НАМИ-053 Турбо

НАМИ-053 НАМИ-053 НАМИ-053 НАМИ-053

Специалистов Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института всегда интересовали необычные и экспериментальные конструкторские решения в области автомобилестроения. Так в 60-х годах они обратили своё внимание на использование конструкции автомобиля газотурбинного двигателя. При этом учитывались такие его положительные качества как: малый вес, прекрасные тяговые качества, небольшой вес, простота конструкции, отсутствие необходимости в водяном охлаждении, а так же возможность применения разнообразных видов топлива.

В результате исследовательских работ конструкторами института в 1959 году был создан газотурбинный автобус Турбо-НАМИ-053. При этом в работе над ним принимали участие не только специалисты НАМИ, но и работники Московского автомобильного завода имени Лихачева. Так в частности на заводе была создана оригинальная коробка передач для этого автобуса-макета. Учитывая то обстоятельство, что газовая турбина больше подходит для установки на большегрузных автомобилях, а так же на крупногабаритных междугородних автобусов, разработчики определили мощность газотурбинного двигателя в 350 лошадиных сил.

Так как учёные планировали создать автобус-лабораторию по изучению самой возможности установки на автомобиль газотурбинных двигателей, решено было в качестве базовой модели использовать междугородный автобус ЗИЛ-127, который имел обширный салон и грузоподъёмность 13 тонн. В нём отлично разместилась контрольно-измерительная аппаратура и исследовательские приборы.

Разработчики для проведения экспериментально-лабораторных работ заменили штатный дизельный двигатель автобуса ЯАЗ-206 имевший мощность 180 лошадиных сил, на созданный в НАМИ газотурбинный. При этом новый силовой агрегат показал мощность в два раза больше при значительно меньшем весе. Весь же автобус получил название НАМИ-058. Силовой агрегат имел две основные части: газовый генератор с турбокомпрессором и камерой сгорания, и тяговую турбину, оснащённую трансмиссией. Главным отличаем автомобильного газового генератора от ставшего базой для его разработки авиационного турбореактивного двигателя, являлось то обстоятельство, что выходящие из него газы направлялись не в сопло, а в тяговую турбину.

Конструкторы НАМИ при помощи консоли прикрепили коробку передач к фланцу редуктора этой турбины, а что бы её не разносило при резком сбросе нагрузки, из конструкции исключили обычное сцепление с нейтральной передачей. При этом управлялся автобус только пр помощи педалей газа и тормоза.

Экспериментальная машина проехала всего около 5 000 километров, при этом развила максимальную скорость 160 км/час. Двигатель показал себя достаточно надёжным и устойчиво работал даже при низких температурах. Однако при этом водителю тяжело приходилось за рулём, так как режим работы турбокомпрессора постоянно резко колебался от минимальных оборотов вала до максимальных. Турбина хорошо работала и при высоких температурах не перегреваясь при этом.

Специалисты НАМИ тестировали её на разных видах топлива: бензине, дизельном топливе, а так же керосине. Во всех случаях двигатель работал без перебоев и не выделял при этом дыма, вибрация его так же практически отсутствовала. При этом главным недостатком испытатели назвали большой расход топлива.


Технические характеристики НАМИ-053:

Год постройки 1959
число мест 10
двигатель двухвальная газовая турбина без теплообменника
мощность 350 л. с./357 кВт при 17 000 об/мин
число передач 2
длина 10 220 мм
ширина 2680 мм
масса в снаряженном состоянии 13 000 кг
наибольшая скорость 160 км/ч.
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту