Грузопассажирская амфибия ПЭУ-2 (ЗИЛ-5901)

ЗИЛ-5901 ЗИЛ-5901

С развитием космонавтики перед специалистами по разработке машин, предназначенных для эвакуации и перевозке космически спускаемого аппарата (СА) и его экипажа, возникла задача разработки такой поисковой машины, чтобы в её пассажирском отсеке могли разместиться три космонавта, необходимая аппаратура, а также медперсонал. При этом в грузовом отсеке должен был поместиться космический спускаемый аппарат. Создавая такою машину, пришлось пожертвовать авиатранспортабельностью.

ПЭУ-2, согласно представленным техническим требованиям, должна была при любых климатических условиях, в разное время года и в любой точке Советского Союза обеспечить успешный поиск и эвакуацию спускаемого аппарата, а также его экипажа. Но прежде всего, установка должна иметь высокую проходимость в заснеженных районах.

Ранние показатели испытаний снегохода ЗИЛ-Э167 показали, что самые трудные для его проходимости местности – это Сибирь и Средний Урал, где глубина сыпучего снега достигает в среднем до 1 метра. Испытания также показали, что те машины, которые имели хорошую проходимость на снегу, довольно успешно справлялись с этой задачей и в болотистой местности и в песчаной.

В ноябре 1967 года было закончено проектирование масштабной модели ПЭУ-2. Тщательно прорабатывалась конструкция машины, а также комплектация оборудования и его состав, которое должно было быть размещено на этой установке. Амфибия получила обозначение 5901, после её заводской компоновки в марте 1968 года. Государственная комиссия, в процессе приёма технического проекта 5901, рассматривала все возможные варианты комфортабельного размещения всего необходимого оборудования.

Технические характеристики

Комбинированное строение было применено для колёс. Обод состоял из полиэфирного состава смолы, он был съёмным. Диски были изготовлены по технологии сплавов АЛ-19. 0,43–0,96 м, такие размеры обода, и он был разъёмным. На передней и задней управляемой оси крепились колёса с независимой торсионной подвеской. Ось имела колёса с жёстким креплением на раме.

Если говорить о подвеске управляемых колёс, то её полный ход конструкторы сделали по подобию снегохода ЗИЛ-Э167, который составлял 240 мм. Сама же подвеска изготавливалась на рычагах, длинна которых была на 155 мм больше, чем у ЗИЛ-Э167, и составляла 465 мм. На ПЭУ-2 предусматривалась система дисковых тормозов с гидравлическим приводом, в отличие от барабанной конструкции, которая была характерна для ЗИЛ-Э167.

Амфибия ПЭУ-2 оснащалась двумя двигателями от ЗИЛ-375, которые могли обеспечить довольно высокую мощность, составляющую 18,42 лошадиных сил/т. Мощность двигателей регулировалась гидромеханическими передачами от автобусов ЛАЗ-695Ж. Гидравлические передачи предусматривали две ступени. По этой причине, с целью сохранения диапазона регулируемого числа рабочей трансмиссии, как на ЗИЛ-Э167, в раздаточную коробку добавили понижающую редукцию.

ЗИЛ-5901 ЗИЛ-5901 ЗИЛ-5901 ЗИЛ-5901

Что касается самой рамы, то её конструкция имела лонжеронный тип, предусматривающий поперечники и раскосы. Она изготавливалась из сплава алюминия АМГ-61 методом специальной сварки. Салон для пассажиров и сама кабина для экипажа вездехода были выполнены как единое целое из смолы полиэфирного состава, которая армировалась специальным стекловолокном. Все стенки, потолок и пол были изготовлены по принципу двойной обшивки, а стекла также имели двойное строение. В самой кабине могли разместиться более трёх человек, а салон предусматривал места для четырёх лежачих человек и шесть сидячих мест. Салон для пассажиров был оснащён системами кондиционирования воздуха, оборудованными двумя компрессорами, которые имели автоматическое управление. Оснащение и конструкция вездехода была подобной той, которую имел правительственный ЗИЛ.

Что касается системы отопления вездехода, то первоначально она была оборудована двумя жидкостными обогревателями от ЗИЛ-130. Радиаторы были установлены в кабине и подключены к системе охлаждения двух двигателей. Также была печь, в которой сжигалось твёрдое топливо. Её устанавливали в средине салона для пассажиров. Усовершенствовали отопительную систему зимой 1974 года, оборудовав её дополнительными радиаторами от ЗИЛ-158, которые подключались к системе охлаждения двух двигателей. Для быстрой циркуляции горячего воздуха в салоне предусматривалось использование электрических вентиляторов, которые обеспечивали прогревание до +23°С всего за 20 минут.

Грузовой модуль амфибии оборудовался специальным приспособлением, которое позволяло фиксировать груз. Также был предусмотрен съёмный тент. П-образный гидравлический подъёмник мог загружать около 3,5 тон груза одновременно. Кормовая часть кузова была оборудована водомётом, который позволял вездеходу довольно быстро передвигаться по воде. Водомёт приводился в движение посредством карданной передачи, которая соединяла его редукторный механизм сразу с двумя двигателями вездехода. С целью откачивания воды, которая могла скопиться в кузове амфибии, предусматривались два центробежных водооткачивающих насоса, приводимых в действие электроприводом. Производительность таких помп составляла 600 литров за минуту.

Конструкторы предусмотрели наличие барабанной лебёдки, оборудованной редуктором червячного типа с механизмом укладки троса, которая создаёт тяговоё усилие 7 тон силы. Лебёдка позаимствована от автомобиля Урал-375. Трос имеет длину 65 метров, что позволяет использовать лебёдку на внушительных расстояниях. Механизм лебёдки предусматривает реверсирование, которое достигается посредством включения задней передачи с гидромеханическим принципом работы.

Наличие таких технических характеристик позволяет эксплуатировать амфибию ПЭУ-2 в любых климатических условиях в самых труднодоступных местах. А возможность создания комфортного микроклимата в салоне вездехода существенно облегчит работу экипажа.

Испытания

Когда машину ПЭУ-2 собрали в 1970 году, её сразу же отправили на испытания. Сначала она проходила обкатку в Лыткарино, затем на Лыткаринском водоёме машина показала отличный вход и выход из воды. После таких испытаний сломался карданный вал водомёта.

После ремонта амфибия была отправлена в Пирогово. Испытания показали, что системы охлаждения работают отлично и на суше, и в воде.

ЗИЛ-5901 ЗИЛ-5901

На испытаниях ПЭУ-2. В кабине - Б.И. Григорьев; стоят (слева направо): Е.Ф. Бурмистров, Н.А. Большаков, И.И. Сальников, В.Б. Лаврентьев, В.А. Грачев, О.А. Леонов, Н.И. Герасимов, В.О. Хабаров, А.В. Лаврентьев, А.В. Борисов, П.М. Прокопенко, В. Малюшкин.


Испытание дисковой системы тормозов установки ПЭУ-2 проводились на испытательной трассе. В результате выяснили, что барабанная система тормозов в 1,5 раза менее эффективна, чем дисковая.

ЗИЛ-5901 ЗИЛ-5901

В зимний период испытания амфибии проводились возле г.Ухта в 1974 году. Глубина снега в среднем составляла 1 м. При таких условиях установка двигалась с небольшим градусом поворота. По дорогах с меньшей глубиной снега машина проходила беспрепятственно.

На торфяной местности в Московской области испытывалась сила тяги. Показатели были такими: на сухом торфе сила тяги составила 5,6 т, а на влажном – всего 2,6 т. В песчаных районах сила тяги составила 6,4 т.

Проводимые испытания показали, что установка 5901 имеет хорошую проходимость, нормально преодолевает водные преграды. Салон машины просторный и комфортабельный. Однако, есть один минус у этой амфибии, она не подходит для авиатранспортировки.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту