История создания Серпуховского мотоциклетного завода

Сеаз логотип
 Полное название: Серпуховский автомобильный завод
 Другие названия: СеАЗ, СМЗ (ранее)
 Существование: 1939-наши дни
 Расположение: СССР, Россия, г. Серпухов
 Ключевые фигуры: Артур Миллер (конкурсный управляющий)
 Продукция: Мотоциклы и малолитражные автомобили
 Модельный ряд: СМЗ-С1Л; СМЗ-С3А;

30-е годы прошлого века были богаты на различные события, так советская власть в рамках курса на индустриализацию выдвигала лозунги о создании и развитии в стране авиастроения, тяжёлой промышленности, электроэнергетики. Существовали такие же планы повсеместной автомобилизации промышленности и населения страны. В их рамках, в СССР построили несколько мотоциклетных и автомобильных заводов. Так в 1939 году в Серпухове был создан мотоциклетный завод.

завод СеАЗ завод СеАЗ

Однако, его история начинается значительно раньше, со строительства здания завода. Дворянка Александра Ивановна Коншина в своем духовном завещании велела: "выстроить на моей земле в Серпуховком уезде, близ города Серпухова, при деревне Скрылся, больницу для неизлечимо больных... и богадельню... на этой же земле должна быть выстроена церковь, дома для церковнослужителей и все здания и сооружения для правильного ведения больничного дела....для этого я назначаю миллион рублей .... на содержание храма назначаю капитал в государственной ренты 100 000 рублей.... для содержания притча 75000 рублей..." (25 октября 1914 года). Уже после, Советская власть решила разместить в просторных помещениях трудовую колонию НКВД для беспризорников, которая находилась в них с 1929 по 1934 год. Для привлечения малолетних правонарушителей к труду по традиции того времени в колонии было организованно небольшое кустарное производство. На момент закрытия колонии в ней было налажено мелкоштучное производство токарных патронов, слесарного инструмента, станков для шлифовки транспортных клапанов и иной не сложной в изготовлении промышленной продукции.

Начало производства малолитражных мотоциклов

На базе именного этого производства во исполнении постановления экономического совета при СНК СССР от 9 мая 139 года за номером 428 «Об организации производства малолитражных мотоциклов», подписанного А.И. Микояном, 7 июля этого же года был подписан приказ о создании в городе Серпухов мотоциклетного завода. В рамках организации производства на заводе был создан конструкторский отдел, который возглавил В.И. Латышев. Первой задачей, которую ему поручили разрешить, было усовершенствование конструкции мотоцикла МЛЗ.

Кроме производства мотоциклов заводу так было предписано освоить производство запасных частей к мотоциклам, учебных разрезных моторов и ширпотреба. В 1940 году Серпуховский мотоциклетный завод выпустил первую опытную партию мотоциклов МЛЗ. В конце этого же года специалисты Ленинградского мотоциклетного завода передали в Серпухов чертежи мотоцикла Л-8 и в июне 1941, с конвейера СМЗ сошло 180 мотоциклов этой модели.

мотоцикл Л-8 мотоцикл Л-8

Как и все крупные предприятия, с наступлением немецко-фашистких войск завод в октябре 1941 года был отправлен в эвакуацию на восток. Производство предприятие возобновило после победы советских войск под Москвой: на его мощностях было организован ремонт трофейных мотоциклов. Так же специалисты завода освоили сборку мотоциклов «Индиан» и «Харлей» производства США с изготовленными в Ирбите колясками для мотоцикла М-72. А с 1944 по 1946 год СМЗ выпускал запчасти к ещё одному мотоциклу АМ-600.

СМЗ логотип СМЗ логотип

В 1946 году Серпуховский мотоциклетный завод был подчинён Центральному конструкторскому бюро мотоциклостроения на правах опытного цеха. Здесь по 1951 год было налажено производство опытных двигателей для различных типов советских мотоциклов.

В 1951 годы СМЗ приступил к производству мотоциклетной коляски С1Л, которая предназначалась для обеспечения транспортными средствами инвалидов Великой Отечественной войны. Сконструировали коляску инженеры ЦКБ мотоциклостроения. А в 1954 – 1957 совместно же с ними предприятие создало и запустило в производство новую мотоколяску СЗЛ.

Завод и в дальнейшем специализировался на разработке и производстве мотоколясок. В период с 1957 по 1959 год завод разработал и запустил в производство мотоциклетные коляски СЗА, и С3Б, в 1970 году в серию пошла С3Д с обогревом и цельнометаллическим кузовом, которая производится и сегодня.

С1Л С1Л С3Л С3Л

Специалисты завода, доказавшие свой высокий производственный уровень, участвовали совместно с конструкторскими коллективами АЗЛК, ЗИЛ и НАМИ в разработке экспериментального автомобиля «Спутник».

Производил завод так же и велосипеды: детский «Мотылёк», для подростков «Кроха» и «Колибри».

Однако, в связи с повышением уровня благосостояния населения, потребность в мотоциклах и мотоколясках значительно уменьшилась, а в автомобилях возросла. В связи с этим, Серпуховский завод перепрофилировали на выпуск автомобили.

Переименование и перепрофилирование

в 70-х годах в СССР усилилась потребность в легковых автомобилях, в основном для нужд населения. В связи с этим ряд заводов, ранее выпускавших мотоциклы и запасные части к ним было переориентировано на выпуск автомобильных запасных частей и комплектующих. В этом список попал и Серпуховской мотоциклетный завод.

Так в 1977 году приступил к разработке микроавтомобиля для автомобиля на базе разработанного ранее опытного автомобиля «Спутник» 0231 и 9219 модели. Модель 0231 получила ставшее потом знаменитым название «Ока». При её создании принимали участие конструкторы различных заводов, так инженеры ВАЗ поработали над кузовом, специалисты ВАЗ приняли участие в создании шасси.

В результате этих инженерно-конструкторских изысканий в 1992 году завод, совместно с представителями КАМАЗа приступили к работе над ориентированным на молодёжную аудиторию малолитражного автомобиля, получившего название «Ока» и шифр ВАЗ 1111. В Серпухове планировалось наладить выпуск её модификации, предназначенной для эксплуатации инвалидами. Для этой цели с ВАЗА был привезён опытный образец «Оки» и в августе 1985 года его модификация, предназначенная для эксплуатации водителями-инвалидами сошёл с конвейера. Далее в 1986 году завод собрал две машины второй серии, а в следующем году три третьей.

Учитывая успешную работу коллектива завода и во исполнении постановления Совета министров СССР «О постановке на производство автомобиля особо малого класса…», в 1987-ом Серпуховский мотоциклетный завод был перепрофилирован под выпуск малолитражных автомобилей и получил название СеАЗ. При этом он был включён в состав объединения АвтоВАЗ.

Первый 30 автомобилей новый автомобильный завод выпустил с конвейера в 1989 году, при этом сборка их осуществлялась в тех же цехах, где ранее изготовлялись мотоколяски. Позже специалисты предприятия создали прицеп для этой машины который выпускался в различных вариантах: прицеп-павильон, двухосный прицеп, прицеп-холодильник и т.д.

В период с 1993 по 1995 годы на СеАЗ проходило строительство новых корпусов: для окраски кузовов, сборки автомобиля «Ока» и сварки кузовов. До этого машина собиралась по временным технологическим схемам на иных производственных мощностях. Так сварка и покраска кузовов производилась сначала на ВАЗе, а позже на КамАЗе.

После постройки основных цехов и монтажа оборудования в 1995 году завод стал самостоятельно проводить все операции по изготовлению «Оки» в модификации для инвалидов. Созданные мощности позволяли предприятию производить до 25 000 тысяч автомобилей в год, а максимальное их количество в 20 000 единиц было выпущено в 2003 году.

СеАЗ-11116 СеАЗ-11116

СеАЗ развивался неплохими темпами и даже в 2006 году выпустил модернизированную версию «Оки» - СеАЗ-11116, которая отличалась от оригинала мощным трёхцилиндровым двигателем, который соответствовал экологическому классу Евро-2, а так же пятиступенчатую коробку передач. Однако финансовый кризис 2008 года способствовал резкому росту цен на продукцию автозавода, что, учитывая занимаемую им на рынке нишу дешёвого малолитражного автомобиля, привело к резкому падению спроса на неё.

В ноябре 2008 году производство «Оки» прекратилось, при этом производственные линии и иное оборудование сохранялось в законсервированном виде до 2010 года. На сегодняшний день завод занимается производством запасных частей для автомобилей, мотоблоков и иных товаров народного потребления.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту