ПАЗ-652

ПАЗ-652 ПАЗ-652

Базовые шасси первых советских автобусов были созданы на основе шасси грузовиков, что предопределило их дальнейшее использование в качестве грузовых фургонов в сельских областях. При этом для всех специалистов в области автомобилестроения было очевидно, что решаемые автобусом задачи совершенно иные, чем у грузовика и поэтому его конструкция должна значительно отличаться от конструкции таких автомобилей.

В связи с этим специалисты Павловского автомобильного завода решили разработать самостоятельную конструкцию своего автобуса, который впоследствии получил название ПАЗ-652. В её основе был заложен принцип несущего кузова, который предназначался для установки на него модернизированных узлов и агрегатов весьма распространённого в то время грузовика ГАЗ-51А. Конструкторы завода придали автобусу вагонную компоновку, а так же установили на него имеющий мощность 90 лошадиных сил лошадиную силу. Кроме того была расширена колёсная база до 3 600 миллиметров. Кроме того была увеличена до 32-х мест вместимость автобуса, при этом 23 места из них были сидячими.

Каркас новинки изготовлялся из тонколистовой стали толщиной не более 0.9 миллиметра. При этом даже его основание (рама) была исполнена из кузовного листа. Каркас кузова был полностью сварным. Для этого применялась точечная сварка, что значительно снижало его вес, увеличивая при этом прочность этого элемента конструкции.

Окна ПАЗ-652 были значительно больше окон предшественников, при этом лобовые стёкла были выполнены как гнутые, форточки устанавливались в окнах боковин, а иллюминаторные цветные стёкла были смонтированы на скатах крыши. В результате дизайн автобуса получился привлекательным и лёгким. При этом трёхслойные стёкла крыши или по-другому триплекс имели существенный недостаток: они при ударе покрывались мелкими трещинами, что очень некрасиво смотрелось со стороны. Остальные стёкла изготовлялись и специального сорта закалённого стекла «сталинита». Это стекло трудно поддавалось разрушению и даже при ударе молотком мгновенно разлеталось на мельчайшие осколки, которые не имели граней. Это позволяло резко снизить опасность причинения травм пассажирам.

Другим новшеством, применённым при создании ПАЗ-652, стало установка на нём радиатора охлаждения не спереди двигателя, а справа от него. При этом кожух вентилятора был объединён с системой воздуховодов брезентовым чехлом замкнутого контура. В холодное время года тёплый воздух поступал в салон, создавая при этом комфортные условия в салоне практически даром. Летом же за ненадобностью этот чехол сворачивался и складывался в радиаторный отсек.

Водителя нового ПАЗика отделили от пассажиров перегородкой из оргстекла, которая устанавливалась на поперечный воздуховод. Салон автобуса так же был оснащён двумя боковыми кондукторскими сиденьям, а для пассажиров были дополнительно установлены горизонтальные поручни, укреплённые на крыше вдоль окон. Изнутри салон был облицован пластиком или же ДВП. Они в несколько раз превосходили по долговечности и прочности применявшийся ранее для этого картон.

Двигатель разработчики установили внутрь кузова в отдельном моторном отсеке, который был закрыт откидным капотом. Он имел термоизоляцию, изготовленную из дерматина. При этом самый простейший ремонт водитель мог выполнить, не сходя со своего сиденья.

Что же касается тормозной системы, то она была оснащена гидровакуумным усилителем, похожая же система, работающая с использованием вакуума, применялась и для открывания-закрывания дверей. При этом кран управления монтировался сбоку от сидения водителя, а привод створок работал от вакуумных камер, кроме того, вдобавок к рессорам добавились и амортизаторы.

Так же стоит отметить и модернизацию светотехники автобуса. Её элементами стали осветительные приборы от ГАЗ-51А, а так же фонари продолговатой формы от «Победы». Сзади ПАЗ-652 были установлены катафоты, при этом стоит отметить, что на всех собранных образцах этой машины комбинация светотехнических приборов была разная.

За 10 лет выпуска ПАЗ-652 было создано две его модификации: ПАЗ-652Б и ПАЗ-652Т, при этом процесс доработки конструкции этого автобуса шёл в течении всего этого времени. В результате основные принципы, заложенные в основу данной разработки, были использованы при создании более совершенного автобуса ПАЗ-672. Всего же с 1958 по 1968 годы с конвейера сошло 61 121 единица ПАЗ-652 всех модификаций.

ПАЗ-652 ПАЗ-652 ПАЗ-652 ПАЗ-652

Технические характеристики ПАЗ-652:

Выпускался, гг1958—1968
Экземпляры62 121
Полная масса, т7,64
Снаряжённая масса, т4,34
Макс. скорость, км/ч80
Класс автобусамалый
Вместимость, чел.
Мест для сидения23
Номинальная вместимость (5 чел/м2)42
Габариты
Колея передних колёс, мм1 900
Колея задних колёс, мм1 650
Длина, мм7 150
Ширина, мм2 400
Высота по крыше, мм2 800
База, мм3 600
Салон
Количество дверей для пассажиров2
Формула дверей4+4
Двигатель
Модель двигателяГАЗ-652
Количество цилиндров6
Расход топлива
при 60 км/ч, л/100 км21
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту