рекорд за рекордом и покорял кольцевые трассы США и Европы. Так, при заезде в Daytona Beach Chrysler 300 показал рекордную для пятидесятых скорость - 230 км/ч. В эволюционном процессе смены стилистических приоритетов, не прекращавшемся с конца 1940-ых, инженеры и дизайнеры компании стали "отращивать" у разрабатываемых моделей Chrysler "хвостовые плавники", улучшавшие маневренность на высоких скоростях движения (выше 110 километров в час).

1957 г: эволюция Chrysler 300

В 1957 году Крайслер анонсировал улучшенный С300 - Chrysler 300C, укомплектованный более мощным двигателем HEMI (мощность до 375 л.с., объем 6425 "кубиков", 8 цилиндров). Новый флагман оснащался усиленным распредвалом, новой трансмиссией Torqueflite, подвеской Torsion-Aire и парой карбюраторов с четырьмя диффузорами. Как результат, "трехсотый" стал самым мощным и скоростным автомобилем США 1957 года и получил неофициальное прозвище "beautiful brute" ("красивый зверь").

1960 г: "ноу-хау" пятидесятых

После Второй мировой "Крайслер" удерживался на вершине автомобильного олимпа во многом благодаря инновационным техническим наработкам. В послевоенный период среди наиболее примечательных "ноу-хау" компании оказались инновационная трансмиссия Chrysler, первая в истории мирового автопрома "передняя панель с подушкой безопасности", подвески с торсионными балками, руль с гидроусилителем. В 1960 году "Крайслер" анонсирует более чем удачный и практичный генератор, вошедший в 1961 году в базовые комплектации различных моделей бренда.

1963-1970 гг: "скорость и стиль!" - новое звучание старого слогана

Рассчитанный на двадцатилетний период долгосрочный проект по созданию и усовершенствованию автомашин с газотурбинными двигателями приносит свои плоды. В рамках второй стадии программы разрабатывается полсотни эстетичных и аэродинамичных концептов с газотурбинными силовыми установками и дизайном от Ghia. В роли "бета-тестеров" прототипов выступили 200 избранных клиентов "Крайслера". Они получили возможность поездить на элегантных машинах, а заодно испытать в деле автомобили с "авиационным" двигателем (газотурбинные установки пришли в автомобильную промышленность из авиационной). Стоит отметить, что новые концепт-кары от Chrysler дизайном пришлись по вкусу общественности, поскольку попали в тренд зарождавшейся "космической эры". В ритме "новомодной волны" звучал специфический рев реактивных турбин, в духе космической стилистики оформлялись салоны и создавался дизайн кузовов. У новых машин был один недостаток, похоронивший, в конечном итоге, газотурбинный проект - непомерный расход топлива. В глазах меркантильных американцев, никакие "космические навороты" не могли оправдать "космические" аппетиты двигателей, расходовавших 20,45 л топлива на 100 км. Да и себестоимость автомобилей оказалась слегка завышенной.

На протяжении шестидесятых серийные модели Chrysler избавлялись от "хвостовых плавников", приобретали более элегантные и компактные формы. Для привлечения внимания потребителя к "Нью-йоркеру" образца 63 года, Chrysler даже пообещала потенциальным покупателям отказаться от разработки "младших" модификаций New Yorker, "чтобы не снижать ценность приобретенного автомобиля". В том же 63-ем появляется очередной "трехсотый" Chrysler - модель 300-J, вновь подтвердивший фирменный девиз концерна - "скорость и изящество линий". 300-J отличался кожаной отделкой салона (даже в базовой комплектации), усиленными торсионными балками и впускными коллекторами Ram. Спортивный прототип Pace Setter, созданный на базе 300-J, принял участие в пятисотмильном скоростном заезде в Индианаполисе.

К середине шестидесятых рост продаж автомобилей "Крайслер" превысил 65%, что подняло компанию на 9 позицию (с 11 места) в ТОПе лидеров американского автопрома. Машины концерна подавались в качестве "доступной роскоши" (модельный ряд Newport с 376+ вариациями цветовой гаммы и отделки) и продвигались в сегменте более дорогих и престижных транспортных средств. К последним относятся New Yorker и спорткар "Крайслер-300" с восьмицилиндровым ДВС V8 (7212 "кубов").

1971-1979 гг: нефтяной кризис, изменивший "лицо" четырехколесной Америки.

В 1973 году по "Крайслеру" сильно ударил внешнеполитический курс США. Результатом поддержки Израиля Америкой стало "нефтяное эмбарго" со стороны арабов. Взлетевшие до космических высот цены на топливо радикально изменили приориты автомобильной промышленности (и потребителя) США. Вместо огромных и прожорливых "динозавров", модных в прошедшие десятилетия, стали востребованными более экономичные и компактные модели. Потеряв в 73-ем году без малого полмиллиарда долларов (450 млн) на неудачной инвестиции в создание новых крупногабаритных "легковушек", Chrysler, как и конкуренты, перестраивается на разработку авто с меньшим расходом топлива.

chrysler cordoba chrysler cordoba

Так появился "новый малый Крайслер" Cordoba - спорткар с кузовом "купе" и колесной базой 2921 мм. Дизайном передней части кузова Cordoba слегка походила на машины производства Jaguar. У "спортсмена" сохранились традиционные линии крыши, но появились оригинальные фары прямоугольной формы. На американском телеэкране в 70-ые года "примелькался" артист Риккардо Монтальбан, рекламировавший "шикарный салон Cordoba с отделкой из коринфской кожи". Проект оказался настолько успешным, что реализация спорткара переплюнула продажи всех остальных автомобилей Chrysler вместе взятых. Следующим "малым Крайслером" стал LeBaron Medallion с кузовом "купе".

1980-1987 гг: от "металлического кирпича" до элегантного кабриолета

Рубеж восьмидесятых годов компания перешагнула с небывалыми финансовыми проблемами. Chrysler оказался едва не на грани банкротства. Пытаясь выйти из кризиса, детище Уолтера Крайслера разрабатывает K-Car. Новую переднеприводную модель быстро окрестили "кирпичом из металла", что, правда, никак не сказалось на продвижении "Кей-кара" на рынке. Еще успешней оказался для автоконцерна 1984 год, когда появилась "новая легенда" бренда - самая практичная модель Chrysler и первый минивэн компании. В результате, на рынке и дорогах США вновь появился старый добрый Town & Country, только в полностью обновленном виде. И, наконец, символом стилистических достижений "Крайслера" становится кабриолет LeBaron, неизменно популярный в течение последующих девяти лет.

1988-1998 гг: "европейско-японский" Chrysler

На закате восьмидесятых кризисы начала десятилетия были окончательно забыты. Поправив блестящими успехами пошатнувшееся финансовое положение, Crysler пускается в эксперименты, занявшись разработкой автомобилей "японско-европейского" типа. Так появился ряд прототипов наподобие Portofino 88 года и Millenium 89-го.

1993 год: новинки, новинки...

1993 год ознаменовался для "Крайслера" новым витком возрождения компании и разработкой среднеразмерного автомобиля Concorde с кузовом "седан". Следом за "Конкордом" появились "малый" седан Cirrus, полноразмерные "Крайслер-300М" и LHS, стильный спорткар Sebring с кузовом "купе", в очередной раз обновленный T&C (в виде минивэна) и разработанный на базе собственной платформы Chrysler кабриолет Sebring.

1998-2007 гг: "медовый месяц" с "Мерседесом"

Chrysler 300C Chrysler 300C

За два года до смены тысячелетий Crhysler объединяется с Mercedes-Benz. Результатом союза двух лидеров отрасли становится компания DaimlerChrysler. Тем не менее, "Крайслер" не прекращает разработку новых, весьма примечательных моделей, таких как PT Cruiser, Chrysler 300C, Sebring, PT Cruser Cabrio, Crossfire и так далее. Летом 2007-го Chrysler вновь становится независимым концерном с фирменным "ретро-логотипом" "Pentastar", ставшим своеобразным знаменем стремительного взлета и непрестанного развития легендарного бренда. В том же году (2007) в РФ начинает работу ЗАО "Крайслер РУС", ставшее главным импортером в Россию продукции не только Chrysler, но и Dodge, и Jeep.

2008 год: Chrysler Grand Voyager - автомобиль-"трансформер"

Компания анонсирует преемника Chrysler Voyager - автомобиль Grand Voyager. Модель отличается поистине невероятными возможностями по трансформации салона и получает множество премий.

2009 год:

В 2009 году "Крайслер" вступает в стратегический союз с другим автомобильным гигантом - компанией Fiat, объединяя инженерно-стилистические усилия с наработками нового партнера. У альянса есть что противопоставить конкурентам - мощнейшая технологическая база, всемирная дилерская сеть, продуманная маркетинговая политика и, конечно, стремление создавать еще более совершенные автомобили.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту