ГАЗ-М1Г
- Статья опубликована 24.08.2014 07:58
- Последняя правка произведена 24.08.2014 08:17

Как известно, самым лучшим видом топлива для автомобильного транспорта является бензин или дизель. Дело в том, что под них разработаны наиболее мощные и компактные моторы, которые просты в обслуживании, отлично выдерживают практически любой режим езды и могут быть установлены практически в любом месте шасси автомобиля. Однако, природные и техногенные катастрофы, военные конфликты и кризисные явления в экономике заставляют инженеров иногда экспериментировать, применяя в качестве топлива для автомобиля достаточно необычные его виды. Таким необычным топливом в тридцатые годы прошлого столетия стало твёрдое топливо: дрова, уголь, торф.
Названные горючие материалы используются в качестве топлива для двигателя автомобиля посредством газогенераторной установки, которая извлекает из твёрдых элементов горючий газ, который впоследствии и поступает в двигатель внутреннего сгорания. Использование твёрдого топлива является вынужденной мерой, к которой прибегают при отсутствии традиционного топлива, такого как бензин и солярка. При этом автомобили, оснащенные газогенераторными установками, по своим техническим характеристикам значительно проигрывают работающим исключительно на бензине или солярке собратьям.
Первыми опыты с использованием газогенераторных установок на автомобилях стали проводить немцы. Связанно это было с нехваткой обычного топлива в связи с Первой мировой войной и последовавшими за нею санкциями со стороны победителей. Так к 1941 году в Германии насчитывалось около 300 000 автомобилей оснащённых газогенераторными установками, во всей Европе по данным на 1938 год их ездило около 9 000 экземпляров.

В СССР же появление автомобилей с газогенераторами было связанно с последствиями Первой мировой и Гражданских воин, а так же с последовавшей за ними разрухи в хозяйстве страны. Первый советский автомобиль подобной конструкции был создан на базе шасси ФИАТ-15. Газогенераторную установку для него разработал и установил В.С.Наумов в 1928 году. А в 1934 состоялся первый в истории страны пробег автомобилей, оснащённых газогенераторными установками. В нём приняли участие ГАЗ-АА и ЗИС-5, которые успешно проехали по маршруту Москва — Ленинград — Москва.
Учитывая положительный опыт использования, а так же большой дефицит бензина и солярки, в 1936 году СНК СССР принял постановление о развитии производства в стране автомобилей и тракторов, оснащённых газогенераторными установками. В рамках этой программы и был создан легковой газогенераторный автомобиль ГАЗ-М1Г. Базой для него послужил широко распространённый в СССР автомобиль ГАЗ-М1, конструкцию которого переработали под использования твёрдого топлива специалисты Научного автотракторного института. Руководил работами И. Пельтцер, собран был опытный экземпляр машины в московском таксомоторном парке №92.

Конструкторы поместили газогенератор уже по сложившейся классической схеме сзади. Спереди же был смонтирован охладитель газа, для чего пришлось удлинить капот автомобиля. Работал газогенератор на дровах, при этом запуск двигателя занимал 5-6 минут из-за долгого розжига газогенератора. Двигатель ГАЗ-М1Г выдавал мощность 37 лошадиных сил и имел объём 3285 см3, а так же три передачи, осуществляемые при помощи конической шестерни. Машина могла принять на борт 5 пассажиров и имела массу в снаряжённом состоянии вес 1 600 килограммов. Автомобиль достигал максимальной скорости в 70 км/ч, запаса же топлива в 70 килограмм хватало на пробег длинной 200 км.
Машина получилась довольно удачной, что позволило в сентябре 1938 года А.И. Пельтцеру, А.Н. Понизовкину и Н.Д. Титову установить всесоюзный рекорд для газогенераторных автомобилей на дистанции 5000 километров в 60,96 км/ч, что превышало мировое достижение в этой сфере.
Не смотря на достаточно неплохие характеристики для газогенераторных автомобилей, ГАЗ-М1Г в серию не пошёл. Связанно это было с тем, что в стране бурными темпами развивалась нефтяная промышленность, а газогенераторные автомобили имели существенные технические недостатки, благодаря которым они значительно уступали автомобилям, ездившим на бензине и солярке, в комфортабельности, скорости, мощности и простоте технического обслуживания. Всего было выпущено, по разным источникам, от одного до ста экземпляров ГАЗ-М1Г. Известно, что один их них находится в частной коллекции и в настоящее время над ним проводятся реставрационные работы.
Технические характеристики ГАЗ-М1Г:
Число мест | 5 человек |
Двигатель | четырехтактный, газовый, |
Число цилиндров | 4 |
Рабочий объем | 3285 см3 |
Мощность | 37 л. с./26 кВт при 2800 об/мин |
Число передач | 3 |
Главная передача | конические шестерни |
Размер шин | 7,00-16 дюймов |
Длина | около 4700 мм |
Ширина | 1770 мм |
Высота | 1775 мм |
База | 2845 мм |
Колея | 1435 мм |
Масса в снаряженном состоянии | 1600 кг |
Запас топлива | 70 кг (на 200 км) |
Наибольшая скорость | 70 км/ч |