МЗМА-400

МЗМА-400 МЗМА-400

Не смотря на то, что советский автопром был жёстко ориентирован на государственные нужды и в первую очередь на армию, в СССР производились и легковые автомобили, предназначенные и для использования населением. Количество таких автомобилей было ограниченно, но позже, к 80-м года прошлого века из таких проектов выросло массовое легковое автомобилестроение.

Одним из первых автомобилей, ставшим, впоследствии прародителем популярнейшего в народе семейства «Москвич» стала малолитражка МЗМА-400. Машины под названием МЗМА производились на Московском Заводе Микролитражных Автомобилей. До войны этот завод назывался Автозавод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи и специализировался как раз на выпуске легковых автомобилей ориентированных на удовлетворение нужд граждан.

В 1940-41 годах МЗМА выпускал малолитражки КИМ 10–50. Всего было выпущено 500 экземпляров этого двухдверного седана, оснащённого двигателем объёмом 1,1 литра и мощностью 30 лошадиных сил. Однако начавшаяся война это производство прекратила, и после её окончания оно так же не было возобновлено, так как советская автомобилестроительная промышленность пошла по иному пути развития.

Дело всё в том, что в ходе боевых действий в руки советских войск попало большое количество трофейной техники, производственных мощностей и технической документации немцев. Так, в частности, в зоне советской оккупации оказалась часть заводов фирмы «Опель». Здесь в довоенные годы производился выпуск двухдверного седана Opel Kadett К-38, который был уменьшенной копией другой модели компании – Olуmpia. Kadеtt имел на вооружении двигатель, аналогичный названному автомобилю, но ход его поршня был уменьшен с 90 до 75 мм.

МЗМА-400 МЗМА-400

Советским руководством было принято решение оборудование, использовавшееся при производстве немецкого автомобиля демонтировать и доставить в Москву, куда оно и прибыло в 1946 году. При этом во время его перевозки были утеряны кузовные штампы дверей. Пришлось срочно размонтировать в Германии кузовные штампы для дверей Olуmpia и отправлять их в столицу СССР. В результате будущий «Москвич» стал четврёхдверным, хотя изначально планировалось, что это будет двухдверная модель. Переработка базового Opel Kadett и его адаптация под советские требования не заняла много времени и 4 декабря 1946 года на свет появился новый автомобиль.

Новинка официально называлась МЗМА-400 и имела много конструктивных черт, позаимствованных у немецкой машины. Так, в отличие от полностью советской «Победы», рычаг коробки переключения передач здесь был расположен не на рулевой колонке, а между водительским и пассажирскими сиденьями. Только в 1951 году его поставили на привычное для водителей того времени место. Кроме того, рядом с рычагом переключения КПП находился и рычаг ручного тормоза. Под приборную панель его переместили в 1952 году. Автомобиль так же оснащался независимой подвеской передних колёс, при этом их ступицей служили изготовленные из чугуна тормозные барабаны.

МЗМА-400 МЗМА-400

Машина оснащалась нижнеклапанным мотором рабочим объёмом 1073,54 куб. см. Он развивал мощность в 23 лошадиных силы. В дальнейшем он стал базовым для всех автомобилей, выпускавшихся под маркой «Москвич» вплоть до 408-ой модели. Известны случаи его установки и на «Москвич-2138». Двигатель весил вполне приличные 136 килограммов и это не смотря на малый рабочий объём.

КПП здесь была трёхступенчатой и не имела синхронизаторов. Сцепление было одно дисковое, сухое. Главная одинарна коническая передача имела передаточное отношение аж 5,14:1, благодаря чему автомобиль мог преодолевать даже крутые подъёмы всего лишь на второй передаче. Однако при затяжных подъёмах бензонасос автомобиля не справлялся с нагрузками, что приводило к перебоям в работе двигателя.

Высоким качеством отличался карбюратор К-24 установленный на этом «Москвиче. Карбюратор оснащался сетчатыми фильтрами, а его конструкция была заимствована у немецкого карбюратора, созданного на базе американского Carter W-0-5395Стоит отметить, что в оригинальной заводской системе номенклатуры тех лет автомобиль назывался «Москвич-400-420»: первым шёл номер двигателя, вторым — кузова.

Электрооборудование первого «Москвича» было шестивольтовым. Так как емкости отечественного аккумулятора 3СТ-60 иногда не хватало для того, что бы раскрутить скопированный с немецкого образца фирмы «Бош» стартер СТ28, то заводился мотор автомобиля нестабильно. Все неприятности закончились, когда на смену скопированному стартеру пришёл отечественный, производство которого наладили на московском заводе АТЭ-1

Оснащение автомобиля не предусматривало наличие в нём радиоприемника, а стеклоочистители в нём работали не на электричестве, а при помощи гибкого вала от двигателя. Отсутствовали так же и указатели поворота, поэтому водителю приходилось высовывать руку в окно и ею сигнализировать о своём намерении совершить поворот. Самым большим неудобством в эксплуатации четырёхсотого «Москвича» было отсутствие у него печки. Так что зимой приходилось в некоторых случаях машину ставить в гараж.

МЗМА-400 МЗМА-400

Кузов «Москвич-400» был изготовлен по несущей схеме и отличался исключительной прочностью. При этом он хорошо противостоял коррозии, что породило даже слухи о том, что он изготовлялся из лужённой стали. Дело в том, что после сварки неровности на швах зачищали наждачными кругами и неровности заправляли сплавами олова. Это и порождало иллюзию того, что сталь кузова лужённая.

Машина имела несколько вариантов исполнения, так кроме седана выпускался кабриолет со складной брезентовой крышей, а так же фургон, снащённый деревянным кузовом. Он имел грузоподъёмность в 200 килограмм и использовался в основном для обслуживания небольших торговых точек. В 1947 в качестве экспериментального образца был создан и автомобиль с кузовом универсал.

В 1954 году автомобиль модернизировали, форсировав его двигатель до 26-ти лошадиных сил. При этом рычаг ручного тормоза переместили с пола на приборную панель, а рулевое колесо заменили новым. Из-за этих нововведений машина получила новый индекс – 401.

Производство МЗМА-400 продолжалось вплоть до 1956 года, когда его сменила на конвейере более современная четыреста вторая модель этого семейства.

МЗМА-400 МЗМА-400
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту