ПАЗ-652Б

ПАЗ-652Б ПАЗ-652Б

Опыт эксплуатации первых опытных партий ПАЗ-652 показал, что наряду с правильным выбором основных конструкторских решений по новому автобусу его разработчики допустили так же просчёты, приведшие к слабости некоторых элементов кузова. В целях устранения выявленных недостатков, на пятом году выпуска 652-ой модели была создана его новая модификация – ПАЗ-652Б.

Внешне новинка отличалась от базовой модели тем, что она имела новые окна боковин. При этом они обрели широкие, практически во всю высоту, форточки, а так же обновлённую светотехнику, а так же гладкие боковые панели кузова. Несколько позже автобус получил модернизированную вентиляционную систему.

Существенным изменением в конструкции базового автобуса 652-ой модели стало внедрение в его конструкцию таких элементов как консоли, лонжероны и поперечины. Эти детали теперь штамповались из толстого листового металла. Его толщина колебалась от 2,8 до 3,9 миллиметра. Такой технический ход позволил значительно увеличить несущую способность кузова, а так же его долговечность и уровень защиты от коррозии. Новая технология так же позволила быстро заменять проржавевшие панели боковин в условиях обычных автохозяйств. Однако подобное новшество заставило внести серьёзные изменения в производственный цикл на предприятии. Дело в том, что оно находилось в прямой зависимости от крупной штамповой оснастки с изготовлением которой на заводе были проблемы.

ПАЗ-652Б ПАЗ-652Б

Разработанная в то время технология сварки сетки несущих элементов основания в наиболее нагруженных местах и создания при этом коробчатого профиля оказалась настолько удачной, что она используется при производстве автобусов и в настоящее время. Основу высоких прочностных характеристик кузова в этом автобусе составили замкнутый поперечный контур силовых элементов каркаса, который сочетал в себе поперечины, консоли, криволинейные стойки боковин и дуги крыши.

Вентиляционная система ПАЗ-652Б состояла из шести люков, расположенных на крыше, кроме того, внедрив, её инженеры завода решили поменять в окнах боковин конструкцию рамок, а узкие форточки были заменены сдвижными стёклами имеющими размер по всей высоте окна.

ПАЗ-652Б ПАЗ-652Б

Кроме того, новинка имела усиленное основание разнесено-рамного типа. Первый автобус оснащённый таким основанием был изготовлен ещё в 1960 году, при этом заводские испытания выявили недостатки данной конструкции ради устранения которых и была проведена в 1961-1962 годах её доработка, а так же необходимое изменение технологии производства.

Первые экземпляры новых автобусов количестве пяти штук сошли с конвейера весной 1963 года при этом стоит отметить, что их кузов и остальные элементы конструкции сваривались уже с помощью электродуговой сварки в среде углекислого газа. Это очень повысило качество и прочность сварных швов конструкции.

ПАЗ-652Б ПАЗ-652Б

Уже в первом квартале 1964 года в конструкцию новинки было внесено существенное изменение – она получила усиленный передний мост. Кроме того балка моста стало больше в поперечном сечении, а шкворневые узлы получили детали от автомобиля ЗИЛ-130. Кроме того, изменениям подверглись ступицы и тормозные барабаны. Это позволило значительно улучшить характеристики тормозной системы, а так же уменьшить износ основных деталей.

Всем известный облик ПАЗ-652Б в окончательном варианте сформировался во втором квартале 1966 года, именно тогда он избавился от всех элементов конструкции и дизайна, унаследованных от предшественника. Так, например, салон получил изменённую конструкцию воздуховодов, стеклянную перегородка между местом салоном и водительским местом лишилась своей правой половиной, а пассажирские сиденья стали оснащаться усиленными остовами.

ПАЗ-652Б ПАЗ-652Б

Что касается ходовой части, то модернизация затронула способ крепления рессор. Кроме того в её конструкции появились литые «колодцы» с крышками. В этих колодца размещались демпферные подушки из твёрдой резины. Между которыми были закреплены концы рессор. Такое техническое решение позволило частично снять нагрузку на рессоры, возникающую от поперечных нагрузок, понизить уровень вибрации, а так же смягчить воздействие жёстких ударов по несущим элементам конструкции автобуса. Так же машина получила ввёртываемые буксирные проушины.

Выпускался ПАЗ-652Б с 1963 по 1968 год, при этом всего с конвейера сошло 44 000 автобусов этой модификации ПАЗ-652.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту