Луи Рено - «доморощенный» гений

Луи Рено Луи Рено

Уже давно известно, что отличники, с золотыми медалями и красными дипломами, редко становятся известными и богатыми, и еще прежде того – становятся гениями. Эти люди живут по правилам, которые написаны в учебниках, а гении эти правила не воспринимают, и постоянно ищут чего-то нового. Именно потому у многих известных ученых и изобретателей в школьных аттестатах было больше троек, чем отметок «отлично». Очень часто навыки к какому-либо виду деятельности возникают не на школьной скамье, а довольно спонтанно, и они совершенно не зависят от окружения или воспитания.

Примером этому может служить Луи Рено, гений, жизнь которого была гениальной и трагической одновременно. Он прошел тяжелый путь, начиная от сорванца, от которого ничего не ожидали, стал «спасителем нации», а потом был забыт свой же страной, которая его до этого боготворила.

Луи Рено – был «доморощенным» гением, «самоделкиным», который прошел путь от заурядного и ленивого подростка до известнейшего промышленника мирового уровня.

Биография.

Родился Рено в Париже в 1877 году. Это было благостные времена для Франции. Семья была довольно типичной и буржуазной, в ней царил покой, порядок и достаток. Отец Луи Альфредо, был успешным галантерейным мастером и коммерсантом – он владел торговым центром и фабрикой. Мать мальчика, Луиза, происходила из знатного французского рода. Луи рос избалованным мальчишкой и сорванцом, был окружен гиперопекой родителей, множества слуг и своих старших братьев и сестер. Поэтому неудовлетворительные оценки его совершенно не беспокоили, и являлись нормой. Он был в семье любимцем, и ему этого было достаточно.

Луи Рено Луи Рено

Единственное, что увлекало ребенка – это техника. Увидев это, отец поддержал интерес сына и выделили ему специальный сарай, обеспечил инструментами, и там Луи проводил дни напролет, изучая двигатель.

Будущий гений воспринимал всерьез только технику и электричество, И это, в общем-то, совершенно не удивительно, ведь это был как-раз конец 19-го века, когда почти каждый день делали невероятные открытия и изобретения. Мальчишки тогда с открытыми ртами следили за всем новым, что происходило в мире науки, наблюдали, как быстро меняется мир. Но Луи не хотел быть обычным наблюдателем. Имея очень чуткую интуицию, он пытался вникнуть в принцип работы механизмов, пробовал самостоятельно творить. В одиннадцатилетнем возрасте, он, руководствуясь ленью, создал довольно необычное изобретения. Чтобы «оптимизировать процесс освещения в комнате», и чтобы не вставать каждый раз с кровати, чтобы включить свет, он сконструировал специальную гальваническую батарею. И теперь, чтобы включить освещение в комнате, нужно было просто потянуть за веревочку, пластины опускались в кислоту и вырабатывали электричество. А еще, довольно скоро, он сбежал из дома и уговорил знакомого кочегара, чтобы тот взял его в локомотив, где мальчишка прокатился до самого Руана и изучал работу паровой машины.

В это время Рено уже оканчивал школу. Как-раз настало время задуматься о будущем. Отец увидел, что младший сын однозначно не будет продолжать его дело, и поэтому он предложил ему следующий вариант: он покупает для экспериментов Луи старый мотор созданный фирмой Panhard, а также знакомит с известным конструктором паромобилей Леоном Серполле. В свою же очередь парень должен получить техническое образование.

Альфред выполнил свои условия: теперь его сын круглосуточно занимался в мастерской Серполле или же работал в выделенном когда-то сарае, где пытался усовершенствовать двигатели, понимая, что полностью и бесповоротно прикипел к автомобилям, и больше нив чем другом не видит смысл своей жизни. Но, выполнить свои обязательства перед отцом – поступить в техническую школу, у него не получилось - Луи с треском провалил вступительные экзамены. После этого он был вынужден отправиться в армию.

Луи Рено Луи Рено

После армии Рено вновь закрывается в своем сарае и далее продолжает изучение моторов. Причем от непосредственно моторов он переходит на изучение всего автомобиля. Скопив необходимую сумму денег, в 1898 году он покупает «самодвижущийся экипаж» от фирмы De Dion-Bouton. После этого он начинает его совершенствовать и реконструировать. Главным новшеством, которое стало переломным в автомобильной истории, стала трансмиссия с кулачковым зацеплением. Ее и в наше время используют на гоночных автомобилях.

Рено убрал цепной привод и шестеренки, которые тогда всюду устанавливали, а вместо них поставил карданный вал, а также трехступенчатую коробку передач с прямой третьей передачей и задним ходом. Это позволило передавать на колеса мощность двигателя без потерь. Через год, это свое изобретение Рено запатентовал.

Луи Рено

Выделенный ранее отцом сарай был превращен в настоящий завод, а еще чуть позже - в заводской комплекс. Но до этого еще было много лет.


Эпоха Рено-автопроизводителя.

Пока-что, на дворе был 1898 год и друзья Луи уже подтрунивали над его автомобилем, который Рено назвал Voiturette (в переводе – «повозка»). Друзья считали, что Луи нечего гордиться собой, ведь его изобретение ничем не отличается от остальных автомобилей. В разгаре одного из споров, молодые люди заключили сделку: если Рено преодолеет на этом автомобиле одну из крутых улочек города, размещенную на холме Парижа в одноименном районе Монмартр, то он выиграет круглую сумму денег. На самом деле на то время это пари было очень серьёзным, ведь конструкция первых автомобилей была несовершенной, и тогда езда в гору становилась практически невозможной, ведь превращалась в истинную пытку.

Луи блестяще справился с заданием. Это дало ему не только круглую сумму выигрыша, но и целых 12 заказов на такой же автомобиль. Но самым главным было - требование от одного из присутствующих на «пробеге» автомобиля, продать ему Voiturette немедленно. Рено с радостью это сделал. В честь такого памятного события на этой улице в Париже до сих пор проводят автомобильные соревнования.

С этого момента и началась эпоха Рено-автопроизводителя. Понимая, что к такому дело нужно подходить с максимальной серьезностью Рено обращается за помощью к своим старшим братьям – Фернанду и Марселю, предлагая им организовать совместное предприятие. Накануне нового века, в 1899 году втроем они регистрируют новую автомобильную компанию Renault Freres. В ней коммерческую и административную части берут под свою опеку братья, ведь у них уже был опыт такой работы на отцовской фирме. Луи же всецело посвящает себя работе с автомобилем. Но, уже через десять лет Рено пришлось взяться за правление компанией самолично, из-за трагической гибели братьев.

Уже в первые годы нового века предприятие братьев-Рено получало ежегодные заказы на изготовление сотен автомобилей, и это при том, что некоторые стоили неимоверно дорого – 3000 франков, а это 10 лет работы со средней зарплатой по стране. Фирма Renault предлагает несколько моделей, в том числе и модели представительского класса с созданным и запатентованным Луи закрытым кузовом.

Рено становится все более известным, причем не только в своей стране, но и заграницей. Он «раскрывается», создавая новые изобретения, уникальные и удивительные. Он получает авторские права на систему питания с турбонагнетателем, после этого конструирует быстросъемные свечи, чтобы заменить которые не нужно разбирать весь двигатель, как это было раньше. После этого в его лаборатории появляется пневматический стартер, наклонная рулевая колонка. гидравлические амортизаторы, раскладные сиденья, багажник. В любом случае, это было великим достижением, которого от бывшего двоечника, не сумевшего поступить в техническую школу, никто не ожидал.

Довоенные легковые автомобили его производства были представлены во всех классах. Всего модельный ряд составлял 10 базовых платформ, с различными модификациями кузова, комплектациями двигателей, шасси и т.д. наиболее покупаемыми были AR и CG с 6-цилиндровым двигателем. А первым «народным» автомобилем стала модель АХ с 2-цилиндровым двигателем. Как и Форд, Рено привлекал к созданию автомобилей только лучших конструкторов своей страны и своего времени. Среди его сотрудников был даже Андре Мишлена.

В 1913 году заводы Рено дали ни много ни мало - 5200 рабочих мест, и на них производилось почти 1000 автомобилей ежемесячно.

Первая мировая война.

Рено понимает - чем шире сфера деятельности его завода, тем больший коммерческий успех получится завоевать. И он начинает активно разрабатывать двигатели для чего только можно. Таким образом, появляется автобус, а также вместительное такси с кузовом ландоле, в свое время прославившееся во время Первой мировой войны. Имея в своем арсенале всего несколько сот таких такси, парижский автопарк в кратчайшие сроки перебросил на линию фронта четыре тысячи французских солдат-резервистов, что помогло одержать над немцами первую победу, благодаря чему была предотвращена оккупация столицы. Одно из этих такси до сих пор стоит в Музее военной истории.

Настоящая слава и признание пришли к Луи Рено после аэро-содействия в победе в Первой мировой. Он выпустил 15 тысяч авиационных двигателей, которые помогали французской авиации, и авиации союзников, удерживать превосходство над немцами в небе. Кроме того, медицинские автомобили Рено спасли сотни жизней раненых солдат. Мало того, в период войны Рено начал изготавливать практически все – начиная от снаряжения, и заканчивая носилками. Луи занял позиции всюду, где только нужно было что-либо создавать.

FT17 FT17

Самую большую рекламу сделал своему создателю легкий танк FT17, который остававшийся на вооружении французской армии до Второй мировой войны. Он имел превосходные качества и маневренность, что позволили войскам союзников сломить линию обороны немцев и выиграть последнюю, решающую битву, которая и стала завершающей в Первой мировой войне 1918 года. Очень яркой был момент, когда американский генерал Джордж Паттон, «вырулил» лично на этом танке на место битвы. Когда закончилась война, Рено стал производителем номер один во Франции, и о нем знали по всему миру. Благодарные соотечественники называют Луи не иначе как «спаситель нации».

У Рено был только один фронт, на котором он терпел вечные поражения – это личный. Кристину Буллер, свою будущую жену, он встретил случайно перед началом войны, когда в 1914 году заходила по делам в военное ведомство. Но тогда состоялся только обмен взглядами. Лишь спустя четыре года он, будучи на благотворительном аукционе, 41-летний Луи встретил ее вновь. Люди сразу узнали друг друга, и решили не тратить время, поженились через два месяца после знакомства. Но, эти отношения были для обоих крайне болезненными. Ни Луи, ни Кристина не могли попрощаться со своими любовниками и любовницами, поэтому постоянно терзали друг друга изменами и ревностью. Единственное, что радовало уставшего от всего Луи – это его сын.

Но, это было особое время, заполненное эйфорией от победы и ожиданием новых изменений в мире. В это же время Рено выпускает диковинные автомобили, такие как представительская модель класса люкс; первый «леворульный» автомобиль Reinastella, оснащенный 8-цилиндровым двигателем, объем которого был более 7 л; элегантная модель Vivastella, у которой задние колеса были спрятаны под колпаками; роскошные автомобили с закрытым кузовом пяти- или семиместные Nervastella.

Nervastella и Reinastella Nervastella и Reinastella

Люксовые, роскошные автомобили Рено, такие как Nervastella и Reinastella, были ответом на буйство и помешательство высшего сословия, которое ожидало неминуемый «кровавый конец», и, поэтому, тратило деньги, куда только могло. Рено интуитивно почувствовал их желание насладиться своим богатством в последний раз.

Луи словно догадывался, что мир ожидают очередные коренные изменения. Уже перед началом Второй мировой войны он был в Берлинском автосалоне, в котором повстречался с Гитлером и Фердинандом Порше. Пообщавшись с фюрером рено понял, что Европе не избежать очередной войны. Сразу же вернувшись в Париж, автопроизводитель начал создавать дешевые автомобили, объявив, что Францию ждет непростые времена. Таким образом, появился малогабаритный двухдверный Juvaquatres, оснащенный литровым четырехцилиндровым двигателем.

Уже вначале войны немецкие войска очень быстро оккупировали Францию. Главный поставщик французской армии в прошлой войне в этот раз ничем не смог помочь Родине. Некоторые говорят, что он предал страну, обменяв ее на свои заводы, согласился на сотрудничество с оккупантами. Но Рено, на самом деле, отказался от предложения нацистов производить военную технику для нужд немцев, из-за что его собственность попросту реквизировали, в то время ка Рено оставили лишь в качестве зицпредседателя. Ключевые позиции на предприятиях Франции заняли люди из Daimler-Benz. Кроме того, сильно ухудшилось состояние здоровья уже не молодого Рено. Особенно на него повлиял 1942 год, когда авиация союзников разбомбила более 80% всех производственных мощностей его компании. После этого у Луи проявилась афазия – из-за необратимых поражений мозга появились нарушения речи.

Когда в 1944 году Францию от оккупантов освободили больного старика уже никто не искал, поэтому Рено мог поехать куда угодно. Но он решил прийти к властям, и обсудить будущее. Разговора так и не получилось. Общество, опьяненное победой, требовало крови и новых жертв. Поэтому Луи обвинили «в сотрудничестве с нацистской Германией» и бросили в тюрьму. Как умер бывший «спасителя нации» - неизвестно, но понятно одно – его смерть была выгодна очень многим. Уже на мертвого Рено свалили свои ошибки множество людей. Многомиллионное имущество его компании было можно без проблем национализировать. Пробыв в тюрьме всего два месяца Луи умер. Во время вскрытия были выявлены отбитые почки и проломленный череп, но расследование проведено не было. И то, кто и почему так жестоко избил уже старого и немощного человека – осталось скрыто от глаз общества.

семья Луи Рено семья Луи Рено

Луи Рено, жена Кристиана Буллер и сын Жан-Луи Рено: болезненные отношения супругов поддерживались исключительно любовью к своему ребенку.

Только один человек видел несчастного Луи перед его смертью. Это была тюремная медсестра, которая незадолго до его смерти, была рядом с мучившимся в агонии стариком. Как она говорит, старик просил передать просьбу властям. Он готов был отдать все богатство, которое только у него есть, лишь бы они оставили ему один единственный цех, в котором они смог бы заниматься любимым делом. Ему не нужно было ни богатство, ни слава – только любимая работа, которая и давала ему силы жить.

Кристина, жена Луи, навещала его ежедневно, и обещала как можно быстрее его оттуда забрать, но, не успела. Даже адвоката Рено не пускали к своему клиенту, и он наблюдал за Луи только из окошечка. Как говорил тюремщик – «они приходят ночью, и спорить - бесполезно». Кто такие «они», и чего они хотели – так и осталось тайной. Даже в своей смерти Рено проявил характер – он 19 дней боролся за свою жизнь. Но, не смог удержаться.

Juvaquatres Juvaquatres

Но Франция отвернулась от своего когда-то героя. Но уже через год после конца войны она с удовольствием наслаждалась поездками в «народном» Juvaquatres.

В 1967 году сын Рено Жан-Луи получил незначительную компенсацию за лишение его отца всех заводов, но официально Луи реабилитирован не был.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту