НАМИ-1, по прозвищу примус (Часть 1)

НАТИ-1 и АМО-Ф-15 НАТИ-1 и АМО-Ф-15

Историки советского и российского автомобилестроения давно ведут споры о том, какой именно автомобиль считать первым автомобилем, созданным в Советской России. При этом большинство специалистов указывает на АМО-Ф-15. Этот грузовик выпускался с 1924 по 1931 год. Первоначало производство было организованно на ЗиСе, а позже его перенесли на более развитый по производственным мощностям ЗиЛ. Меньшая часть исследователей истории автомобилестроения в России называют в качестве первого советского автомобиля машину под интересным названием «Промбронь». Она производилась на заводе с таким же названием в Филях, на оборудовании компании Руссо-Балт, которое ещё в 1915 году вывезли из Риги по причине приближения к ней русско-германского фронта.

Обычно именно «Промбронь» называлась в советской историографии первым советским автомобилем, но разработан он был до революции, что же касается АМО Ф-15, то это была почти что стопроцентная копия приобретённого в Италии прототипа, послужившим исходным материалом для разработки АМО. Учитывая названные обстоятельства, пальму первенства можно отдать сконструированному в 1927 году автомобилю НАМИ-1, создателем которого является Константин Андреевич Шарапов.

Толчком к разработке нового автомобиля для Шарапова стала необходимость написания им студенческой дипломной работы в 1926 году. Начинающий автомобилестроитель никак не мог определиться с её темой, пока ему не пришла в голову мысль о разработке проекта очень дешёвого автомобиля, который будет эксплуатироваться в основном в сельской местности. Проект был принят с восторгом научными руководителями Константина и его без собеседования и конкурса приняли на работу в НАМИ, сам же проект решено было запустить в серию.

НАТИ-1 НАТИ-1

К работе над проектом были привлечены опытные инженеры института, которые с помощью автора переработали его под нужды и требования производственников. Первый автомобиль Шарапова сошёл с заводского конвейера московского завода «Спартак» в 1927 году. Так как предполагалось на его базе разрабатывать и другие модели, автомобиль быль назван НАМИ-1.

С технической стороны машина получилась достаточно примитивной. На неё в качестве хребтовой рамы применили обычную трубу диаметром в 235 миллиметров. Особых требований при этом к металлу не предъявлялось. Двигатель с двумя цилиндрами крепился на раму спереди. Он имел воздушное охлаждение и V-образную конфигурацию цилиндров, а так же объём 1160 куб. см. По тем временам это двигатель считался сверхмалолитражным. Создан он был на основе авиационного мотора «Циррус», который модернизировали под меньший объём. Именно авиционное прошлое мотора и послужило причиной того, что V-образный шатун двигателя НАМИ-1 одевался всего лишь на одну шейку коленчатого вала.

Так как степень сжатия топлива в цилиндрах была всего лишь 4,5 единицы, автомобиль мог потреблять бензин самых низких сортов. При этом он умудрялся давать мощность в 22 лошадиные силы. Ещё одним удивительным моментом в конструкции силового отсека было то, что в нём не был предусмотрен бензиновый насос, а поступление бензина в карбюратор из бака должно было происходить самотёком. Сам двигатель запускался вручную, приборная доска отсутствовала, как и аккумулятор. Водителю приходилось измерять скорость машины по своим личным ощущениям, так же как и вычислять число оборотов мотора. При этом ему помогал специфический шипящий звук, за который НАМИ-1 получил меткое прозвище «примус». Автомобиль поражал и иными удивительными вещами, вернее их отсутствием, о чём мы расскажем в продолжении нашей статьи.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту