НАМИ-032М

НАМИ-032М НАМИ-032М

Непрекращающиеся после окончании второй мировой войны локальные военные конфликты между странами-союзниками СССР и их противниками, например в Кореи и Вьетнаме, дали богатый статистический материал для работы военных аналитиков. Одним из результатов такой работы стало разработка технического задания для советской автомобилестроительной промышленности по созданию так называемого транспортёра переднего края. Такое транспортное средство должно было перевозить раненых и военные грузы непосредственно на поле боя.

Прототипом советского ТПК должен был стать разработанный американской компанией Willys мини-вездеход М274 Mechanical Mule. Министерство обороны страны в техническом задании указало, что создаваемая боевая машина должна сочетать в себе качества вездехода-амфибии с санитарным и грузовым автомобилем. Кроме того, что она должна была иметь большой дорожный просвет, её так же необходимо было подготовить для десантирования с самолётов без использования специальных десантных платформ.

Работы над лёгким транспортёром-вездеходом было поручено производить конструкторам НАМИ. Так как не существовало абсолютно никаких наработок по подобному проекту, новую машину им пришлось создавать с нуля. Единственным прототипом нового ТПК можно признать разработанный в том же НАМИ короткобазный мололитражный автомобиль НАМИ-031. От него НАМИ-032М получил независимую торсионную подвеску и задний оппозитный двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением МД-65, который мог выдать 13,5 лошадиной силы.

Первый прототип

Первый опытный образец НАМИ-032М, созданный в 1957 году, получил округлый капот и два ряда поперечных сидений. Внешне он напоминал обычный легковой автомобиль, однако, при этом соответствовал всем требованиям, установленным Министерством обороны СССР к ТПК. Машина получилась пятиместной, снабжённой герметичным кузовом из стеклопластика, что способствовало высокой плавучести конструкции. На транспортёре установили форсированный вариант мотоциклетного двигателя МД-65, который выдавал уже 21 лошадиную силу, четырёхступенчатую трансмиссию, тормозной гидравлический привод, колёсные редукторы, а так же шины размером 5,00 – 13. При этом колёсная база увеличилась 1600 до 1800 мм. Конструкторы не стали экспериментировать как с другими конструкциями проекта 032 и составили рулёвое колесо на своём штатном месте – с левой стороны кузова. В дальнейшем развитием идей, заложенных в НАМИ-032М, стал грузопассажирский автомобиль НАМИ-049 «Огонек» (4x4), отличительной чертой которого стал высокий закрытый кузов, созданный на базе панель из стеклопластика.

НАМИ-032М НАМИ-032М

Созданный автомобиль стал первым армейским санитарно-грузовым транспортом, получившим герметичный кузов, откидывающееся вперёд лобовое стекло, фары, утопленные в передней облицовке. Кроме того, он имел наклонную рулевую колонку, а так же центральное расположение водительского места. При этом, пассажиры в количестве двух человек размещались по бокам от водителя, санитарные же носилки помещались на площадке, расположенной прямо за водительским и пассажирскими креслами.

Транспортёр оборудовался и вспомогательным оборудованием. Например, в снаряжении автомобиля входили съёмные металлические трапы, предназначенные для преодоления препятствий небольшой глубины и высоты, а так же для выхода из воды на песчаной прибрежной полосе. Располагались они по бортам НАМИ-032М, а вертикальная лебёдка-кабестан была вынесена на капот машины. Конструкторы отказались от фантастических проектов создания конструкции системы управления, при которой водитель мог рулить вездеходом ползя с ним рядом, и создали более приемлемую схему, при которой автомобилем можно было управлять лёжа между сиденьями и носилками. Такая возможность понадобилась для снижения вероятности поражения водителя при обстреле.

Прототип ТПК мог нести полезную нагрузку в 500 килограмм и мог буксировать прицеп такой же массы. Его скорость достигала 60 км/ч, а запас хода 250 километров. Приёмные испытания, которые прошли летом 1958 года на базе НИИАП в Бронницах. Далее они были продолжены в феврале 1959 года и выявили огромное количество технических и конструкторских недостатков и недочётов.

После их устранения в апреле 1960-го года НАМИ-032М был представлен высшему руководству Министерства обороны, Генерального штаба Сухопутных войск и ВДВ. Показ завершился полным провалом в связи с тем, что автомобиль застрял на снежной целине. После этих провальных испытаний работы над прототипом были свёрнуты. Ещё какое-то время продолжалась работа над другими опытными образцами проекта 032, однако позже и они были свёрнуты, а самое техническое задание со всей документацией по нему было передано Запорожскому автомобильному заводу.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту