ЛуАЗ-967
- Статья опубликована 08.08.2014 06:29
- Последняя правка произведена 08.08.2014 06:43
Транспортеры переднего края - ТПК, предназначены для эвакуации раненых и подвоза боеприпасов прямо в окопы. Опытный образец НАМИ-049, с мотоциклетным мотором ирбитского завода, появился в конце 1950 годов. Поиск методики применения ТПК иногда приводил к абсурду: для обеспечения скрытности водитель полз рядом с машиной, придерживаясь за откинутый руль. Преодолев болезни роста, ТПК попал на конвейер луцкого автозавода и получил марку ЛуАЗ-967. В нем использовались узлы и агрегаты от «горбатого», а затем «ушастого» запорожца. Поразительная выносливость и проходимость транспортеров подтвердились в экстремальных пробегах, организованных НИИ-21. Пески, каменистые распадки, саланчуки, овраги, реки и озера не останавливали ЛуАЗы. Как правило, даже не приходилось подключать задний мост, хватало лишь одного перехвата.
Конечно, о каком-то комфорте экипажа говорить не приходилось, но ведь эти машины не предназначались для туристических круизов, хотя сгонять на них порыбачить – самое милое дело.
Для преодоления рвов служили съемные аппарели, а водоходность транспортера обеспечивал герметичный кузов. Раненых бойцов эвакуировали с помощью специальной системы – лебедки и металлического ложемента. Двух пострадавших поочередно подтягивали к машине, грузили на борт и затем отвозили в тыл. А если над головой свистели пули, ЛуАЗ-967 был готов и к этому, но после небольшой доработки.
Курсанты рязанского военного автомобильного института помогли нам реставрировать этот процесс. По бортам транспортера крепилось пара носилок. Водитель опускал лобовое стекло и рулевую колонку, затем откидывался на спину. Теперь высота машины не превышала одного метра. Вот только дотянуться до педалей и рычагов в таком положении было крайне сложно. Странное дело, ведь запорожский автозавод «Коммунар» к тому времени серийно выпускал инвалидки с ручным управлением. Удивительно, что в Луцке не воспользовались наработками смежников.
Развитием темы ТПК стал трёхосный дизельный "Геолог". Это название не имело никакого отношения к бородатым разведчикам недр, просто условное название, армейский шифр. "Геолог" предположительно служил средством доставки носимого ПЗРК «Игла». Гонял по бездорожью так, что у шофера головной убор слетал, но до серии не дошел, видимо не попал в армейский типаж. А модернизированные ЛуАЗы-967 оставались в строю более 20 лет, после чего были переданы на консервацию.
Модификации:
ЛуАЗ-967А — от базовой модели отличался рядом усовершенствований и новым двигателем МеМЗ-967А большей мощности.
ЛуАЗ-967М — усовершенствованный вариант модификации ЛуАЗ-967А с тем же двигателем и его модификациями, отличался от предыдущей модели электрооборудованием, унифицированным с автомобилями УАЗ, гидравликой, унифицированной с автомобилями Москвич. После создания производственного объединения «АвтоЗАЗ», в которое некоторое время входил Луцкий автозавод, гражданский вариант выпускался также под маркой ЗАЗ-967М. Годы выпуска: 1975 — конец 80-х.
Характеристики ЛуАЗ-967:
годы производства: | 1975-1991 |
сборка: | ссср |
компоновка: | переднемоторная, полноприводная |
колесная формула: | 4х4 |
длина: | 3682 мм |
ширина: | 1712 мм |
высота: | 1750 мм |
масса: | 1350 кг |
макс. скорость: | 75 км/ч (на суше) 3 км/ч (на воде) |
мощность двигателя: | 27 (позднее - 37) л.с. |
число мест: | 3 |