Москвич-402

Москвич-402 Москвич-402

К началу 50-х годов в СССР сложилась такая ситуация: выпускавшиеся Московским заводом Малолитражных автомобилей Москвичи 400-420 полностью устарели и счерпали свой ресурс в качестве массового малолитражного автомобиля. Конечно, работы по модернизации его конструкции шли постоянно, но этого было мало, требовалось разработать и выпустить абсолютно новую машину этого класса. Именно такую задачу поставило тогда перед коллективом завода руководство партии и правительство страны.

При этом начальство настаивало именно на разработки абсолютно новой конструкции, а не адаптации уже существующей, поэтому от старого автомобиля разрешено было оставить лишь мотор, коробку передач и задний мост. Сохранённые узлы и агрегаты так же подлежали модернизации. Так как коллектив МЗМА самостоятельно со столь масштабной задачей в короткие сроки самостоятельно бы не справился, конструкторскую группу усилили специалистами ГАЗа, ЗиСа и Московского мотоциклетного завода. Руководство группы осуществлял главный конструктор завода Александр Фёдорович Андронов.

В то время в страну в большом количестве стали поступать иностранные автомобили. Их приобретали специльно для того, что бы изучить новшества в области автомобилестроения которые разработали западные автомобилестроительные компании за послевоенные годы. Так, в частности в Италии приобрели Fiat1100 и Lancia Aurelia, в Великобритании Hillman Minx, Ford Consul и Javelin Jovette, во Франции Simca Aronde и Citroen 2CV. Все они были тщательно изучены конструкторами на предмет использования в качестве базы для новой советской малолитражки. В конце-концов решено было остановиться на Ford Consul, так как именно его посчитали наиболее подходящим для эксплуатации в условиях страны.

Так как МЗМА не имел достаточно мощной производственной базы, практика его поддержки при создании четыреста второго Москвича была продолжена. Так для первых семи опытных образцов нового автомобиля кузова и штампованную оснастку изготовили на ГАЗе в 1951 году, так как именно здесь в то время имелось самое развитое производство штампов. В проектной документации новинка так же обозначалась газовским шифром, то есть индексом состоящим из двух групп цифр: 402-425. что означало модель 402. кузов модели 425.

Что касается силовой линейки этого автомобиля, то она до сих пор вызывает серьёзные споры. Дело в том, что часть историков автомобилестроения утверждает, что советские конструкторы при создании двигателя для «четыреста второго» взяли за основу мотор Ford Consul, расточив его цилиндры до диаметра 72 миллиметра, получив в результате объём в 1221,45 куб. см. Другие же заявляют о том, что советские инженеры самостоятельно разработали абсолютно новый двигатель на базе двигателя Москвича-401, конструктивно изменив объём его цилиндров, строение выпускного тракта и применив при этом распределитель с вакуум-регулятором. В результате чего мощность его достигла 35-ти лошадиных сил.

Основой внешности нового «Москвича» стала так же внешность американского автомобиля, хотя она и претерпела значительные изменения, так, в частности, в элементах его оформления были использованные решения, применённые позже на автомобиле ГАЗ-21 «Волга». Таким образом, можно сказать, что советским конструкторам удалось создать вполне оригинальный дизайн на основе дизайна Ford Consul.

Москвич-402 Москвич-402

С технической точки зрения кузов новой малолитражки представлял собой жёсткую пространственную ферму. Она сваривалась из несколько крупных узлов-подсборок. Основные узлы при этом изготовлялись из листовой малоуглеродной стали методом штамповки.

На автомобиле были применены впервые в советском автомобилестроении многие технические решения и установлены передовые приборы. В частности его электрооборудование было двендцативольтовым вместо шестивольтового распространённого ранее. С целью уменьшения уровня вибрации длинную карданного вала сократили. Переключение передач было вынесено непосредственно на рулевую колонку. Передняя подвеска стала бесшкворневой и впервые в СССР легковая машина получила телескопические амортизаторы. Доступ в багажник здесь осуществлялся снаружи машины, а не изнутри как на М-400/ 401.

Не смотря на наличие архаичного нижнеклапанного двигателя, который в СССР сохраняли для того, что бы автомобили имели возможность ездить на низкосортном бензине с небольшим октановым числом, «Москвич-402» пользовался высокой популярностью не только в СССР и «странах народной демократии», но и в Западной Европе, в основном, благодаря наличию в нём радиоприемника.

Москвич-402 Москвич-402

Выпускался этот автомобиль вплоть до мая 1958 года, и всего с конвейера сошло примерно 95 000 его единиц.

В настоящее время машину можно достаточно часто встретить на российских дорогах, особенно в провинции.


Технические характеристики Москвич-402:

кузовнесущий, седан
количество дверей4
количество мест4
длина4055 мм
ширина1540 мм
высота1600 мм
колесная база2370 мм
колея передняя1220 мм
колея задняя1220 мм
дорожный просвет200 мм
расположение двигателяспереди продольно
тип двигателя4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный, четырехтактный
объем двигателя1220 см3
Мощность35/4200 л.с. при об/мин
Крутящий момент69,6/2400 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр2
КПтрехступенчатая механическая
Подвеска передняянезависимая, пружинная, с поперечными рычагами, бесшкворневая, собрана на штампованной поперечине
Подвеска задняяна двух продольных листовых полуэллиптических рессорах
Амортизаторыгидравлические, телескопические
Тормоза передниебарабанные
Тормоза задниебарабанные
Расход топлива7 л/100 км
максимальная скорость105 км/час
годы производства1956-1958
тип приводазадний
снаряженная масса980 кг
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту