ХАДИ-2
- Статья опубликована 20.11.2014 16:31
- Последняя правка произведена 10.02.2017 19:08
ХАДИ-2 — экспериментальный советский легковой автомобиль (заявлялся как «спортивно-туристский»), построенный студенческим конструкторским бюро (СКБ) Харьковского автодорожного института (ХАДИ) в 1961 году.
Будучи по сути самоделкой, ХАДИ-2 выделяется тем, что это был первый в СССР автомобиль с кузовом из стеклопластика.
Автомобиль сохранился до нашего времени, хотя и в сильно переделанном виде, и каждый год используется в церемонии посвящения первокурсников в студенты.
История создания:
Эксперименты с пластиковыми автомобильными кузовами велись в пятидесятые-шестидесятые годы во многих странах. Первым серийным автомобилем с кузовом из стеклопластика стал Chevrolet Corvette (1953), впоследствии появились и другие примеры использования этого материала в автомобилестроении. В ГДР примерно с того же времени широко использовался близкий по свойствам композитный материал — дуропласт, армированная хлопковыми очёсами фенолформальдегидная смола. Перспективы композитов — лёгких, простых в обработке, устойчивых к коррозии — казались в то время грандиозными.
ХАДИ-2 был разработан и построен в 1959—1961 годах силами Студенческого Проектно-Конструкторского Бюро (СПКБ) при Факультете Автомобилей и двигателей ХАДИ под руководством мастера спорта В. К. Никитина в качестве эксперимента по освоению новых материалов и технологий. Примерно в то же время (1958 год) подобная конструкция из стеклопластика, но на шасси мотоколяски С-ЗЛ, была построена и в МВТУ, в лаборатории при кафедре «Колесные машины» под руководством В. С. Цыбина.
В 1962 и 1963 годах автомобиль экспонировался на Выставке Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ) УССР и СССР, получив несколько наград. В это время студенты СПКБ совершили множество пробегов по территории Советской Украины и европейской части РСФСР.
Впоследствии из того же материала был построен рекордно-гоночный ХАДИ-3.
На этот счёт нет точной информации, однако было бы логично предположить, что именно создатели ХАДИ-2 впоследствии приняли участие в проектировании и подготовке производства уже серийного стеклопластикового микроавтобуса «Старт» и автомобиля «Заря», разработанных силами ХАДИ и Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ).
Также, по некоторой информации, позднее самодеятельными автостроителями было создано несколько копий ХАДИ-2 и автомобилей по его мотивам с использованием оригинальных чертежей.
Не знаете, куда можно отвести автомобиль для профилактики и ремонта? Можем порекомендовать вам качественный автосервис в Одессе.
Описание:
ХАДИ-2 представлял собой двухместный родстер длиной чуть больше 4 метров.
Кузов не имел дверей и был изготовлен путём выклейки из стеклоткани в 10 слоёв на покрытом разделительным слоем парафина полноразмерном гипсовом болване. Роль несущей конструкции играла рама, сваренная из круглых и фасонных эллиптических труб. В итоге автомобиль получился сравнительно лёгким.
Двигатель со сцеплением были взяты от мотоцикла М-72. Мотор двухцилиндровый оппозитный, нижнеклапанный.
Основные узлы и агрегаты шасси — передняя подвеска и рулевое управление, трансмиссия, задний мост — были позаимствованы у серийного «Москвича-407», как и бо́льшая часть внешнего декора — бамперы, решётка радиатора, задние фонари, ободки фар, плафон освещения номерного знака.
Никаких признаков тента или иного варианта крыши на автомобиле нет.
Автомобиль был официально зарегистрирован и получил государственные номерные знаки.
Впоследствии автомобиль был неоднократно переделан. Так, оригинальный двигатель был в своё время заменён на электромотор. После реставрации автомобиль получил агрегаты шасси и существенно более мощный двигатель от «Москвича-412», а также несколько иную форму передней части кузова с иным оформление разъёма капота, высокое гнутое лобовое стекло вместо низкого «щитка» из двух плоских половин, одноцветную окраску вместо двухцветной, рулевую колонку от «Жигулей» и другие отличия.
Технические характеристики ХАДИ-2:
Год создания | 1959-61 г.г. |
Длина, мм. | 4200 |
Ширина, мм. | 1550 |
Высота, мм. | 1050 |
Двигатель | УЗАМ-412 (до реставрации М-72 и Электромотор) |
Мощность, л.с. | 75 при 5800 об/мин |
Рабочий объём, см3. | 1480 |
Несущая система | плоская, трубчатая, сварная рама |
Кузов | собственной конструкции из стеклоткани |
Расчётная максимальная скорость, км/ч | 150 |
По материалам сайта lsa.net.ua