Зис-101

Л-1

На Ленинградском заводе "Красный путиловец" планировали произвести Бьюик для советских граждан. Для этого эксперимента выбрали автомобиль Buick 32-90 (1932 год) под который и собирались подстроить производственные линии. Инженеры института "ЛенГипро-ВАТО" создали чертежи, ориентируясь на которые завод выпустил шесть автомобилей, им были присвоены индексы "Л-1". Эти шесть первенцев были удостоены чести принять участие в ленинградской демонстрации по случаю 1 Мая (1933 год), а уже 19 мая засветились в автопробеге Ленинград-Москва - Ленинград. Но, оказалось, что сборка машин была несовершенной, поэтому в конце пробега автомобили подверглись поломкам и выбыли из эксплуатации.

Однако, идея создания "Советского Бьюика" не была оставлена и продолжать эту работу было поручено московскому ЗИСу. Специалисты решили сделать конструкцию ходовой части более упрощенной. Оснасткой кузова занималась компания Budd (Северная Америка), которая и сегодня широко известна в этой области. Поставленная оснастка соответствовала основным требованиям той моды. Все работы, а также штампы для кузовных панелей, сборочно-сварочные кондукторы, прочее специализированное оборудование потянули большие финансовые затраты, около 1,5 миллиона долларов. Автомобиль "ЗИС-101" стал первым в СССР "членовозом", как его величали в простонародье.

В двадцатые - тридцатые годы ХХ века все руководство страны пользовалось массивными американскими машинами, стоимость которых была достаточно велика. Советские инженеры были в восторге от технических возможностей этих авто. Поэтому указ сверху, создать нечто похожее, но свое был встречен с восторгом.

Зис-101 Зис-101

Когда советская версия "Бюика-32-90", создаваемая на Путиловском заводе в Ленинграде потерпела крах, право произвести автомобиль "для верхушки страны" получил ЗИС. Московский завод имени Сталина работал в то время под началом И.А.Лихачева. Предприятие обладало солидными производственными мощностями и занималось преимущественно конвейерным выпуском грузовых машин. Поэтому работа над "легковушкой" стала для завода новшеством. Разработкой легкового ЗИСа занимался техотдел, возглавлял который Е.И. Важинский. Решено было не копировать полностью "Бюик-32-90", лежащий в основе проекта, а взять на вооружение конструкцию двигателя и некоторые другие детали. Дорогостоящие в производстве и сомнительные по надежности конструкции были устранены. Кузов ЗИС-101 не являлся версией какой-либо иностранной машины, не работали над ним и отечественные инженеры. Кузовом занималась американская компания "Амби-Бадд", за что СССР заплатил $1,5 миллиона. Эта сумма была просто космической для тех времен. Между прочим, фирма "Амби-Бадд" выполнила также почти пятьсот кузовов для всех выпущенных КИМ-10, основой для которых послужил британский "Форд".

Внешний вид кузова ЗИС-101 был намного привлекательней несуразного "Л-1". На образ работали "дутые" поверхности и динамичные обводы кузова. Правда, под металлическими панелями находился каркас из дерева. Буковые брусья соединялись стальными уголками, раскосами и множеством шурупов. Тем, кому довелось ездить на ЗИС-101, говорили, что в его салоне можно было с легкостью забить гвоздь. Во время движения машины каркас слегка скрипел, но тогда это считалось нормальным. Деревянные детали, в принципе, склонны к скрипу, когда имеются недостатки в подгонке. Кузов на семь мест считался достаточно удобным. Верхнеклапанный 8-цилиндровый двигатель воспринимался тогда, как ультрасовременный, ведь он замечательно "тянул" на низких оборотах. Правда, без постоянных регулировок двигатель обойтись не мог.

Зис-101 Зис-101

Для советских автолюбителей ЗИС-101 стал открытием в сфере автопрома. Машина шла плавно, за счет длинной базы и мягкой подвески. В устройстве присутствовал вакуумный усилитель механических тормозов, имелись и синхронизаторы в коробке передач. Легковой автомобиль ЗИС-101 оказался лидером по количеству выпущенных экземпляров на заводе. С осени 1936 года по лето 1941 года было произведено 8752 авто. ЗИС-101 стал первым советским автомобилем с радиоприемником и отоплением в салоне.

Использовались автомобили не только для правительственных нужд. Машины засветились в службе такси для пути длительного назначения, а также применялись в качестве "среднего" персонального автомобиля. Кроме того авто можно было выиграть в лотерею. С конвейера завода сошли также автомобиль - кабриолет ЗИС-102, санитарная машина, а в 1940 году и ЗИС-101А, подвергшийся модернизации. У создателей были планы и на выпуск ЗИС-103, но дальше бумажных разработок дело не двинулось. Зато появился 2-местный родстер, который развивал 162 км/ч, опережая стандартный ЗИС-101 (110–120 км/ч). Впрочем, члены Политбюро все равно отдавали предпочтение заокеанским "паккардам". В 1942 году, когда еще шла война, заводу поручили создать новый лимузин, ориентиром для которого служил последний предвоенный "Packard".

Частенько возникают проблемы с автомобилем? Не знаете к кому обратиться? http://avtofixit.com/ - автомобильная энциклопедия для автомобилиста, поможет вам самостоятельно разобраться практически с любой поломкой.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту