Мотоколяска СМЗ-С3А: «моторизированный протез».

СМЗ-С3А СМЗ-С3А

История производства в СССР моторизированных колясок началась в 1952 году с выпуска Серпуховским мотоциклетным заводом трехколесной мотоколяски С3Л. Создание такого транспортного средства обуславливалось необходимостью обеспечить транспортом инвалидов Великой отечественной войны, которых в стране насчитывалось около двух миллионов, а так же малообеспеченные слои населения.

Обще чертами для всех советских мотоколясок стала их простота, доходящая в некоторых случаях до примитивизма, а так же исключительно низкая стоимость в производстве. Комплектовались они обычно мотоциклетными двигателями, расположенными в задней части, рамами из труб, и матерчатым кузовом. При помощи специальных органов управления, ездить на мотоколясках могли инвалиды, не имеющие, одну или несколько конечностей. Мотоколяски обычно не поступали в свободную продажу, а распределялись органами социального обеспечения СССР бесплатно среди льготных категорий населения, при этом, по истечении трех лет эксплуатации, мотоколяску можно было так же бесплатно обменять на новую.

Кроме того, с модернизацией мотоколясок связывались и некоторые надежды на создание недорого автомобиля, доступного широким массам населения. Дело в том, что все, выпускавшиеся в СССР в 5060-е годы автомобили были не по карману большинству населения, но необходимость в его моторизации имелась, особенно в сельской местности. Поэтому искали альтернативные пути обеспечения граждан автомобилями, в том числе и при помощи усовершенствованных мотоколясок. Предпринимались попытки даже приспособить мотоциклетный мотор на гоночный автомобиль, так в 1970 на базе двухтактного мотоциклетного двигателя был создан гоночный автомобиль «Эстония – 15М», достигший максимальной скорости 150 км/.

Именно для реализации в серийном производстве названных выше задач и была разработана на Серпуховском мотоциклетном заводе мотоколяска С3А (эс-три-а), выпускавшаяся там же с 1958 по 1970 годы. В 1962 году коляску модернизировали, и в производство пошёл уже улучшенный её вариант С3АМ на базе двигателя от мотоцикла Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил.

С3А стал первым в стране двухместным четырёхколёсными автомобилем-мотоколяской. Он сменил на сборочном конвейере трёхколёсную С3Л, при этом получил независимую переднюю подвеску типа «Порше», включающую два поперечных торсиона с четырьмя продольными рычагами, и реечное рулевое управление, отработанное на экспериментальном образце автомобиля НАМИ-031.

СМЗ-С3А СМЗ-С3А СМЗ-С3А СМЗ-С3А СМЗ-С3А СМЗ-С3А СМЗ-С3А СМЗ-С3А

Всего в СССР за годы производства было изготовлено 203 291 единицы таких мотоколясок.

У населения С3А завоевал симпатии благодаря фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», за участие, в съёмках которого мотоколяска получила прозвище «моргуновка» по фамилии актера Евгения Моргунова, персонаж которого владел экземпляром серпуховской мотоколяски-автомобиля.

Что же касается технической стороны, то здесь имелись как положительные стороны, так и весьма серьёзные недостатки. Основной проблемой стало то, что выбранная в угоду принципа экономии схема создания конструкции на основе мотоциклетного двигателя не могла обеспечить разработку полноценного автомобилях, предназначенного для эксплуатации на дорогах общего пользования в дальних поездках. При этом С3А так и не смог совместить в себе функции моторизированной инвалидной коляски и автомобиля. Как метко заметил Лев Шугуров, серпуховские инженеры создали своего рода «моторизованный протез».

СМЗ-С3А СМЗ-С3А

Кадр из знаменитого фильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика». Шайка бандитов, во главе с Моргуновым, рассекает на СМЗ-С3А

Так для инвалидной мотоколяски С3А имела слишком большой вес – 425 килограмм, при этом была очень трудоёмкой в производстве из-за цельнометаллического кузова с рамой из хромансилевых труб. А для автомобиля у неё была слишком плохая скоростная динамика, всего-то 60 км/ ч. Кроме того коляска отличалась плохой проходимостью из-за маленького размера колёс, а так же слабую тягу двигателя. С комфортабельностью, ради которой и затевали создание С3А, всё обстояло далеко не лучшим образом: в салоне было шумно, тентованная крыша плохо защищала водителя и пассажира от непогоды, а дизайн вообще можно было назвать примитивным.

Положительными качествами этой модели советских мотоколясок можно было назвать простоту конструкции, и её высокую ремонтопригодность, а высокий расход топлива мотоциклетного мотора вынужденного тащить слишком большой вес, компенсировала низкая цена на бензин того времени.

В целом, С3А свою задачу по перевозке инвалидов-участников Величественной войны с успехом выполнила. После снятия её с производства мотоколяску ещё можно было видеть на дорогах стран до самого конца 70-х годов, да и сейчас она достаточно часто встречается в коллекциях любителей ретроавтомбилей.

СМЗ-С3А СМЗ-С3А

Технические характеристики СМЗ С3А:

Производитель: Серпуховский мотоциклетный завод
Годы пр-ва:1958—1970
Класс: мотоколяска
Иные обозначения: Моргуновка
Двигатели С3А (ИЖ-56)
Трансмиссия 4-ст МКПП
Длина: 2625 мм
Ширина: 1316 мм
Высота: 1380 мм
Клиренс: 170 мм
Колёсная база: 1650 мм
Колея задняя: 1050 мм
Колея передняя: 1114 мм
Масса: 425 кг
Макс. скорость: 60 км/ч
Расход топлива: 4,5 — 5,0 л/100 км
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту