ГАЗ-ЦАКС

ГАЗ-ЦАКС ГАЗ-ЦАКС

В 1937 году советское руководство взяло курс на автомобилизацию страны. Цели он преследовал весьма понятные: подготовить как можно больше техников и водителей для армии. С этой целью в стране было создано большое количество автомобильных клубов и кружков. Однако эти организации испытывали катастрофическую нехватку тех транспортных средств, на которых их курсанты должны были изучать автодело. Произошло это потому, что в СССР автомобильный спорт считался буржуазной роскошью и практически не развивался. Создание спортивных автомобилей было уделом кустарей, которые на базе серийных автомобилей строили гоночные экземпляры.

Машины самодеятельных конструкторов отличались друг от друга, как по дизайну, так и по качеству. Некоторые из них не уступали рекордным образцам иностранной автомобильной техники. Одной из таких машин была ГАЗ-ЦАКС, конструкции В.И. Ципулина. Владимир Иванович был очень известным автомобильным конструктором. Так в 1910 году он участвовал в создании первого отечественного автомобиля, АМО-Ф15 имея звание инженера-автомобилиста, которое он получил одним из первых в стране.

На момент создания спорткара ему исполнилось 55 лет, и он принял участие в проектировании практически всех заметных автомобилей, как в Российской Империи, так и в СССР. Например, в 1914 году он принял участие в строительстве автомобильного завода братьев Николаевых, а в 1917 году Ципулин руководил уже Государственным авторемонтным заводом в Родниках Ивановской губернии. После революции прославленный автоконструктор поработал на руководящих должностях всех крупных и известных советских автомобилестроительных заводов: в 1919 году он откомандирован в Москву на военный автомобильный завод «Спартак»; с марта 1920 года он возглавляет техническую службу завода АМО, а в январе 1921 года становится его управляющим. Далее Ципина направляют в 1922 году в качестве заведующего производственным отделом бывшего Руссо-Балтийского Вагонного Завода, ставшим после революции 1-ым Броне-Танково-Автомобильным Заводом. После заграничной командировки в 1929 году в США, Ципин перешёл в 1933-ем году на ставшее основным, место работы – в Научно автотракторный институт (НАТИ) (позже - НАМИ).

ГАЗ-ЦАКС ГАЗ-ЦАКС

ГАЗ-ЦАКС конструкции В.И. Ципулина. За рулем Виктор Кульчицкий. 1937 г.

В.И. Ципулин, в отличие от Антона Гиреля, имел большой опыт работы по конструированию автомобилей. Это положительным образом сказалось на качестве созданного им спроткара, который стал первой в СССР попыткой разработки серьёзного промышленного образца советского спортивного автомобиля.

В качестве базы для него разработчик взял серийный образец ГАЗ-А 1932-го года выпуска. При этом его шасси было серьёзно переработано. Так раму в задней части машины выгнули вверх для сокращения общей высоты кузова. Заднюю же подвеску оставили без изменений. Она размещалась на поперечной полуэллиптической рессоре, переднюю же установили на четырех продольных четверть-эллиптических рессорах. Так же на автомобиль смонтировали гидравлические амортизаторы от ГАЗ-М1. Кузов машины был открытый, двухместный, обтекаемый. Изготовлялся он из стальных листов, смонтированных на каркасе из дерева. Топливный бак конструктор разместил за водительским сиденьем, а днище автомобиля он сделал с обтекаемым поддоном. В целом ГАЗ-ЦАКС получился более эргономичным и эстетичным в плане дизайна, чем тот же ГАЗ-А-Аэро конструкции Гиреля.

В качестве двигателя Ципин применил мотор, имеющий четыре цилиндра объёмом 3285 см. куб., взятый от ГАЗ-М1. На него установили экспериментальный головной блок цилиндров из алюминия и увеличили до 6,0 степень сжатия. Движок выдавал 60 лошадиных сил и имел 3100 об./мин. Работал двигатель ГАЗ-ЦАКС совместно с редуктором заднего моста передаточным числом 2,9, а так же коробкой передач от ГАЗ-М1 имевшей три ступени. Подобные технические усовершенствования позволили достичь советскому спорткару 135 км/ч.

Автомобиль имел следующие габариты: длину – 4 200 миллиметров; ширину – 1 670 миллиметров; высоту – 1 200 миллиметров. Колесная база машины составляла 2930 мм, а вес равнялся 900 килограмм. Фары были выполнены съемными, что бы во время перегона спорткара к месту проведения соревнований, их можно было бы легко демонтировать.

Первый построенный по всем правил конструкторской и инженерной техники советский спортивный автомобиль получил название ГАЗ-ЦАКС, так как строился под эгидой Московского Центрального Автомобильного Клуба Спорта. Однако такая протекция не смогла повлиять на его дальнейшую судьбу, которая сложилась весьма плачевно. Так автомобиль был передан для участия в соревнованиях известному испытателю танков Виктору Кульчинскому, который никак не мог выжать из него более 131,1 км/ч. При превышении этого порога мотор начинал работать с перебоями. В результате на гонках, которые состоялись 30-го сентября на Житомирском шоссе, машина пропустила вперёд автомобили Жарова и Клещева, собранные из списанных узлов автомобилей имевших более трёхсот километров пробега.

К сожалению «довести до ума» своё детище Ципулин не успел, так как в 1937 году был арестован, а в 1940 году умер. Сам же ГАЗ-ЦАКС проездил по дорогам Москвы до конца 50-х годов при этом не известно, какой организации или какому частному лицу он принадлежал, и как сложилась в дальнейшем его судьба.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту