Генри Лиланд - "Патриарх Детройта"

Генри Лиланд

Автомобильная история знает много известных имен, которые заслужили себе достойную славу. Но есть личности, которые становятся настоящими легендами. То же можно сказать и о Генри Лиланде. Уникален он тем, что в мир самоходных экипажей вошел не в молодости, а на пороге своего 60-летнего юбилея, причем случилось это совершенно неожиданно и не запланировано. Когда вся молодежь мира начала создавать первые автомобили, Лиланде скептически наблюдал за этим в стороне, не считая такое занятие достойным и заманчивым. Но, случилось так, что именно созданные им две автомобильные марки уже более ста лет пользуются популярностью во всем мире.

Биография

Родился Генри Лиланд в 1843 году. Семья была большая, родители зарабатывали на жизнь на собственной ферме. О детстве будущего гения известно мало. Лично он практически ничего не рассказывал о том времени, а какие-то исторические факты из других источников найти удавалось еще реже, чем со слов самого Лиланда. Но причины такого молчания понятны – поскольку у него были серьезных проблем со слухом, то получить обучение в общеобразовательной школе у него так и не получилось, а специализированных тогда еще не было. Но, поскольку семья была рабочая, сидеть без дела никто ему не позволил, и уже в подростковом возрасте Генри стал к ткацкому станку на местной трикотажной фабрике. Там он работал ежедневно по 10-12 часов.

Не смотря на такой тяжелый рабочий график, мальчишка не сильно уставал, ведь для него были и так присущи аккуратность и точность в работе, усидчивость и спокойствие. Мало того, работа с техникой была ему только в радость – это было для ребенка интересно и завораживающе. Сочетание этих факторов стали решающими в дальнейшей карьере и жизни Лиланда.

В то время, когда Генри было 18 лет, в США как-раз началась Гражданская война между Севером и Югом, все производство перевели на военные рейки. Молодой юноша стал на сторону Авраама Линкольна, и начал работать механиком на заводе по производству оружия. Этот завод принадлежал известному оружейнику Сэмюелю Кольту, а на своем предприятии он придерживался принципа стандартизации продукции. Это означает, что все оружие изготавливалось из типовых деталей. Это позволяло ускорить процесс сборки, а также, при поломке какой-либо детали она легко заменялась на идентичную.

Это было немалый прогресс для своего времени, ведь до этого времени для каждого отдельного механизма создавали индивидуальные детали, которые тщательно подгонялись, поэтому при поломке было довольно сложно исправить инструмент. К тому же, такое индивидуальное изготовление занимало много времени и сил. Естественно, что этот факт Лиланд не оставил без внимания и очень хорошо запомнил.

Середина 19-го века.

Когда война закончилась, Генри покинул оружейное дело. В связи с женитьбой в 1867 году Лиланд перебирается в Провиденс и здесь-же он находит работу на заводе компании "Brown & Sharpe", в качестве механика-конструктора. Этот завод специализировался на точном машиностроении. На новом месте работы Генри разрабатывает и усовершенствует разные механизмы, накапливает знания и опыт, успешно продвигается по служебной лестнице. На этом заводе он научился производить детали с точностью до тысячной сантиметра. Продукция фирмы постоянно отмечалась призами на различных выставках в Брюсселе, Париже, Льеже, Милане, а вскоре после прихода Генри предприятие получило титул «Мировой стандарт точности». Целые 18 лет "Brown & Sharp" для Лиланда был прибежищем, базой для обучения и творчества. Здесь, став руководителем отделения ткацких машин, Генри Лиланд написал книгу «Искусство производства». Авторитет мастера был непререкаемый, а сослуживцы говорили, что он с любым делом справляется идеально.

Мало того, в этот же период своей жизни он даже изобрел механическую машинку для стрижки волос, благодаря чему в Америке пошла мода на стрижку «под ежика». Заняв определенное положение в обществе, а также заслужив известность в промышленных кругах, Генри решает открыть собственное дело. К тому же завод, на котором он работал, переехал в 1980 году в Детройт. Взяв себе в партнеры состоятельного знакомого Фолкнера, он регистрирует новую компанию "Leland & Faulconer". Новая компания вначале занималась постройкой судовых двигателей, паровых машин, создавала детали для велосипедов. Начиная с 1896 года на ней начинают производить автомобильные двигатели и элементы шасси, льют и штампуют металл.

Cadillac model A (1903-1904)

Стоит отметить, что допустимая величина погрешностей во время производства на заводе Cadillac Motor Car Company составляла для того времени фантастическую десятую часть миллиметра, благодаря чему все автомобили Cadillac завоевали уважение среди пользователей, ведь были невероятно надежны.

У Лиланда сфера деятельности была очень широкой. Он специализировался и на передаточных механизмах, литье и штамповке металла, и на деталях для велосипедов, на тормозных системах для локомотивов, на паровых двигателях и даже создал уникальное творение – игрушечную железную дорогу, которая и сегодня является один из самых желанных подарков для детей всего мира. К обретшему известность Лиланду, обращались за помощью даже конструкторы самоходных экипажей и просили его исправить те или иные дефекты. Вплотную Лиланд познакомился с автомобилем, когда в фирму "Leland & Faulconer" обратился Рэнсом Олдс – основатель Oldsmobile. Тогда этот довольно известный человек приехал в офис на гремящей карете без лошадей, которую создал сам. Он предложил известному механику довольно выгодный контракт. По его условиям Лиланд должен был устранить недоделки машины и изготовить для Олдса несколько тысяч двигателей, «доведенных до ума». Это оказалось действительно выгодно, и уже в 1901 году Лиланд представил заказчику улучшенный, более тихий и ровный в работе мотор. Мало того он смог поднять его мощность в три раза.

Не смотря на то, что работа Генри оказалась действительно колоссальной, и Олдс был ею доволен, но договор о сотрудничестве он расторг, ведь такая модернизация двигателя требовала и полной модернизации производства. Лиланду оставалось только отправить «автомобильную тематику» в самый дальний угол. Но уже в следующем году в жизни механика случилось особенное событие, которое повлияло на всю его дальнейшую жизнь.

"Detroit Automobile Company".

Генри Форд с соучредителями в 1899 образовал свою первую автомобильную компанию – "Detroit Automobile Company". Через два года, из-за плохих показателей работы он ее реорганизовал в Henry Ford Company. Но, и вторая попытка оказалась неудачной, и предприятие выпускало менее 10 тысяч автомобилей в год, что было ужасным показателями даже для того времени. Инвесторы устали от такого убыточного предприятия и обратились за консультацией к Генри Лиланду.

Новый работник быстро определил, что потенциал у завода есть, и его совсем не нужно продавать. Стоит только кое-что изменить в процессе производства. Таким образом на заводе столкнулись два Генри – Лиланд и Форд.

Не смотря на то, что Лиланд на 20 лет был старше Форда, они были очень похожи друг на друга: вышли из патриархальной фермерской среды, стремились перестроить общество, руководствовались схожими идеями в производстве. Например, оба они платили своим рабочим намного больше других промышленников, благодаря чему никто не хотел потерять у них работу, и каждый рабочий делал свои задания максимально качественно. При этом, они оба пытались как можно сильнее удешевить свою продукцию, ориентировались на средний класс. Но вот добивались они этого удешевления разными путями. Как официальный советник Лиланд стал давать Форду распоряжения по поводу изменения работы компании. Хотя Форд и понимал, что он главнее, но, все-равно, вынужден был подчиняться Лиланду. Довольно скоро Форд почувствовал, что не нужен своей же компании. Он получил обратно права на использование своего имени, 900 долларов и чертежи нового автомобиля. У инвесторов остался уже готовый автомобиль и Лиланд, который согласился участвовать в создании предприятия. Новая компания получила имя основателя Детройта – авантюриста и французского дворянина Антуана Кадиллака.

«Нет предела совершенству», - лозунг, который стал для Лиланда основным и по жизни, и в работе. Пока на большинстве аналогичных предприятий практиковали трудоемкую подгонку деталей, Лиланд создал прекрасную систему с стандартными деталями, и в его двигателях любые детали можно переставлять из одного в другой, и они все-равно будут работать. Причем, для такой работы была создана гениально простая система шаблонов. Было отработано два калибровочных цилиндра, которые имели на себе маркировку «5.000 GO» и «5.000 NOT GO». Поршни от двигателей практиковались именно на этих цилиндрах. Любой поршень должен был подойти к первому, и, естественно, не подойдут ко второму цилиндру. Те детали, которые не соответствовали стандарту, вновь переплавливались. Во всех цехах висели транспаранты: «Подгонка деталей категорически запрещена».

Cadillac Osceola 1905

Лиланд стал приметной фигурой в американских авто кругах. Его даже начали называть патриархом Детройта.

В 1903 году Генри Лиланд представляет публике Model A - свой первый автомобиль, главной «фишкой» которого был 10-сильный двигатель, разработанный самим Лиландом. Модель представили в начале 1904 года на автомобильной выставке в Нью-Йорке. Внешне машина была точной копией автомобиля Ford Model A. Но, при этом, имела свой, двигатель, который когда-то был разработан конструктором для Рэнсома Олдса. Он располагался под передним сиденьем горизонтально, развивал 10 л. с. и разгонялся до 50 км/ч.

Таким образом, можно сказать, что первые «Кадиллаки» были, по сути, первыми «Фордами», только укомплектованными одноцилиндровыми двигателями.

Новый стандарт качества.

Model A стала отличным стартом для новой компании, хотя истинную известность принесла вторая модель – D 1905 года. Именно она вывела Cadillac в лидеры автомобильной промышленности. Новую модель снабдили четырехцилиндровым 30-сильным двигателем. Это был пятиместный автомобиль с деревянным корпусом и алюминиевой обшивкой в качестве опции. А уже в следующем году была представлена модель F - легкий грузовичок Cadillac. Также компания заявила о себе, создав первой в Америке закрытое купе у автомобиля модели H. Стоит сказать, что и сам Лиланд не отказывался ездить на своих творениях. Его излюбленной моделью было одноцилиндровое купе с высочайшей кабиной. Из-за очень характерной формы эту машину прозвали «дедушкин цилиндр», а дети Генри называли ее по-другому – «Оцеола».

В 1907 году была создана еще одна модель автомобиля, серии К. Она стала примером введения принципов стандартизации и взаимозаменяемости деталей. Благодаря проделанной работе Лиланд заслуженно был удостоен награды Dewar Trophy. Стоит отметить, что компания Cadillac стала первой в Америке, удостоенной престижной награды Dewar Trophy. Кроме того, и единственной в мире, которая дважды получила эту награду. А ее присуждают за исключительные заслуги в автомобильной промышленности.

Награждение прошло первый раз в 1908 году за создание идеальной взаимозаменяемости запасных частей. Это стала абсолютная победа Лиланда! В начале 20 века, до появления фордовского конвейера, комплектующие на автомобилестроении (как и в любом другом) изготавливались индивидуально, вручную, поэтому об использовании в автомобиле деталей пусть одной и той же линейки, но от других автомобилей, даже не велось разговоров. Но, поскольку Лиланд еще помнил свою работу на оружейном заводе, в котором уже успешно применялась практика взаимозаменяемости деталей, он ввел это и в производство автомобилей.

Для демонстрации надежности выпущенных им автомобилей, даже было продемонстрировано это наглядно. С трех разных складов отобрали три машины. Они сделали пробег на несколько десятков километров, после чего были полностью разобраны. Детали перемешали. Потому сборщики, получив только отвертки и гаечные ключи, из кучи деталей вновь собрали три рабочих автомобиля. Стандартизация стала для современного производства краеугольным камнем и создала известное определение «мировой стандарт», которое изначально применяли к продукции Cadillac.

А второй раз компания получила награду в 1912 году за электрический пусковой стартер, систему воспламенения и электрическое освещение, которые были в модели 1912 года. Изобретение значительно упростило весь процесс езды и вождения автомобиля. Кроме того, к стартеру машина получила также интегрированную схему электрооборудования, которая по своей сути и общих чертах до сих пор используется в современных автомобилях. Фирма Cadillac в середине 1909 года стала частью General Motors. Дюрант, президент и основатель корпорации был знаменит своей любовью к скупке компаний, поэтому он не смог упустить и такой лакомый кусок. Уильям очень долго торговался с Генри по поводу цены, но таки в итоге они сошлись на сумме довольно шокирующей для того времени - в 5,6 млн долларов. При этом, Cadillac оставался самостоятельной компании, и Лиланд занял в ней пост президента, и начал управлять компанией как собственной.

модель 1914 года с двигателем V8

Следующая модель появилась в 1914 года. Для нее был разработан серийный двигатель V8, который был успешно протестирован перед Первой мировой войной.

авиадвигатель

Когда начинается война, Лиланд покидает Cadillac, и лично создает новую компанию, в которой производит 20 тысяч авиадвигателей предназначенных для военных самолетов производства Liberty.

После войны, Лиланд переоборудовал предприятие, которое назвал Lincoln Motor Company, и вернулся к созданию автомобилей, но начал устанавливать на них переработанные авиадвигатели V8, мощность которых достигла 90 л. с.

Но, не смотря на качественное исполнение, покупателей не привлекал дизайн кузова автомобиля, в результате чего компания Лиланда обанкротилась.

Именно в этот момент Генри Лиланд столкнулся с другим Генри – Фордом, когда-то им лично выброшенным с компании. Форд очень дешево приобрел неплатежеспособную компанию Lincoln. Поначалу Лиланд продолжал управлять своей компанией, думая, что по-прежнему имеет контроль над происходящими процессами. Но, это оказалось совсем не так. Под видом обучения персонала, Форд направил к Лиланду якобы учеников, несколько своих сотрудников, которые даже не планировали обучаться, зато вели себя как хозяева, модернизировали производство, стараясь сократить затраты.

Между двумя командами накал страстей рост, и в результате Форд решил поставить точку в этой тихой войне. Он направил своего уполномоченного сотрудника к Лиланду с просьбой написать заявление «по собственному желанию». Понимая, что в созданной компании для основателя уже нет места, Лиланд таки ушел со своей работы. 80-летнего старика выставили за ворота завода, по сути, изгнали Генри Лиланда из автомобильного мира. Пожилому человеку такое испытание оказалось не под силу, и уже через несколько лет, в 1932 году в возрасте 88 лет он умер.

авиадвигатель

Изгнанный Фордом из Lincoln, Лиланд, озлобленный на весь белый свет, поселился в этом доме в Детройте, где, брошенный всеми, доживал свои последние дни…

Лиланд стал основатель двух «люксовых» брендов корпораций, которые и на сегодняшний день пользуются небывалой популярностью. Они извечно и традиционно конкурируют друг с другом. Только вот свое имя он не увековечить ни в одном из своих творений. При этом он сам нередко любил повторять «Никогда я не рвался в автомобилестроение. Хлопотное это дело и нервное, не по мне». А слава его гремела тогда по всему миру. Да только быстро отгремела, и сейчас вспоминают о нем редко и немногие, а знают и того меньше.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту