НАМИ-032Г

НАМИ-032Г НАМИ-032Г

Опыт второй мировой войны показал, что войскам остро требовался универсальный лёгкий полноприводный вездеход, который был бы способен подвозить боеприпасы на поле боя и эвакуировал бы с него раненых. При этом машина должна была иметь такие качества как отличную проходимость, дешевизну в производстве, простоту в обслуживании и ремонте. Эти принципиально новые машины получили название «Транспортёры переднего края» или сокращённо ТПК.

Практически все работы над ТПК в СССР в 1950-е - 1960-е годы производились специалистами Научно исследовательского автомобильного и автомоторного института. Эти проекты получили в НАМИ шифр 032. Разработка первых транспортных средств проекта 032 сопровождалось серьёзными спорами в стане советских специалистов в области автомобилестроения, а так же многочисленными проблемами как технического, так и производственного характера.

Непосредственно заказ на разработку ТПК был сформирован в 1959 году Министерством обороны СССР на основе опыта применения военной техники СССР и техники его союзников и противников в корейской войне 1949-1953 годов. Первоначально к его созданию приступил заслуженный иженер-конструктор, дизайнер, писатель и журналист Ю. А. Долматовский. Однако, в то время он был занят разработкой проекта малолитражного автомобиля «Белка», модной тогда вагонной компоновки. На этом автомобиле использовался задний тип установки двигателя, что плохо сочеталось с техническим заданием по созданию ТПК. Ведь специально под него требовалось создать проект абсолютно нового преднемоторного полноприводного шасси.

За работу берется Б. М. Фиттерман

В результате этих причин, препятствующих Долматовскому заняться полноценной разработкой ТПК, руководителем проекта был назначен Б. М. Фиттерман. В 1956 году он занимал должность начальника отдела легковых автомобилей НАМИ. В своё время он активно участвовал в конструировании широко известного автомобиля ЗиС-150, а так же руководил разработкой первого советского трёхосного бронетранспортёра БТР-152В. Занимал должность главного конструктора Московского автозавода ЗиС, стал дважды лауреат Сталинской премии, был репрессирован и после реабилитации отправлен на работу в НАМИ.

Министерство обороны в техническом задании указывало, что армии необходима специальная боевая машина, сочетающая в себе качества лёгкого вездехода и амфибии. При этом она должна была иметь большой дорожный просвет и быть приспособленной для перевозки грузов и раненых под огнём противника. Так же прототип ТПК должен был иметь возможность десантирования при помощи парашютных систем без использования специализированных платформенных конструкций.

Коллектив конструкторов под его руководством в самые кроткие сроки провёл работы по разработке общей конструкции ТПК, которая понравилась заказчику и 16 октября 1956 года была утверждена заказчиком. Несколько позже Фиттерман при участии инженера В. А. Миронова создал деревянный макет прототипа. Кроме того, в создании НАМИ-032Г приняли участие А.Е.Оксентьевич, В.А.Миронов, Ф.Г.Хайдуков, М.М.Бахмутский, В.Н.Степанова, Н.В.Лагуненок.

Создатели прототипа ТПК представляли его себе самоходной машиной, имеющей самостоятельную возможность передвижения по воде. При этом они планировали расположить её двигатель спереди, а так же оснастить амфибию небольшими колёсами с колесными редукторами, полным приводом, не зависимой подвеской. Кроме того транспортёр должен был иметь несущее цельнометаллическое основание и герметизированную грузовую платформу с двумя продольными носилками. Эти носилки планировалось использовать для перевозки шестерых легкораненых в сидячем положении или такое же количество личного состава.

Для помещения носилок на транспортную платформу использовалась лебёдка на электрической тяге, она же втягивала на неё специальную лодку-волокушу. Дорожный просвет будущего ТПК планировался в 300 миллиметров, машина должна была разгоняться по шоссе до 70 км/ч и иметь высоту не более 700 миллиметров. Органы управления автомобилем были спроектированы так, что рулить водитель мог как со стандартного водительского места, так и передвигаясь рядом с машиной, в том числе и ползком. Однако такое решение не устроило заказчика и амфибия, в целях повышения остойчивости получила центральное расположение органов управления.

Для снижения веса транспортёра его кузов изготовлялся из пластика, в качестве рамы работало несущее основание кузова. Подвеска работала на продольных рычагах и была независимо торсионной. Коробка передач работала с приводом на все мосты, при этом задний мост можно был подключать и отключать, в отличие от переднего, работавшего постоянно. В качестве двигателя использовали мотоциклетный мотор двигатель Ирбитского мотоциклетного завода МД-65 мощностью 22 лошадиных сил.

Производство НАМИ-032Г планировалось организовать Ирбитском мотоциклетном заводе, а первый опытный экземпляр был изготовлен специалистами завода в конце 1956 года. Его ходовые испытания показали, что кузов из стеклопластика в условиях боевых действий и эксплуатации на поле боя показывает недостаточную прочность, а двигатель от мотоцикла МД-65 не обеспечивает необходимой мощности для передвижения вне дорог. Учитывая такие недостатки конструкции, все работы по разработке ТПК на базе НАМИ решено было свернуть, а заказ передать на Запорожский автозавод (ЗАЗ).

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту