ВАЗ-Э2121

Как ВАЗ у Ижевского завода отобрал первенство изготовления легковушки для села

ВАЗ-Э2121 ВАЗ-Э2121 ВАЗ-Э2121 ВАЗ-Э2121

В конце шестидесятых годов в главном исследовательском институте страны в области машиностроения (НАМИ) решалась судьба легковых авто следующего десятилетия.

Специалисты сошлись во мнении, что Стране Советов нужен автомобиль, способный перевозить как пассажиров, так и грузы, то есть довольно мощный и вместительный. Были определены основные параметры: кузов металлический неразъёмный «Универсал», силовой агрегат от хорошо зарекомендовавшего себя автомобиля «Москвич-3-5», привод на каждое из колёс. Согласовано было место изготовления – Ижевский автозавод, и объём годового выпуска – двести двадцать тысяч единиц.

Перспективы автомобилестроения, в том числе и принятые в НАМИ решения, широко обсуждались в средствах массовой информации.

Возможно, отчасти СМИ подтолкнули главного конструктора Волжского автозавода к идее создания нового полноприводного ВАЗовского авто.

Владимир Сергеевич Соловьёв (главный конструктор ВАЗа) на рубеже шестидесятых – семидесятых годов находился «в творческом поиске». Перед ним стояли две задачи: сконструировать машину для жителей сельской местности и довести ежегодный выпуск ВАЗовских автомобилей до одного миллиона.

Алексей Николаевич Косыгин – председатель Совмина СССР - планировал посетить Волжский автозавод в один из летних месяцев 1970-го. К его приезду готовили целый ряд предложений по расширению предприятия и выпуску малолитражного авто ВАЗ-1101 крупными партиями (до 180 000 штук в год). К этому времени Соловьёв решил подготовить и вопрос о машине с полным приводом.

Нелегкая задача выпала на долю проектировщиков. Им предстояло в авральном режиме проработать основные характеристики и составить техническое описание того, что задумал Соловьёв.

Группе из пяти человек (Макарова В.Е., Мамонтова В.Ф., Барановского В.Ф., Горбунова В.Т. и Попковой М.Н.) заместитель Соловьёва Шувалов озвучил задачу: автомобиль 4х4 с двигателем от «копейки» способный эксплуатироваться на грунтовых дорогах. И дал ровно сутки на подготовку конкретных предложений.

Через сутки «мозговой центр» выдал основные идеи.

По сути, эти идеи совпадали с теми, что приняли специалисты НАМИ: кузов «универсал» и привод на все колёса, если не постоянный, то с возможностью отключения переднего моста.

Что касалось технических параметров основных узлов, то тут требовались не идеи, а точные расчёты. Эти расчёты показали, что двигатели ВАЗ2101/2103 недостаточно мощны, и пришлось заменить их на более сильный от ВАЗ-2106. Математическим путём была установлена и необходимость постоянного привода. В противном случае трансмиссия могла подвергаться чрезмерным нагрузкам и разрушению.

После того, как сопоставили все полученные данные, получили совершенно новый вариант автомобиля, ещё не имевшего аналогов.

Второе полугодие семидесятого года отводилось на продвижение идеи создания «сельского автомобиля» уже в других, более высоких инстанциях. Следовало убедить чиновников Минавтопрома СССР в передаче полномочий по выпуску машин на Автовазе, а не на Ижевском машиностроительном заводе, как планировалось ранее.

Минавтопром поддержал инициативу ВАЗовцев и с начала следующего года проектные работы пошли полным ходом. Соловьёв Владимир Сергеевич лично курировал начальные этапы, отслеживал правильность направления разработок. Всё шло точно по плану: коробку передач в бюро трансмиссий проектировали в одном блоке с раздаточной, компоновщики занимались размещением узлов и агрегатов.

29.03.1971-го состоялось совещание по вопросу перспективной работы во втором квартале года. В.С. Соловьёв настаивал на включении в план работ по модели «2121». При этом он отметил, что первый опытный образец должен быть собран уже к концу года. Кроме того, он озвучил основное требование: строгое соблюдение порядка работ. Это означало временные рамки для конструкторов, своевременную передачу чертежей узлов и деталей в технологический отдел для разработки технологических операций, передачи полного комплекта документации в цех.

Соловьёв уверял, что при чётком соблюдении графика автомобиль будет выпускаться серийно сначала по двести, затем по двести двадцать и двести пятьдесят тысяч экземпляров в год.

Приоритетными направлениями по итогам совещания были приняты: выпуск модели «1101», модернизация ВАЗ-2101 и создание авто по формуле 4х4.

Как на ВАЗе определялись с конструкцией авто.

Впервые технический совет для обсуждения компоновки узлов и конструкции основных элементов будущей «Нивы» созвали 20.04.1971 г.

Занимавший должность заместителя главного конструктора Л.П. Шувалов рассказал собравшимся о проведённых работах. Он сделал акцент на актуальности разработки автомобиля. В подтверждение своих слов Шувалов привёл статистические данные о количестве граждан, проживающих в сельской местности. Цифры свидетельствовали о том, что для 44 % населения постоянным местом проживания были деревни, посёлки и сёла. При таких обстоятельствах новый автомобиль был крайне необходим.

Указывалось, что основная часть узлов должна заимствоваться у серийных легковых автомобилей марки ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. Только так можно собрать новую машину и в минимально короткие сроки наладить её производство в количестве от двухсот до двухсот пятидесяти тысяч штук в год.

Предложений было довольно много. Одни предлагали изменить расположение двигателя на поперечное, другие - довести объём силового агрегата до 1,9 л, третьи -перевести питание на дизельное топливо. Кто-то настаивал на применении передней подвески McPherson, кто-то на бортовых редукторах, на возможности отключения переднего моста, на увеличении базы, на регулировании давления внутри шин и т.д.

Интересно то, что первоначальная уверенность в том, что кузов должен быть цельнометаллическим, куда-то «испарилась». Новое единодушное решение – сделать его с открытым верхом. Крышу должен был заменить мягкий тент.

По итогам обсуждения приняли следующие технические характеристики: мотор 1,6 л (на первых порах допускалось использовать имеющиеся двигатели с меньшим объёмом – в 1,45 л), основные узлы авто с тех, что уже освоены заводом, привод постоянный на передний мост, отключаемые колёса и колёсные редукторы.

Сроки разработок устанавливались в твёрдых временных рамках – май – июнь. Обосновывалось это необходимостью последующих проработок с проектантами и технологами управления. Кроме того, следовало создать промежуточный образец для проверки устойчивости, выбора схемы трансмиссии и других частей автомобиля, а так же его внешнего вида.

Соловьёв сознательно принимал решение по созданию промежуточного образца. Оно, с одной стороны, давало возможность быстрее определиться с конструкцией нового ВАЗа, а с другой, высвобождало время на окончательную доработку кузова.

Намеченные работы велись до середины сентября. Сначала компоновались узлы машины, затем по ним разрабатывался кузов. Наработки были представлены Соловьёву 15.09.1971 г. Все осознавали, что это лишь очередной этап движения к цели и опытная машина нужна для выявления «узких мест».

В этот раз обсуждения были не столь бурными, как в апреле. Обсуждались небольшие дополнения и изменения. Например, было предложено установить масляный радиатор, защитить поддон и ещё несколько мелочей.

Главный конструктор был недоволен подготовкой к очередному обсуждению вопросов, связанных с новым изделием. Он указал на пробелы в отношении системы безопасности, оптимальной развесовки и ещё целого ряда вопросов. Соловьёв в очередной раз напомнил подчинённым о том, что требуется подготовить опытный образец, а не запуск модели в серийное производство.

При испытании опытного образца, укомплектованного, в основном, узлами ВАЗ-2101 следовало определить: сможет ли автомобиль развивать достаточную скорость на шоссе, будет ли он достаточно устойчив, сможет ли справляться с бездорожьем, как часто потребуется применять полный привод, потребуется ли межосевой дифференциал, оправдает ли себя масляный радиатор и получить ответы на массу других вопросов.

В целом ряде книг и публикаций, посвящённых Автовазу, имеется упоминание о том, что «Ниву» начали конструировать после посещения завода Косыгиным А.Н. и с его личного согласия. В действительности, это утверждение ложно. Приезд, председателя Правительства, запланированный на лето 1970-го так и не состоялся. Алексей Николаевич посетил тольяттинский завод уже после того, как начались работы над «сельской» машиной, точнее в 1971-м. К этому времени уже были собраны несколько промежуточных опытных образов.

Конструктора прекрасно понимали, что создать полноприводную машину можно двумя способами. В первом варианте предстояло внести изменения в существующую модель. В этом случае ничего хорошего не получалось, так как масса автомобиля значительно увеличивалась, а центр тяжести смещался вверх по вертикали. Такая конструкция неизбежно теряла устойчивость. За счёт больших свесов терялась манёвренность. Во втором случае предстояло сконструировать совершенно новую модель, а это означало дополнительные временные, материальные и трудозатраты. В то же время, второй вариант освобождался от мелких недочётов и откровенных недостатков первого.

При решении судьбы «Нивы» ставка была сделана на качество и безопасность, то есть первый вариант был отвергнут в пользу второго. Хотя условие о максимальном использовании в ней комплектующих существующих ВАЗов осталось.

Перейти ко второй части.


На вашем авто вышел из строя генератор ваз, не беда! Мы знаем как вам помочь. На этом ресурсе представлены генераторы почти на весь модельный ряд ВАЗ.
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту