Вильгельм Майбах

Вильгельм Майбах Вильгельм Майбах

Родился Вильгельм Майбах в городке Хайльбронне, находящемся на реке Неккар 9 февраля 1846 года. Его отец работал столяром. В десять лет, оставшись круглым сиротой, Майбах попадает на воспитание в Братский дом к знаменитому в те времена пастору Вернеру. Своё техническое образование Вильгельм начал в Ройтлингене, на машиностроительном заводе, который был связан с братским домом. Днём у него была практика в конструкторском бюро и мастерской завода, по вечерам он учился естественным наукам и черчению, посещая городскую школу. Позже он изучал математику, став студентом городского реального училища. В те времена мальчик уже прочёл трёхтомный учебник по технической механике Юлиуса Вайсбаха и взялся за изучение английского. Тогда и были замечены его целеустремлённость и способности.

В 1863 году пост технического директора на заводе в Ройтлингене занял Готтлиб Даймлер. Пробыв на этом посту три года, он уезжает в Карлсруэ, где становится техническим директором Deutz, которая принадлежала Э. Лангену и Н. А. Отто. В те времена эта фирма занималась двигателями внутреннего сгорания. Даймлер вспомнил талантливого молодого человека в 1869 году, предложив Майбаху приехать в Карлсруэ. При встрече они увлечённо обсуждали идею двигателя внутреннего сгорания, меньшего по размерам и более лёгкого, чем стационарный, который выпускался на заводе. Несмотря на категорический отказ Отто, Ланген поддержал идею. Спустя много лет, в далёком 1907 году, Deutz начала строить автомобили (от легковых до грузовиков, автобусов и тракторов), однако в то время здесь уже не было транспортных пионеров ДВС.

Не найдя общего языка с руководством фирмы, Даймлер уговаривает Майбаха уехать в Бад-Каннштадт, чтобы открыть там своё дело. Они заключили договор в 1882 году. Майбах взял на себя технический аспект проектирования, однако, если реализация разработки принимала коммерческий оборот, то он получал своеобразную премию.

Работа над изобретением двигателя.

Майбах изготовил свой первый стационарный двигатель в августе 1883 года. Вес мотора составлял 40 кг, топливом для него служил светильный газ, что было характерно для той эпохи. Следующий образец увидел свет в декабре того же года, и имел рабочий объём 1,4 л при мощность в 1,6 л. с. Параллельно Майбахом была предложена новая система зажигания. Принципиальным отличием его системы была трубка накаливания, которую разогревала докрасна горелка, тогда как в те времена смесь в двигателях поджигалась открытым пламенем. В камере сгорания располагался специальный клапа, который, открываясь и закрываясь, контролировал горение в камере сгорания. Таким образом, даже при самых малых оборотах такая система работала устойчиво.

С самого начала своей самостоятельной работы Майбах пытался всё время улучшать свою разработку. Ещё один мотор завершил испытания в конце 1883 года. Им был одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, который при 600 об/мин мог развивать 0,25 л. с. В 1884 году построили усовершенствованный вариант, имевший 0,5 л. с. И 246 см3. Конструктор дал ему название «Напольные часы», поскольку его отличала необычная форма. Позже учёные подметили, что Майбахом было достигнуто не только снижение веса двигателя, его конструкции обладали неким изяществом.

Следующая разработка испарительного карбюратора сделала возможным использование жидкого топлива вместо светильного газа. Уже осенью 1885 года Майбах создал свой первый двухколёсный экипаж, что стало эпохальным событием в технике. Моторный велосипед, как его тогда окрестили, комплектовался двумя маленькими кол1сиками по бокам, осуществлявшими устойчивость конструкции. Мотор имел постоянную частоту вращения и половину лошадиной силы. Передача была ременной и двуступенчатой, что позволяло развивать на этом тренспортном средстве скорость в 6 и 12 км/ч. 10 ноября 1885 года были проведены испытания. Вместе с Майбахом в них участвовал его сын Карл, а также Пауль – сын Даймлера.

Не все конечно было так просто. Через год Майбах увеличил диаметр и ход поршня, тем самым усовершенствовав двигатель. Рабочий объем увеличился до 1, 35 литра, но, как показал тестдрайв, мотор перегревался. Поскольку попытка водяного охлаждения не дала результатов, от двигателя отказались.

Для первого автомобиля на четырёх колесах был сконструирован двигатель объемом 0,462 литра, который установили на конный экипаж (купленный Даймлером). В 1887 году 4 марта были проведены испытания. Через месяц на озере недалеко от Бад-Каннштадта испытали лодку с таким же двигателем. Все результаты испытаний были тщательно систематизированы Майбахом, который понимал их важность.

Вильгельм Майбах Вильгельм Майбах

В 1889 году проходила Всемирная Парижская выставка, в которой Даймлер очень хотел участвовать. К выставке Майбахом был сконструирован концептуально новый автомобиль с новым мотором, который назвали Даймлер-Штальрадваген ( в переводе значит «со стальными колесами»). V-образный двухцилиндровый двигатель с углом развала цилиндров 17° был первым в истории. Мотор достигал 1,6 л. с. При 900 об/мин. Шестеренчатая передача приводила в движение колеса, вместо старой ременной. Эта концептуальная авторская разработка принесла немалый коммерческий успех. Велосипедный завод NSU в городе Неккарзульме взял на себя постройку автомобиля. Патент на двигатель и передачу выкупили французы Арман Пежо и Эмиль Левассор с условием ставить «Daimler» на двигатели своего производства.

На вырученные за патент деньги Даймлер выстроил мастерскую для своего изобретательного напарника, в которой исследования пошли как по маслу. Это немного сгладило пререкания с акционерами, которые беспокоились за эффективность разработок Даймлера и Майбаха.

В 1893 году в одно время с венгром Донатом Банки (Donat Banki), Майбахом был сконструирован первый распылительный карбюратор, жиклер которого работал по типу шприца. В следующем году Майбах получил патент на конструкцию гидравлических тормозов, а через год появился «Феникс» - двухцилиндровый рядный двигатель. Изначально он достигал 2,5 л. с. При 750 об/мин, но со временем его конструкция была усовершенствована. Уже в 1896 году его мощность достигала 5 л. с. Креативная конструкция нового радиатора позволила повысить показатели двигателя. В 1899 году «Феникс» стал четырёхцилиндровым, его рабочий объём достигал отметки в 5900 см3, а мощность 23 л.с. «Феникс» был установлен на гоночный автомобиль, который сделали на заказ Эмиля Еллинека, посла Австро-Венгерской империи в Ницце. 21 марта 1899 года на этой машине Эмиль, под псевдонимом Мерседес, победил горные гонки Ницца – Ля-Тюрби. Мерседес – это было имя его дочери, вскоре ставшее торговой маркой завода Daimler.

Готтлиб Даймлер умер в 1900 году, после чего положение Майбаха значительно ухудшилось. Он полностью отдавал себя работе, вследствие чего его здоровье ухудшилось. Майбаху приходилось писать безответные, унизительные прошения, в которых просил о прибавке к зарплате. Но новые руководители компании помнили, что в спорах Майбах всегда становился на сторону Даймлера...

А тем временем техника стремительно развивалась. «Феникс» в 1902 году сменила новая модель «Симплекс», вышедшая уже под маркой Мерседес. Теперь на него ставился четырехцилиндровый двигатель объемом 5320см3. Мощность такого двигателя достигала 32л. с. при 1100 об/мин. Также он был оснащен четырех ступенчатой коробкой передач. На гоночном Мерседесе 1902 года выпуска стоял 40-сильный двигатель (6550 см3). Для известных тогда гонок «Гордон-Беннетт» (1903 год) был сконструирован автомобиль с четырехцилиндровым двигателем, объём которого был 9,24 л., а мощность достигала 60 л. с. при 1000 об/мин.

дирижабль Zeppelin дирижабль Zeppelin

В 1907 году Майбах оставил компанию, которая была обязана ему своей славой и известностью, в которую он вложил столько труда. В свои шестьдесят один его завлекла идея создания моторов для дирижаблей Zeppelin, очень популярных на те времена. Заручившись поддержкой графа Фердинанда Цеппелина, Майбах вместе с сыном Карлом открыли компанию по производству моторов Майбах Моторенбау Гмбх (город Фридрихсхафен на берегу Баденского озера). Руководство фирмы взял на себя Карл Майбах, а его отцу досталась должность ведущего консультанта. Майбах перестал работать, будучи в очень пожилом возрасте, после Первой Мировой войны. Умер Вильгельм Майбах 29 декабря 1929 года.

Деятельность Майбаха несет огромное значение. Он первым понял, что автомобиль – это не экипаж с мотором. Благодаря таланту, громадному опыту проектирования и бесчисленным испытаниям, он видел автомобиль как комплекс всех его частиц и деталей, и понимал, что именно с этой стороны нужно подходить к вопросу его конструирования.

Сейчас Майбаха называют «королем конструкторов». Общество немецких инженеров в 1922 году отметило Майбаха, отца современного автомобиля, присвоив ему звание «конструктор-первопроходец». Ведь он таким и был. А за год до этого, под руководством Карла Майбаха был сконструирован первый автомобиль, известной всем ныне марки Maybach.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту