Луи Шевроле - трагическая судьба талантливого человека

Луи Шевроле

Есть вещи, которые известны всему миру, и их названия мы используем ежедневно. Но, редко когда мы знаем их создателей. Ярким примером тому могут стать автомобили Chevrolet – известные по всему миру, и их создатель, Луи Шевроле – имя которого вспоминается крайне редко даже в кругах автолюбителей. Луи Шевроле был с автомобилем одним целым. Его никто не мог представить без этого средства передвижения. Они словно сливались в один мощный, стремящийся вперед механизм.

Биография.

Луи Шевроле Луи Шевроле

Фамилия известного механика в переводе с искаженного французского языка означает «козье молоко». В общем-то, это и не удивительно. Луи родился в Швейцарии, в большой семье, в районе, известном своими молочными изделиями. Отец мальчишки работал часовщиком. Это дело было не очень прибыльным, и он с трудом содержал семейство, в котором было ни много, ни мало - семь детей.

Дело отца Луи нравилось, и она с ранних лет проводил очень много времени в мастерской, обучался у отца и помогал ему. К учебе же мальчик не проявлял никакого интереса. Из-за этого родители часто переживали, и их только и успокаивало то, что Луи постоянно искал работу, чтобы подзаработать и помочь семье.

В 1886 году, когда Луи Шевроле только исполнилось восемь лет, его семья переехала во Францию. Этот период был для Франции особенным – она как-раз стояла на пороге новых открытий и достижений, множества уникальных изобретений, которые были тесно связанны с техникой. Именно поэтому это стало идеальным временем для подростка, который души не чаял в технике. Луи с головой погрузился в мир спиц, паровых двигателей и колес. Довольно быстро он устраивается работать в мастерскую по ремонту велосипедов. Имея хороших учителей, там он повышает свой уровень знаний в технике, начинает осваивать и автомобили, или, как их тогда называли «самодвижущиеся экипажи».

Но не только в этом проявил себя молодой швейцарец. Ведь там, где есть велосипеды, есть и гонки на них. Уже в то время появились первые велосипедные гонки, в которых крепкий двухметровый парень довольно удачно себя проявил.

В местной французской газете даже в 1895 году вышла заметка, в которой сообщалось, что Луи Шевроле занял первое место в велогонке, которая проходила в Бургундии. Это событие и стало стартом для Луи. Вначале – как гонщика. Следующие три года он активно принимал участие в гонках по всей Франции, выиграл в 28 соревнованиях, даже «заразил» своей страстью к этому спорту младших братьев и сестер. К тому же, это было не только увлечение и страсть молодого человека, это также и был неплохой заработок – премиальных за выигрыши хватало для жизни всей семьи.

Это время было отмечено еще одним событием, которое, по легенде и стало предопределяющим в будущей жизни Шевроле и в его любви к автомобилям. Однажды, в мастерскую, в которой работал Луи, поступил вызов на починку паромобиля. Отправили на выполнение заказа Луи. Владельцем неисправного трицикла оказался Вандербильд – известнейший американский финансист, миллионер. И по случайному совпадению – устроитель и спонсор гонок, которые проводились в те времена в Нью-Йорке.

Оперативная и искусная работа молодого француза настолько понравилась богатому американцу, что он лично поблагодарил его, и выдал поистине пророческие слова, что если Луи переберется за океан, то его ждет там невиданный успех.

Достоверно неизвестно, насколько сильное влияние оказала та встреча на предыдущие планы Шевроле, но уже в 1899 году он переезжает в Париж, пытаясь быть как можно ближе к центру французского автомобилестроения. Здесь он меняет несколько автомастерских, в которых изучает строение автомобиля, все его особенности, двигатели внутреннего сгорания, а также откладывает деньги на такой желанный «заокеанский» билет. В начале 20 века он таки отправился на покорение Америки. В это время в Америке разворачивает свою деятельность Уильям Дюрант. Его уже изгнали из General Motors, и он решил использовать в свою выгоду молодые таланты, главным из которых выбрал молодого Шевроле.

И все-таки я гонщик.

Приехав в Америку Луи еще не знал, что его ждет. Свою первую остановку он сделал в нью-йоркском отделении французской автомобильной марки De Dion-Bouton. Но, после того как это представительство закрыли, Луи пришлось искать другие варианты заработка и он работал то механиком в разных небольших мастерских, то водителем в богатых семьях. Именно во время одной из таких подработок он встретил будущую жену, подарившую ему двух сыновей. Несколько позже он получил место в представительстве компании FIAT, а потом и у знакомого Уолтера Кристи. Но это все было для Шевроле только основой для его любимого занятия – гонок.

Луи Шевроле Луи Шевроле

На заре 20 века для управления гоночным автомобилем нужно было иметь немалую физическую подготовку и отличное здоровье. Поэтому Шевроле подходил для такого занятия как нельзя лучше.

Молодой парень целеустремленно участвовал во всех соревнованиях, зарабатывая себе авторитет. Причем один раз он даже принял участие в одной из самых престижных гонок страны, которую организовывал тот же Вандербильд. Стоит сказать, что именно на этой гонке Луи установил новый мировой рекорд скорости, проехав 110 км/ч. Довольно безрассудная и даже можно сказать не логическая манера езды Шевроле полюбилась публике, газеты называли его «безумным сорвиголовой». Понятное дело, что такие безумства не проходили для него даром, и очень много времени Луи проводил в больницах, оправляясь после очередным травм. Но подобные «пустяки» (как говорил сам Луи), не могли его остановить – он становился популярен.

Уильям Дюрант Уильям Дюрант

В 1909 году к Шевроле поступает предложение от небезызвестного тогда Уильяма Дюранта, уже изгнанного из General Motors. Скандальный директор предлагает Луи возглавить гоночную команду компании Buick. От такого предложения молодой человек отказаться не мог.

Стоит отметить, что Уильям Дюрант не просто так пригласил к себе молодого гонщика. Он планировал посредством его уже довольно известного имени вернуть себе утраченное ранее. И, как оказалось вскоре – он не прогадал. Причем существует даже легенда, что опальный бизнесмен предложил Луи Шевроле, у которого даже не было формально технического образования, создать новый двигатель для «автомобиля его мечты» (как выразился сам Дюрант). Этот автомобиль должен был основываться на прототипе прихваченного из General Motors проекта, который успел взять Дюрант перед уходом.

Луи сразу же согласился и с небывалым энтузиазмом принялся за работу. Очень скоро перед Уильямом лежал проект шестицилиндрового двигателя с верхним расположением клапанов, и он пришелся бизнесмену по душе, ведь и теперь ему было с чем входить на автомобильный рынок. Теперь оставалось только создать компанию, под чьим именем будут производится новые автомобили. Дюрант и в этом случае не особо выдумывал, и просто предложил Шевроле дать свое имя новым автомобилям. Естественно, что парень с радостью согласился и на это предложение. Таким образом, уже в 1911 году зарегистрировали компанию Chevrolet Motor Car. Но Луи не стал в ней управляющим. Он получил в новой компании место главного инженера.

Расхождение интересов.

У Шевроле и Дюранта были совершенно разные взгляды на то, какие нужно производить автомобили. Первый был нацелен на разработку недорогих машин, для того чтобы составить достойную конкуренцию Генри Форду, который в то время уже шел по автомобильному рынку семимильными шагами, зарабатывая популярность «Жестянкой Лиззи». В то время как Шевроле был более склонен к созданию уникальных и впечатляющих автомобилей класса люкс. В этом споре первый и последний раз выиграл Шевроле. В результате появилась первая модель от новообразованной компании. Название у автомобиля - Classic Six. Новый автомобиль презентовали как машину для очень обеспеченных людей. Эта модель получилась действительно очень мощной, большой и очень дорогой. На эту модель установили ранее разработанный Шевроле двигатель– шестицилиндровый, с мощностью в 50 лошадиных сил и с объемом в 5 литров. Он мог разгоняться до 105 км/ч. Это был просторный пятиместный седан со складным верхом, электрическими фарами, стеклоочистителями и даже имели подсвечиваемый спидометр. А особым верхом «люксовости» для автомобиля того времени стал опциональный электростартер. Именно это и было одним из основным признаков поистине люксового автомобиля. Но и цена за эту модель получилась соответствующей – целых 2150 долларов США, в то время как Ford Model T стоил даже меньше 600 долларов. Если же учесть то, что кроме компании Дюранта и Шевроле на рынке Америки было еще почти 300 производителей автомобилей, успешных продаж не получилось.

Уильям Дюрант лихач Луи Шевроле 1905 год.

Такая бессмысленная трата денег нервировала Дюранта, который хотел как можно быстрее вновь обогатится и поквитаться со своими «обидчиками», которые так нагло его выкинули из General Motors. Естественно, обвинил он в первую очередь Шевроле в неудачах компании. Сказать, что он был далек от истины будет неправдой, ведь желание Луи сделать люксовый автомобиль не было оправдано экономическими условиями того времени. Начав ссорами на почве бизнеса, Дюрант довольно быстро перешел на личностную критику и обиды. Например, однажды на собрании фирмы он довольно язвительно, при всех сотрудниках, упрекнул Шевроле в том, что он травит окружающих дымом от дешевых сигарет, что человеку с его уровнем, не положено делать, и намекнул, что пора перейти на более качественные сигары. В этом усматривался более глубокий подтекст. Дюрант хотело намекнуть Луи, что этот простой, и довольно грубоватый европейский парень совершенно не вписывался «отполированную до блеска» атмосферу дельцов автомобильного бизнеса.

Довольно быстро компаньоны разбежались. В 1913 году Луи Шевроле подает в отставку, а еще через короткий период продает всю свою долю акций. Это было сделано под влиянием обиды на Дюранта, который, в период отсутствия Дюранта в Америке, начинает политику удешевления автомобилей. Естественно, Луи не мог тогда знать, и даже не догадывался, что когда-то эти бумаги могли бы сделать его мультимиллионером. Ведь, не смотря на все ссоры, Дюрант полюбил его имя. И довольно скоро, уже после реорганизации автопроизводства и начала выпуска новых, но более доступных покупателям автомобилей, с дополнительными изюминками, которых не было у автомобилей Форда, Chevrolet Motors становится чрезвычайно успешной компанией. Благодаря Chevrolet Motors Дюранту таки удалось отомстить акционерам со своей прошлой компании. Он скупил контрольный пакет акций General Motors, и гордо взошел на пост президента компании, при этом придав Chevrolet новый статус, компания стала ведущим подразделением General Motors.

В это время Шевроле решил вернуться к спорту и гонкам. Он присоединяется к основателю Blood Brothers Machine Company Говарду Бладу, с которым он совместно создает новый гоночный автомобиль Cornelian, выпущенный менее чем в ста экземплярах. Это авто стало одним из самых маленьких на цепном приводе, которые когда-либо выезжали на покорение гоночного трека. Вес Cornelian был совсем небольшим – всего 500 кг. Это авто комплектовалось двигателем Стирлинга, который относится к классу двигателей внешнего сгорания и способен работать от абсолютно любого источника тепла. Также у этого автомобиля была независимая задняя подвеска. На Cornelian в 1915 году в Индианаполисе Indy 500 на 500-мильной гонке Шевроле смог пройти квалификацию на скорости 130 км/ч. Но закончить гонку ему так и не удалось. Из-за сломанного клапана Луи занял только двадцатое место в рейтинге.

Cornelian Cornelian

При этом Шевроле даже не планировал сдаваться. Совместно с братом Гастоном, который последовал за Луи в Америку, они организовали компанию Frontenac Motor Corporation, и начали производство линейки «продвинутых» и очень быстрых гоночных автомобилей, с двигателем с алюминиевым блоком цилиндров. Луи наконец-то смог покорить эту желанную для себя, самую престижную гонку Североамериканского континента. Тогда Шевроле, в далеком 1919 году, четыре раза полностью проходит Indy 500, давай лучшие показатели. Это ему позволило занять седьмое место. В этом же ралли участвует и Гастон, причем в следующем году он даже занимает первое место. Но, вскоре случается трагедия, которая меняет все.

На одной из гонок Гастон не справляется с управлением и погибает. Смерть младшего брата очень сильно ударила по Луи, и он решает навсегда «завязать» с гонками. После этого момента он только единожды сядет за штурвал, причем это уже будет не автомобиль, а катер. И тогда он займет первое место в регате Майами 1925 года. Увы, эта победа не сможет вернуть ему уже утраченную известность.

После смерти брата Шевроле работает в Frontenac, изготавливает гоночные силовые агрегаты для модернизированных автомобилей Ford, которые в то время выпускает предприятие Fronty-Ford. Увы, не имея дара к управлению, компания Луи быстро обанкротилась. Шевроле делал еще несколько попыток организовать новую автомобильную фирму, но опять-таки оказывался в проигрыше. К неумению Луи управлять ни людьми, ни капиталом присоединилась Великая американская депрессия. В этот момент Шевроле решает навсегда покинуть автомобильный бизнес.

Долго просидеть без дела швейцарско-французско-американский «сорвиголова» не мог – ведь всю жизнь он он работал с двигателями. Как результат – он берется за разработку авиационных моторов, и даже открывает новое предприятие, которое, в прочем, имело ту же судьбу, что и предыдущие предприятия Шевроле. И, тогда Шевроле пришлось вернуться к давно забытому дело его юности - к починке часов и ремонту бытовой техники. Вскоре судьба посмеялась над ним очень сильно. Без милосердия и каких-либо моральных обязательств в 1934 году General Motors снизошло к человеку, который дал имя одной из теперь известнейших автомобильных компаний, и дало ему место механика с минимальной ставкой. Это стало решающим фактором жизни еще молодого мужчины. Он теряет веру в жизнь и в себя. Начинает прогрессировать атеросклероз нижних конечностей – «болезнь гонщиков». Сначала врачи запретили Луи садиться за руль автомобиля. А уже в 1938 году Шевроле уходит на пенсию и с женой переезжает во Флориду, где живет в маленькой комнатушке. Влажный климат только усугубил болезнь, и мужчине вскоре ампутировали ноги. Такой удар судьбы Луи уже не смог пережить, и так и не оправившись после операции, он умер. Случилось это 6 июня 1941 год в Детройте. Мужчине тогда было всего 63 года.

памятный бюст Луи Шевроле памятный бюст Луи Шевроле

Сегодня имя Шевроле выгравировано на памятном бюсте, который установили в месте его самого великого гоночного триумфа, в штате Индиана – в музее славы Indianapolis Motor Speedway. Кроме того, это же имя живет и в тысячах и миллионах автомобилей, которые ездят по дорогам всех стран мира.

Увы, своим детям Луи не смог оставить богатого наследия, ведь ни умения, ни знания, ни даже опыт не сделали его богачом.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту