НАМИ-058

НАМИ-058 НАМИ-058

Весной 1958 года, в рамках проведения работ по созданию высокопроходимых грузовых автомобилей и на основании технического задания Министерства обороны СССР, отдел автомобилей высокой проходимости НАМИ занялся созданием имеющего четыре оси и не имеющего капота автомобилем-шасси НАМИ-058 колёсной формулой 8х8. Машина должна была иметь грузоподъёмность 8 – 9 тонн для установки на ней тяжёлого вооружения. Руководил созданием вездехода Н. И. Коротоношко, непосредственное руководство коллективом инженеров-конструкторов осуществлял П. А. Лобунский.

В техническом задании было указанно, что автомобиль-шасси должен быть максимально унифицирован с действующими уже серийными моделями, поэтому в его конструкции было так много узлов от грузового автомобиля «Урал-375». В частности конструкторы использовали от него в разной степени доработанные тормоза, подвеску, тормоза и иные узлы. Так применили и некоторые детали от автомобилей, выпускавшихся Ярославским, Московским и Минским автозаводами. Двигатель автомобиля-шасси и трансмиссия были заимствованы у артиллерийского тягача среднего класса АТ-С, имевшего гусеничный движитель.

Имелись в конструкции НАМИ-058 так же оригинальные детали и узлы, как то: штампованная рама из имевших два слоя лонжеронов от «Урала», собранная на болтах; имеющая две ступени раздаточная коробка, которая оснащалась симметричным межосевым дифференциалом, позволявшим при помощи пневматики переключать блокировку колёс. Машина была оснащена двумя разделёнными одноместными металлическими кабинами, имевшими панорамные лобовые стекла и крыши из пластика. Разместили их по бокам моторной установки с целью помещения между ними головной части ракеты, которую планировалось в составе пусковой установки смонтировать на НАМИ-058. Радиаторная решётка была вертикальной и встраивалась вертикально в плоскую переднюю облицовочную панель. Световые приборы тягача выполнили методом верхнего расположения. Низкобортная цельнометаллическая грузовая платформа имела откидной задний борт и тент, при этом в её конструкции использовали части от кузовов «Уралов». Изготовленный специалистами НАМИ первый опытный образец автомобиля-вездехода увидел свет в 1960 году на производственной площадке собственного Завода опытных конструкций.

Инженеры поместили модернизированный дизель В-54Т V12 объёмом 38.9 литра и 275 лошадиных сил, спереди. Силовой агрегат, как мы писали уже выше, взяли от артиллерийского от тягача АТ-С. Он имел неслыханный по тем временам крутящий момент 130 кгм и вес 980 килограмм. Кроме того, от этого тягача так же взяли сухое сцепление и пятиступенчатую механическую КПП. Друговой автомобиль - «Урала-375 дал новинке почти все детали ходовой части: рулевой механизм усиленный гидравлическими усилителями, мосты, барабанные тормоза, имевшие один скат колёса, оснащённые системой подкачки воздуха во время движения.

Передние мосты машины сделали управляемыми одиночными. Они были подвешены раздельно полуэллиптических рессорах, оснащённых гидравлическими амортизаторами и были абсолютно идентичны переднему мосту классического высокопроходимого грузовика «Урала-375», от которого инженеры НАМИ так же взяли заднюю тележку на рессорно-балансирной подвеске. Заимствование узлов и механизмов у других грузовиков и вездеходов продолжилось установкой на автомобиль-шасси стояночного тормоза от грузового автомобиля ЯАЗ-214 и карданных валов от от ЗИЛ-164 и МАЗ-200. Тягач имел два топливных бака общим объёмом 400 литров.

Испытания этого армейского автомобиля-тягача проходили в Московской области, а так же в нкоторых областях Юга страны. Для этого на автомобиль установили широкопрофильные шины размером 1200x500-508, а так же ряд доработанных узлов. Кроме обычного сухопутного варианта тягача существовал и плавающий его вариант. Кроме того конструкторским бюро завода «Баррикада» создало проект размещения на базе НАМИ-058 пусковой установки БР-226-III ракетного комплекса «Луна», однако дальше чертежей этот проект не продвинулся.

Автомобиль имел дорожный просвет 410 миллиметров и колёсную пару 4 200 миллиметров. Весил автомобиль от 10 800 до 11 952 килограмм, полная же нагрузка составляла 18,9 – 20,0 тонн. Тягач буксировал прицеп 10 тонн со скоростью по шоссе 70 км/ч и по бездорожью 28 км/ч. Радиус поворота машины составлял 11 метров. Расходовала она 50 литров на 100 километров.

Летом 1961 года НАМИ-058 представили руководству Министерства обороны СССР, которое отправило его на сравнительные испытания на полигон 21 НИИИ. В них участвовали так же автомобили Московского, Брянского автозаводов и грузовик И-210 и детище конструкторов института по большинству параметром им проиграло. Поэтому в серию запустили шасси ЗИЛ-135Л, а НАМИ-058 отправили на доработку, которая привела к созданию совершенно нового автомобиля-тягача.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту