ГАЗ-64
- Статья опубликована 13.08.2014 05:09
- Последняя правка произведена 13.08.2014 06:04
Русский Willys

В конце января 1941 года, нарком среднего машиностроения, Вячеслав Малышев вызвал к себе конструктора Горьковского автомобильного завода Виталия Грачева. Нарком показал ему американский журнал “Automotive Industries”, в котором рассказывалось о новом, дешевом, легковом армейском вездеходе Bantam BRC40. Грачев получил задание разработать и построить для нужд Красной Армии машину с аналогичными характеристиками и габаритами. На все работы, от проектирования, до создания отводилось лишь полтора месяца. Одновременно, на конкурсной основе, разработку подобной машины поручили и НАТИ (научному автотракторному институту). Результатом работ стали опытные образцы, которые представили высокому начальству в Кремле уже 22 апреля 41-го года. Одной из этих машин, суждено было стать прообразом первого советского джипа.
Нарком Малышев настоял, чтобы своим размером будущие машины не отличались от американского Bantam`а, который был представлен в качестве желаемого примера. Его узкая колея могла создать сложности в эксплуатации, но тогда никто перечить Малышеву не решился.
На ГАЗ-е к работам приступили 3 февраля. Всего за 51 день, под руководством Виталия Грачева, был спроектирован и построен первый опытный образец. Он получил обозначение ГАЗ-64. В конструкции использовали проверенные узлы и агрегаты ГАЗ-61. В начале апреля собрали вторую машину, что было одним из условий конкурса.


конкуренты: АР-НАТИ и ГАЗ-64
В НАТИ две машины были готовы 2 апреля. Они получили обозначения АР-НАТИ. АР расшифровывается как автомобиль-разведчик. Машины были созданы на высоком научном уровне, присущем институту. Необходимая, по тех. заданию большая степень унификации с серийными узлами и агрегатами накладывала некоторые ограничения. Но, несмотря на это, конструкция АР-НАТИ была полностью рассчитана на прочность, жесткость, устойчивость и выносливость.
22 апреля, новые машины были показаны высокому начальству. После этого автомобили отправили на сравнительные испытания полигон под Москвой. Испытания показали примерную тождественность автомобилей, однако ГАЗ-64 оказался более простым в производстве, а также выглядел более завершенным.
Конструкция ГАЗ-64
Если говорить о конструкции автомобиля, то создатели ГАЗ-64 талантливо и максимально эффективно использовали готовые узлы и детали действующего производства. В большей части «донором» нового автомобиля стал ГАЗ-61.
От ГАЗ-61 были использованы только агрегаты шасси, уже отработанные в производстве: передний ведущий и задний мосты (оба с переделками), раздаточная коробка, КПП (в основе своей ГАЗ-АА с незначительными изменениями), укороченные карданные валы, передние рессоры (на ГАЗ-64 применены как задние), рулевой механизм, тормоза (кроме их привода), диски колес.
Переделанный двигатель от ГАЗ-ММ был размещен необычно высоко, что позволило увеличить клиренс в средней части. По сравнению с ГАЗ-61 база была укорочена на 755мм, что позволило отказаться от промежуточного карданного вала. Правда, это увеличило стояночный угол переднего (и единственного) карданного шарнира до 5,34 градуса, но он оставался в допустимых пределах и не вызывал отрицательных последствий (например, крутильных колебаний и вибраций). Передний открытый карданный вал получил солидные шарниры на игольчатых подшипниках ГАЗ-51 типа "Кливленд" (вместо ЗиС-101 на ГАЗ-61), только еще осваиваемые заводом.
Кузов - открытый, четырёхместный (передние сиденья - раздельные). Ещё двое бойцов могли сесть на полках задних крыльев. Там же размещалось стрелковое оружие, боеприпасы (вплоть до 45-мм снарядов) и специальное оборудование (рация). Для беспрепятственного и быстрого выхода кузов был бездверным. Брезентовый тент простейшей формы без боковин придерживался одной дугой. Ветровое вертикальное стекло (чтобы не отражать солнечные блики вверх) в жёсткой трубчатой рамке откидывалось вперёд и фиксировалось в горизонтальном положении. Все поверхности кузова имели плоские очертания либо гнутые в одной плоскости формы, что делало его простым в изготовлении. Торцы стальных кузовных панелей окантовывались трубами. Все стыки соединялись точечной сваркой, изредка дуговой. В оформлении передка машины использовались элементы ГАЗ-АА: верхняя часть кожуха радиатора с эмблемой, крышки капота, основной бензобак на 43 литра перед ветровым стеклом, щиток приборов.


Все электрооборудование и приборы применялись действующего производства - от ГАЗ-М1 и ГАЗ-ММ. Их количество было сокращено до предела. В частности, отсутствовал масломанометр, хотя и очень условный на двигателях типа ГАЗ-М (давление в системе - всего 0,2-0,4 кгс/см2), но все же позволяющий как-то его контролировать. Более дорогостоящего термометра воды не имел и М-1. На ГАЗ-64 он был бы тоже не лишним ввиду наличия принципиально другой, к тому же очень, мощной системы охлаждения, которую нередко надо было утеплять. Зато была введена штепсельная розетка переносной лампы, ранее применявшаяся только на армейской технике.
Специально для ГАЗ-64 на ЯШЗ были разработаны шины с грунтозацепами типа "расчлененная елка" размером 6,50-16". Они ставились впоследствии на все вездеходы ГАЗ до 1958 года. Однако, из-за их хронической нехватки, а также на опытных образцах ГАЗ-64, довольно часто использовали шины 7,00-16" от ГАЗ-М1 с шоссейным рисунком, по наружному диаметру практически не отличавшиеся от "вездеходных", но с ограниченной проходимостью.
Благодаря таким конструкционным решениям очень быстро удалось наладить серийную сборку и первые машины сошли с конвейера уже в конце августа. Всего, до конца 1941 года, было выпущено 600 автомобилей.
ГАЗ-64 вызвал к себе интерес в войсках. Подобной машины на вооружении Красной армии еще не было. Она нашла свое применение, как легкий многоцелевой грузовик и быстроходный арт. Тягач, способный при любых погодных условиях уверенно буксировать 45 мм. орудие. Кроме того, как предполагалось, ГАЗ-64 использовался в качестве штабной и командирской машины.

Характеристики ГАЗ-64
Наименование | ГАЗ-64 |
Год выпуска | 1941 |
тип | Легковой |
Кабина | - |
кузов | Открытый, с тентом |
Грузоподъёмность по шоссе/грунту, кг | - |
Число мест | |
в кабине | - |
в кузове | 4 |
Число осей: | |
Всего | 2 |
Ведущих | 2 |
База, мм | 2100 |
Колея: | |
Передних колёс (по грунту), мм …. | 1250 |
Задних колёс, мм | 1250 |
Радиус поворота, м | - |
Клиренс под задним мостом, мм | 210 |
Габаритные размеры: | |
Длина, мм | 3660 |
Ширина, мм | 1530 |
Высота, мм | 1900 |
Габаритные платформы (внутренние): | |
Длина, мм | - |
Ширина, мм | - |
Высота бортов, мм | - |
Вес автомобиля без нагрузки, кг | 1200 |
Двигатель: | |
Тип | Бензивой, четврехтактный |
Число цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 98,43/107,95 |
Рабочий объём, л | мар.28 |
Степень сжатия | 4,6 |
Максимальная мощность, л. с. | 50 |
Число оборотов в мин. при максим. Мощности | 2800 |
Максимальный крутящий момент, кгм. | 17 |
Число оборотов в мин. при максим. крутящем моменте | 1400-1500 |
Сцепление | Однодисковое сухое |
Коробка передач | 3 (раздаточная коробка без демультипликатора |
Ведущий мост-тип главной передачи | Пара конических шестерён со спиральным зубом |
Передаточное число главной передачи | |
В коробке передач-на первой передаче . | 6,4 |
В демультипликаторе-на низшей передаче. | - |
В ведущем мосту-главная передача. . | 4,44 |
Ножной тормоз: | |
Тип | Колодочный, на все колеса |
Привод | Механический |
Размер шин, дм | 7,00-16 |
Число скатов задних колёс | 1 |
Буксирные приспособления: | |
Спереди | Крюки |
Сзади | Буксирный прибор |
Вспомогательные механизмы | Нет |
Емкость топливных баков, л | 90 |
Максимальная скорость с полной по шоссе, км/час | 60 |
Расход топлива на 100 км пути с нагрузкой по шоссе, л | 14 |
Эксплоатационная норма расхода топлива на 100 км пробега, л | - |
Запас хода с полной нагрузкой по шоссе, км | 600 |
По материалам канала VoenAuto и сайта modeli-gaz.ru