ГЗА-651
- Статья опубликована 19.03.2015 01:39
- Последняя правка произведена 21.03.2015 01:21
Автобусостроение в Павлове началось с освоения местными специалистами производства и применения шасси ГАЗ-51И. Для этого в январе 1952 года на Горьковский автомобильный завод отправилась целая группа инженеров и рабочих Павловского завода. На ГАЗе начиная с 1949 года выпускался автобус ГЗА-651 и посланники из Павлова прибыли в Горький для стажировки и обмена опытом.
Конструктивно ГЗА-651 являлся капотным грузовиком с деревянным каркасом, обшитым тонким металлом. Внутренняя отделка «салона» производилась многослойным картоном. Сделанный так же из дерева настил пола, двухместные пассажирские сиденья, открываемая водителем вручную с помощью рычажного механизма пассажирская дверь, а так же отсутствие отопления – всё это было характерно практически для всех моделей автобусов, выпускаемых в то время. В принципе, это был пассажирский фургон, установленный на грузовик, а не самостоятельная модель автобуса.
Павловцы хорошо потрудились как на стажировке, так и на родном предприятии – запущенный ими в течении полугода ими новый автобус ПАЗ-651 отличался от своих прародитель с ГАЗа даже внешним видом. Так копировавшая капот грузовика передняя часть Газовского автобуса была заменена на округлую переднюю решётку радиатора и такую же крышку капота. Кроме того на новом автобусе были установлены под лобовым стеклом дополнительные «поворотники», взятые от «Победы». Такие поворотники были обязательны для всех пассажирских машин, кроме того, сзади салона автобуса была установлена дверь. Она требовалась на случай переоборудования автобуса в санитарную машину и была внесена в проект по требованию военных.
Съёмные блоки боковых панелей в первое время имели штампованную надпись располагающуюся в две строчки: «Автозавод им. Молотова», позже её заменили на «Павловский автобусный завод им. Жданова» ПАЗ-651A, располагавшуюся в три строки.
Первые пять экземпляров Павловских автобусов были изготовлены 5 августа 1952 года. При этом конструкцию автобуса постоянно изменяли, так в 1955 году была создана его модификация, оснащённая выполненным целиком из металла каркасом кузова. Она получила обозначение ПАЗ-651А. В качестве материалов конструкции этого автобуса был использован тонколистовой низкоуглеродистый металл. Из него изготовлялись детали кузова омегообразного профиля, что позволяло достич хорошую прочность при небольшом весе. В дальнейшем все автобусы Павловского завода выпускались цельносварными именно на том участке, который был создан для изготовления кузова ПАЗ-651A.
Позже, коглда сварочный цех развил свои производственные мощности, сварными стали изготовлять раму, каркас машины. В 1957 году в производство пошёл первый экземпляр полностью цельносварного автобуса – автолавки 659.
При этом стоит отметить, что первоначально первый Павловский автобус имел обозначение ПАЗ-651, однако во внутренней технический переписке по заводу он обозначался как ГЗА-651 и только после того, как в его конструкции появились сварные узлы, он получил наименование окончательное своё название ПАЗ-651.
В 1958 году в Павловске запустили в производство новую машину - ПАЗ-652, в связи с этим производство старого автобуса решено было передать на только что созданный Курганский автобусный завод. При этом на ПАЗе этот автобус выпускался вплоть до снятия его с производства в 1961 году. Всего же за время выпуска этих машин с конвейера сошло экземпляров ПАЗ-651 и ПАЗ-651А, а так же 24 тысяч единиц цельнометаллических ПАЗ-651А.
Кроме базовой модели завод выпускал и специальные модификации этого автобуса, например санитарный ПАЗ-653 и грузопассажирский ПАЗ-651Г.
Павловские автобусы 651-ой серии имели на вооружении шестицилиндровый силовой агрегат мощностью в 70 «лошадей», а так же четырёхступенчатую КПП и тормоза с гидравлическим приводом. На шасси автобуса при необходимости могли устанавливаться разнообразные кузова, имевшие разное расположение окон и дверей.
ПАЗ-651 / ПАЗ-651А мог взять на борт 23 пассажира, в том числе 19 сидячих.
Технические характеристики ГЗА-651:
Выпускался, гг | |
ГЗА | 1949—1951 |
ПАЗ | 1952—1961 |
РАРЗ | 1953—1955 |
КАвЗ | 1958—1973 |
Снаряжённая масса, т | 3,75 |
Макс. скорость, км/ч | 70 |
Мест для сидения | 19 |
Номинальная вместимость | (5 чел/м2) |
Полная вместимость | (8 чел/м2) |
Габариты | |
Колея передних колёс, мм | 1 589 |
Колея задних колёс, мм | 1 650 |
Длина, мм | 6 170 |
Ширина, мм | 2 360 |
Высота по крыше, мм | 2 625 |
База, мм | 3 300 |
Просвет, мм | 245 |
Напряжение бортовой низковольтной сети, В | 12 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ГАЗ-51 |
Система питания | карбюратор |
Тип топлива | бензин |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | рядное |
Мощность, л.с. | 70 |
Крутящий момент, Н·м | 205 |
Объём, см3 | 3485 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 22 |
Трансмиссия | |
Модель коробки передач | ГАЗ-51 |
Тип коробки передач | механическая |
Количество передач | 4 |