ГАЗ-42

ГАЗ-42 ГАЗ-42

Автомобиль ГАЗ-42, оборудованный газогенераторной установкой НАТИ Г-14, был спроектирован в 1936 году под руководством инженера С.Г. Косова на базе автомобиля ГАЗ-АА. С 1939 года началось его серийное производство на Горьковском автомобильном заводе.

Компоновочная схема автомобиля предусматривала размещение газогенератора, очистителя и ящика для чурок за кабиной водителя. Секции охладителя устанавливались под грузовой платформой и крепились к раме. Вентилятор находился на правой подножке кабины.

Технологическая схема газогенераторной установки включала: газогенератор, в котором вырабатывался газ при сжигании древесных чурок; две секции охладителя последовательного охлаждения и грубой очистки газа; очиститель, где проходила окончательная очистка газа; смеситель, в котором полученный газ смешивался с воздухом перед поступлением в цилиндры двигателя; вентилятор для розжига топлива в газогенераторе. Газогенератор работал по принципу обращенного процесса газификации, при котором отбор газа производился из нижней части его корпуса, что позволяло уменьшить содержание смолистых веществ в газе.

Газогенераторная установка массой 400 кг вырабатывала 65 кг газа в час и обеспечивала мощность двигателя 23,5 кВт (32 л.с.), что позволяло автомобилю развивать максимальную скорость 55 км/ч, грузоподъемность достигала 1,5 т. Низкие технические показатели автомобиля объяснялись возросшей его снаряженной массой и меньшей теплотворной способностью газа по сравнению с бензином.

ГАЗ-42 ГАЗ-42 ГАЗ-42 ГАЗ-42

На автомобиль устанавливался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. Пуск его проводился двумя способами. Основным был пуск на газе без применения бензина. При этом был необходим предварительный розжиг топлива в газогенераторе с помощью вентилятора, для чего требовалось до 10 мин. Второй способ предусматривал пуск на бензине с использованием пускового карбюратора. Розжиг топлива в газогенераторе осуществлялся тягой двигателя с последующим переводом его работы на газ (время пуска сократилось до 3 мин).

В связи с включением в электрооборудование машины вентилятора для розжига топлива в газогенераторе емкость аккумуляторной батареи увеличилась до 112 А*ч. Трансмиссия и ходовая часть автомобиля по конструкции и компоновочной схеме были аналогичны базовому автомобилю ГАЗ-АА. Это дало возможность сохранить прежними показатели опорной и профильной проходимости и автомобиль смог успешно эксплуатироваться по грунтовым (проселочным) дорогам.

Автомобиль ГАЗ-42 с полной расчетной нагрузкой имел запас хода по топливу на одной заправке бункера чурками (45-50 кг) до 80 км, а с учетом возимого запаса – до 200 кг. Продолжительность работы двигателя без чистки газогенераторной установки составляла не менее 1000 км пробега.

В период Великой Отечественной войны в условиях жесткого лимита на жидкое топливо газогенераторные автомобили успешно эксплуатировались не только в тылу страны, но и на фронтах, в частности, половина транспортных автомобилей блокадного Ленинграда, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота была оснащена газогенераторными установками.

ГАЗ-42 ГАЗ-42 ГАЗ-42 ГАЗ-42

В послевоенные годы, когда в нашей стране начала быстро развиваться газовая промышленность, газогенераторные автомобили начали вытесняться газобалонными, работающими на более дешевом природном газе.

Подполковник запаса А.Протасов, кандидат технических наук.


Технические характеристики ГАЗ-42:

Производитель:ГАЗ
Годы пр-ва:1939—1946
Сборка:ГАЗ
Класс:1,2 тонны
Платформа:ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ
Колёсная формула:4*2
ДвигателиГАЗ-ММ
Трансмиссия4-ст. мех.
Длина:5335 мм
Ширина:2030 мм
Высота:1970 мм
Клиренс:200 мм
Колёсная база:3340 мм
Масса:2050 кг
Макс. скорость:50 км/ч
Похожие модели:ГАЗ-43
Грузоподъёмность:1200 кг
Расход топлива:50—55 кг/100 км
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту