ГАЗ-М1Г

ГАЗ-М1Г ГАЗ-М1Г

Как известно, самым лучшим видом топлива для автомобильного транспорта является бензин или дизель. Дело в том, что под них разработаны наиболее мощные и компактные моторы, которые просты в обслуживании, отлично выдерживают практически любой режим езды и могут быть установлены практически в любом месте шасси автомобиля. Однако, природные и техногенные катастрофы, военные конфликты и кризисные явления в экономике заставляют инженеров иногда экспериментировать, применяя в качестве топлива для автомобиля достаточно необычные его виды. Таким необычным топливом в тридцатые годы прошлого столетия стало твёрдое топливо: дрова, уголь, торф.

Названные горючие материалы используются в качестве топлива для двигателя автомобиля посредством газогенераторной установки, которая извлекает из твёрдых элементов горючий газ, который впоследствии и поступает в двигатель внутреннего сгорания. Использование твёрдого топлива является вынужденной мерой, к которой прибегают при отсутствии традиционного топлива, такого как бензин и солярка. При этом автомобили, оснащенные газогенераторными установками, по своим техническим характеристикам значительно проигрывают работающим исключительно на бензине или солярке собратьям.

Первыми опыты с использованием газогенераторных установок на автомобилях стали проводить немцы. Связанно это было с нехваткой обычного топлива в связи с Первой мировой войной и последовавшими за нею санкциями со стороны победителей. Так к 1941 году в Германии насчитывалось около 300 000 автомобилей оснащённых газогенераторными установками, во всей Европе по данным на 1938 год их ездило около 9 000 экземпляров.

ГАЗ-М1Г ГАЗ-М1Г

В СССР же появление автомобилей с газогенераторами было связанно с последствиями Первой мировой и Гражданских воин, а так же с последовавшей за ними разрухи в хозяйстве страны. Первый советский автомобиль подобной конструкции был создан на базе шасси ФИАТ-15. Газогенераторную установку для него разработал и установил В.С.Наумов в 1928 году. А в 1934 состоялся первый в истории страны пробег автомобилей, оснащённых газогенераторными установками. В нём приняли участие ГАЗ-АА и ЗИС-5, которые успешно проехали по маршруту Москва — Ленинград — Москва.

Учитывая положительный опыт использования, а так же большой дефицит бензина и солярки, в 1936 году СНК СССР принял постановление о развитии производства в стране автомобилей и тракторов, оснащённых газогенераторными установками. В рамках этой программы и был создан легковой газогенераторный автомобиль ГАЗ-М1Г. Базой для него послужил широко распространённый в СССР автомобиль ГАЗ-М1, конструкцию которого переработали под использования твёрдого топлива специалисты Научного автотракторного института. Руководил работами И. Пельтцер, собран был опытный экземпляр машины в московском таксомоторном парке №92.

ГАЗ-М1Г ГАЗ-М1Г

Конструкторы поместили газогенератор уже по сложившейся классической схеме сзади. Спереди же был смонтирован охладитель газа, для чего пришлось удлинить капот автомобиля. Работал газогенератор на дровах, при этом запуск двигателя занимал 5-6 минут из-за долгого розжига газогенератора. Двигатель ГАЗ-М1Г выдавал мощность 37 лошадиных сил и имел объём 3285 см3, а так же три передачи, осуществляемые при помощи конической шестерни. Машина могла принять на борт 5 пассажиров и имела массу в снаряжённом состоянии вес 1 600 килограммов. Автомобиль достигал максимальной скорости в 70 км/ч, запаса же топлива в 70 килограмм хватало на пробег длинной 200 км.

Машина получилась довольно удачной, что позволило в сентябре 1938 года А.И. Пельтцеру, А.Н. Понизовкину и Н.Д. Титову установить всесоюзный рекорд для газогенераторных автомобилей на дистанции 5000 километров в 60,96 км/ч, что превышало мировое достижение в этой сфере.

Не смотря на достаточно неплохие характеристики для газогенераторных автомобилей, ГАЗ-М1Г в серию не пошёл. Связанно это было с тем, что в стране бурными темпами развивалась нефтяная промышленность, а газогенераторные автомобили имели существенные технические недостатки, благодаря которым они значительно уступали автомобилям, ездившим на бензине и солярке, в комфортабельности, скорости, мощности и простоте технического обслуживания. Всего было выпущено, по разным источникам, от одного до ста экземпляров ГАЗ-М1Г. Известно, что один их них находится в частной коллекции и в настоящее время над ним проводятся реставрационные работы.


Технические характеристики ГАЗ-М1Г:

Число мест5 человек
Двигательчетырехтактный, газовый,
Число цилиндров4
Рабочий объем3285 см3
Мощность37 л. с./26 кВт при 2800 об/мин
Число передач3
Главная передачаконические шестерни
Размер шин7,00-16 дюймов
Длинаоколо 4700 мм
Ширина1770 мм
Высота1775 мм
База2845 мм
Колея1435 мм
Масса в снаряженном состоянии1600 кг
Запас топлива70 кг (на 200 км)
Наибольшая скорость70 км/ч
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту