ГАЗ-64

Русский Willys

Bantam BRC40 Bantam BRC40

В конце января 1941 года, нарком среднего машиностроения, Вячеслав Малышев вызвал к себе конструктора Горьковского автомобильного завода Виталия Грачева. Нарком показал ему американский журнал “Automotive Industries”, в котором рассказывалось о новом, дешевом, легковом армейском вездеходе Bantam BRC40. Грачев получил задание разработать и построить для нужд Красной Армии машину с аналогичными характеристиками и габаритами. На все работы, от проектирования, до создания отводилось лишь полтора месяца. Одновременно, на конкурсной основе, разработку подобной машины поручили и НАТИ (научному автотракторному институту). Результатом работ стали опытные образцы, которые представили высокому начальству в Кремле уже 22 апреля 41-го года. Одной из этих машин, суждено было стать прообразом первого советского джипа.

Нарком Малышев настоял, чтобы своим размером будущие машины не отличались от американского Bantam`а, который был представлен в качестве желаемого примера. Его узкая колея могла создать сложности в эксплуатации, но тогда никто перечить Малышеву не решился.

На ГАЗ-е к работам приступили 3 февраля. Всего за 51 день, под руководством Виталия Грачева, был спроектирован и построен первый опытный образец. Он получил обозначение ГАЗ-64. В конструкции использовали проверенные узлы и агрегаты ГАЗ-61. В начале апреля собрали вторую машину, что было одним из условий конкурса.

АР-НАТИ АР-НАТИ ГАЗ-64 ГАЗ-64

конкуренты: АР-НАТИ и ГАЗ-64

В НАТИ две машины были готовы 2 апреля. Они получили обозначения АР-НАТИ. АР расшифровывается как автомобиль-разведчик. Машины были созданы на высоком научном уровне, присущем институту. Необходимая, по тех. заданию большая степень унификации с серийными узлами и агрегатами накладывала некоторые ограничения. Но, несмотря на это, конструкция АР-НАТИ была полностью рассчитана на прочность, жесткость, устойчивость и выносливость.

22 апреля, новые машины были показаны высокому начальству. После этого автомобили отправили на сравнительные испытания полигон под Москвой. Испытания показали примерную тождественность автомобилей, однако ГАЗ-64 оказался более простым в производстве, а также выглядел более завершенным.

Конструкция ГАЗ-64

Если говорить о конструкции автомобиля, то создатели ГАЗ-64 талантливо и максимально эффективно использовали готовые узлы и детали действующего производства. В большей части «донором» нового автомобиля стал ГАЗ-61.

От ГАЗ-61 были использованы только агрегаты шасси, уже отработанные в производстве: передний ведущий и задний мосты (оба с переделками), раздаточная коробка, КПП (в основе своей ГАЗ-АА с незначительными изменениями), укороченные карданные валы, передние рессоры (на ГАЗ-64 применены как задние), рулевой механизм, тормоза (кроме их привода), диски колес.

Переделанный двигатель от ГАЗ-ММ был размещен необычно высоко, что позволило увеличить клиренс в средней части. По сравнению с ГАЗ-61 база была укорочена на 755мм, что позволило отказаться от промежуточного карданного вала. Правда, это увеличило стояночный угол переднего (и единственного) карданного шарнира до 5,34 градуса, но он оставался в допустимых пределах и не вызывал отрицательных последствий (например, крутильных колебаний и вибраций). Передний открытый карданный вал получил солидные шарниры на игольчатых подшипниках ГАЗ-51 типа "Кливленд" (вместо ЗиС-101 на ГАЗ-61), только еще осваиваемые заводом.

Кузов - открытый, четырёхместный (передние сиденья - раздельные). Ещё двое бойцов могли сесть на полках задних крыльев. Там же размещалось стрелковое оружие, боеприпасы (вплоть до 45-мм снарядов) и специальное оборудование (рация). Для беспрепятственного и быстрого выхода кузов был бездверным. Брезентовый тент простейшей формы без боковин придерживался одной дугой. Ветровое вертикальное стекло (чтобы не отражать солнечные блики вверх) в жёсткой трубчатой рамке откидывалось вперёд и фиксировалось в горизонтальном положении. Все поверхности кузова имели плоские очертания либо гнутые в одной плоскости формы, что делало его простым в изготовлении. Торцы стальных кузовных панелей окантовывались трубами. Все стыки соединялись точечной сваркой, изредка дуговой. В оформлении передка машины использовались элементы ГАЗ-АА: верхняя часть кожуха радиатора с эмблемой, крышки капота, основной бензобак на 43 литра перед ветровым стеклом, щиток приборов.

ГАЗ-64 ГАЗ-64 ГАЗ-64 ГАЗ-64

Все электрооборудование и приборы применялись действующего производства - от ГАЗ-М1 и ГАЗ-ММ. Их количество было сокращено до предела. В частности, отсутствовал масломанометр, хотя и очень условный на двигателях типа ГАЗ-М (давление в системе - всего 0,2-0,4 кгс/см2), но все же позволяющий как-то его контролировать. Более дорогостоящего термометра воды не имел и М-1. На ГАЗ-64 он был бы тоже не лишним ввиду наличия принципиально другой, к тому же очень, мощной системы охлаждения, которую нередко надо было утеплять. Зато была введена штепсельная розетка переносной лампы, ранее применявшаяся только на армейской технике.

Специально для ГАЗ-64 на ЯШЗ были разработаны шины с грунтозацепами типа "расчлененная елка" размером 6,50-16". Они ставились впоследствии на все вездеходы ГАЗ до 1958 года. Однако, из-за их хронической нехватки, а также на опытных образцах ГАЗ-64, довольно часто использовали шины 7,00-16" от ГАЗ-М1 с шоссейным рисунком, по наружному диаметру практически не отличавшиеся от "вездеходных", но с ограниченной проходимостью.

Благодаря таким конструкционным решениям очень быстро удалось наладить серийную сборку и первые машины сошли с конвейера уже в конце августа. Всего, до конца 1941 года, было выпущено 600 автомобилей.

ГАЗ-64 вызвал к себе интерес в войсках. Подобной машины на вооружении Красной армии еще не было. Она нашла свое применение, как легкий многоцелевой грузовик и быстроходный арт. Тягач, способный при любых погодных условиях уверенно буксировать 45 мм. орудие. Кроме того, как предполагалось, ГАЗ-64 использовался в качестве штабной и командирской машины.

ГАЗ-64 ГАЗ-64

Характеристики ГАЗ-64

Наименование ГАЗ-64
Год выпуска 1941
тип Легковой
Кабина -
кузов Открытый, с тентом
Грузоподъёмность по шоссе/грунту, кг -
Число мест
в кабине -
в кузове 4
Число осей:
Всего 2
Ведущих 2
База, мм 2100
Колея:
Передних колёс (по грунту), мм …. 1250
Задних колёс, мм 1250
Радиус поворота, м -
Клиренс под задним мостом, мм 210
Габаритные размеры:
Длина, мм 3660
Ширина, мм 1530
Высота, мм 1900
Габаритные платформы (внутренние):
Длина, мм -
Ширина, мм -
Высота бортов, мм -
Вес автомобиля без нагрузки, кг 1200
Двигатель:
Тип Бензивой, четврехтактный
Число цилиндров 4
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 98,43/107,95
Рабочий объём, л мар.28
Степень сжатия 4,6
Максимальная мощность, л. с. 50
Число оборотов в мин. при максим. Мощности 2800
Максимальный крутящий момент, кгм. 17
Число оборотов в мин. при максим. крутящем моменте 1400-1500
Сцепление Однодисковое сухое
Коробка передач 3 (раздаточная коробка без демультипликатора
Ведущий мост-тип главной передачи Пара конических шестерён со спиральным зубом
Передаточное число главной передачи
В коробке передач-на первой передаче . 6,4
В демультипликаторе-на низшей передаче. -
В ведущем мосту-главная передача. . 4,44
Ножной тормоз:
Тип Колодочный, на все колеса
Привод Механический
Размер шин, дм 7,00-16
Число скатов задних колёс 1
Буксирные приспособления:
Спереди Крюки
Сзади Буксирный прибор
Вспомогательные механизмы Нет
Емкость топливных баков, л 90
Максимальная скорость с полной по шоссе, км/час 60
Расход топлива на 100 км пути с нагрузкой по шоссе, л 14
Эксплоатационная норма расхода топлива на 100 км пробега, л -
Запас хода с полной нагрузкой по шоссе, км 600

По материалам канала VoenAuto и сайта modeli-gaz.ru

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту