ГАЗ-16
- Статья опубликована 06.03.2015 03:35
- Последняя правка произведена 06.03.2015 03:45
Горьковский автомобильный завод создал за свою историю множество необычных и оригинальных транспортных средств, которые были высоко оценены не только в отечественном, но и мировом автомобилестроении. Например, такой машиной стал аппарат на воздушной подушке ГАЗ-16
Созданием его занималась на ГАЗе специально созданная группа в Конструкторско-экспериментальном отделе под руководством имевшего опыт создания летательных аппаратов А.А. Смолина. Этот же отдел в дальнейшем собирал и испытывал этот экспериментальный аппарат.
В содружестве с авиационным заводом имени Орджоникидзе было создано несколько прототипов таких машин. Первым из них стал вариант, не имевший воздушных винтов, использовавшихся в качестве маршевых движителей. Их функцию выполняли расположенные в нижней части машины в районе кабины специальные механические створки жалюзи, которыми мог управлять водитель непосредственно с рабочего места. Они позволяли легко изменять направление движения выходящего из-под корпуса машины потока воздуха, благодаря чему аппарат мог осуществлять как движение его вперёд, так и маневрирование его на местности. Идея была неплоха, но заводские испытания показали весьма низкую эффективность данного способа передвижения и управления.
Для устранения выявленных недостатков был создан новый аппарат на воздушной подушке – ГАЗ-16А. Эта машина снабжалась двумя маршевыми трёхлопастными винтами, которые конструкторы разместили в специальных кольцевых направляющих, которые были помещены в кормовой части ГАЗ-16А. Они позволяли аппарату осуществлять реверсивное движение, кроме того, маршевые винты были снабжены служившими в целях курсового маневрирования, поворотными воздушными рулями-килями.
В целях обеспечения курсовой устойчивости, эти винты вращались в разные стороны, при этом каждый из них приводился в движение при помощи системы редукторов и карданных передач. В качестве силовой установки на ГАЗ-16А использовалось два двухцилиндровых оппозитных двигателя, имеющих систему воздушного охлаждения, мощностью в 28 лошадиных сил. Они устанавливались в передней части корпуса по бортам АВП.
Среднюю часть второго варианта ГАЗ-16 занимал основной двигатель машины, который конструкторы позаимствовали от легкового автомобиля ГАЗ-13 «Чайка». Силовой агрегат мог выдавать мощность в 195 лошадиных сил и использовался для приведения в движение двух нагнетающих вентиляторов, имевших лопасти диаметром 1 200 миллиметров. Считается, что это был самый мощный мотор, который выпускал завод на то время.
Подъёмная сила аппарата на воздушной подушке создавалась за счёт расположенных по периметру днища сопловых отверстий, а так же специальных щелей, которые в количестве двух штук размещались в его середине. В них с помощью двух вентиляторов нагнетался воздух. Именно его поток и формировал воздушную подушку, которая могла приподнять и удерживать машину на высоте до 150 миллиметров. Стоит отметить, что ГАЗ-16А не имел юбки по периметру корпуса, поэтому при его передвижении по водной поверхности вокруг аппарата создавался небольшой водяной туман.
Для передвижения по суше ГАЗ-16А имел, убираемое при помощи гидравлического привода четырёхколёсное шасси. При этом конструкторы оснастили его независимой пружинной подвеской созданной по образцу передней подвески от ГАЗ-21 «Волга». Гидравлическими так же были тормозная система и рулевое управление.
После того, как ГАЗ-16А прошёл ходовые испытания, конструкторы ГАЗа создали ещё один аппарат этого семейства – ГАЗ-16Б, который имел более высокие технико-экономические показатели. В частности на этой машине практически все узлы и агрегаты работали от единственной силовой установки в качестве которой выступал газотурбинный мотор ГТД-350, имевший мощность 394 лошадиной силы. Весил он всего 130,5 килограмм и при этом мог удовлетворить все энергетические потребности транспортного средства на воздушной подушке.
Так как эта машина создавалась исключительно в качестве экспериментального образца, серийно она не выпускалась. Не дошло так же до нашего времени и ни одного целого образца ГАЗ-16. Любители истории отечественной автомобильной промышленности могут увидеть лишь фрагмент этого АВП, хранящийся в Музее ОАО «ГАЗ».
Технические характеристики ГАЗ-16:
Производитель | Союз Советских Социалистических Республик ГАЗ, (Горький, СССР) |
Годы пр-ва | 1962 |
Дизайн | |
Тип(ы) кузова | 2-дв. купе (2-мест.) |
Массово-габаритные | |
Длина | 7505 мм |
Ширина | 3572 мм |
Высота | 1736 мм |
Клиренс | 150 мм |
Масса | 1800 кг |
Другое | |
Грузоподъёмность | 500 кг |