БА-64
- Статья опубликована 13.08.2014 07:48
- Последняя правка произведена 04.06.2020 14:44
В августе 1941 года, производство легковых машин на ГАЗ-е было практически свернуто в пользу более необходимых фронту грузовиков. Единственной легковой моделью оставался ГАЗ-64. Но в 1942 году, его выпуск был значительно сокращен. Дело в том, что на базе ГАЗ-64, по инициативе заводских конструкторов, приняли решение создать легкий бронеавтомобиль, отвечающий современным тактико-техническим требованиям. Идея была одобрена вышестоящими инстанциями. Конструкторы ГАЗ-а, во главе с Виталием Грачевым, с энтузиазмом взялись за работу. В роли наглядного пособия был изучен немецкий бронеавтомобиль Sd.KFZ.221, который достался нашим войскам в качестве трофея.
Советская бронемашина получила обозначение БА-64. Ее цельносварной корпус имел весьма рациональные формы. Углы наклона и толщина броневых листов были подобраны самым тщательным образом. Для повышения живучести автомобиля, пришлось до предела уменьшить внутренний объем, но при этом компоновщикам удалось разместить внутри корпуса все необходимое. Колеса были заполнены губчатой резиной и не боялись пробоев. В полноповоротной башне установили пулемет ДТ, который можно было использовать и для стрельбы по воздушным целям. Экипаж автомобиля состоял из двух человек.
24 апреля 1942 года с конвейера сошли первые серийные БА-64. По сравнению с другими броневиками, которые стояли на вооружении Красной армии, полноприводный БА-64 значительно выигрывал в проходимости и стал надежным средством передвижения в боевой обстановке.
Летом 42-го года, эти машины участвовали в боевых операциях Брянского и Воронежского фронтов, а позднее и под Сталинградом. Работы над усовершенствованием бронеавтомобиля не прекращались. Основным недостатком в эксплуатации являлась узкая колея, которая доставляла немалых хлопот и ГАЗ-64.
Осенью 1942-го года был построен опытный образец броневика с широкой колеей. После проведения других доработок и испытаний новая модификация, получившая обозначение БА-64Б была готова к передаче в серийное производство. Но из-за бомбежки завода ГАЗ, серийный выпуск начался только осенью 1943-го.
Всего, за годы войны, на службу в Красную армию поступило более 8 тысяч БА-64 различных модификаций. Среди броневиков воюющих стран эта колесная боевая машина оказалась самой легкой, малогабаритной, высокомобильной и неприхотливой в обслуживании.
Фотографии БА-64:
Технические характеристики БА-64:
Классификация | лёгкий бронеавтомобиль | |
Боевая масса, т | 2,36 | |
Компоновочная схема | классическая | |
Экипаж, чел. | 2 | |
Годы производства | 1942—1945 | |
Годы эксплуатации | 1942 — 1950-е | |
Количество выпущенных, шт. | 9110 | |
Основные операторы | Союз Советских Социалистических Республик | |
Длина корпуса, мм | 3660 | |
Ширина корпуса, мм | 1530 | |
Высота, мм | 1900 | |
База, мм | 2100 | |
Колея, мм | 1240 | |
Клиренс, мм | 210 | |
Тип брони | стальная катаная | |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 12 / 40° | |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 6 / 84° | |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 9 / 30—52° | |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 6—9 / 30° | |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 6—7 / 30° | |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 9 / 30° | |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 6 / 35° | |
Днище, мм | 4 | |
Крыша корпуса, мм | 6 | |
Лоб башни, мм/град. | 9 / 30° | |
Борт башни, мм/град. | 9 / 30° | |
Корма башни, мм/град. | 9 / 30° | |
Крыша башни, мм | открытая | |
Углы ВН, град. | -36…+54° | |
Прицелы | диоптрический | |
Пулемёты | 1 х 7,62-мм ДТ-29 | |
Тип двигателя | рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения | |
Мощность двигателя, л. с. | 50 | |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 | |
Запас хода по шоссе, км | 560 | |
Удельная мощность, л. с./т | 21,2 | |
Колёсная формула | 4х4 | |
Тип подвески | на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах | |
Преодолеваемый подъём, град. | 36 | |
Преодолеваемая стенка, м | 0,25 | |
Преодолеваемый ров, м | 0,35 | |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |