ХАДИ-7
- Статья опубликована 28.11.2014 18:37
- Последняя правка произведена 28.11.2014 18:57
Газотурбинный рекордный автомобиль, разработанный в ЛСА ХАДИ под руководством В. К. Никитина. Изначально проектировался с поршневым двигателем под названием "Харьков-7" в 1956-1959 гг. Конструкция шасси в целом продолжала тенденции, заложенные в предыдущих моделях "Харьков-3" и "Харьков-6". Основой шасси служила лонжеронная рама из труб диаметром 90 мм; кузовные панели были изготовлены из дюралюминия. Передняя подвеска – независимая, с пластинчатыми торсионами в качестве упругих элементов, задняя – зависимая, со стержневыми торсионами. Шины – 6,00-16", изготовленные по заказу в НИИШП. В конструкции ходовой части был использован ряд серийных узлов и деталей от ГАЗ-20 (амортизаторы, тормозные барабаны, колеса).
Двигатель – конструкции А. В. Сирятского: V-образный, восьмицилиндровый, с двумя нагнетателями, рабочим объемом 1974 см³. Коробка передач была сблокирована с главной передачей; в заднем мосту была предусмотрена пара сменных шестерен для быстрого изменения передаточного числа трансмиссии. Расчетная скорость составляла около 350 км/ч.
Ходовые испытания "Харькова-7" выявили необходимость доработки двигателя; помимо этого, возможность участия автомобиля в рекордных заездах ограничивалась на тот момент отсутствием трасс, на которых можно было бы с достаточной степенью безопасности развивать скорости свыше 300 км/ч. Ввиду этого "Харьков-7" в своем первоначальном варианте в рекордных заездах не использовался. В 1963 г. Никитиным, уже в ЛСА ХАДИ, было принято решение о создании на его основе газотурбинного рекордного автомобиля, получившего обозначение ХАДИ-7. В работе также приняли участие специалисты Харьковского авиационного института, по предложению которых в качестве силовой установки была использована серийная газовая турбина ГТД-350, выпускавшаяся для вертолетов Ми-2, – двухвальная, мощностью около 400 л. с.
В трансмиссию был включен редуктор, снижавший число оборотов, и удалена коробка передач. Изменилась форма фонаря над местом гонщика, а за ним был оборудован воздухозаборник. Выпускной трубопровод был выведен наверх, чтобы реактивная тяга отработавших газов не использовалась при движении. В остальном конструкция не изменилась. Расчетная скорость ХАДИ-7 составляла около 400 км/ч, однако из-за закрытия трассы на озере Баскунчак автомобиль принимал участие в рекордных заездах только со стартом с места в 1966-1972 гг. и в силу этого высоких средних скоростей не достигал.
В. К. Никитин установил на ХАДИ-7 в классе 2 группы VIII (газотурбинные автомобили массой 500-1000 кг) четыре всесоюзных рекорда скорости, из которых два являлись международными. На стадии проектирования также предусматривалась возможность участия в заездах в классе 3 (1000-1500 кг), однако в этой зачетной группе ХАДИ-7 не стартовал. В 1968-1978 гг. автомобиль неоднократно экспонировался на выставках научно-технического творчества молодежи (фото 3), а также за рубежом (Чехословакия, Канада, США, Италия, Куба). ХАДИ-7 сохранился до настоящего времени, являясь экспонатом музея ХАДИ, и в настоящее время проходит реставрацию.
Технические характеристики Хади-7:
"Харьков-7" | ХАДИ-7 | |
сухая | ? | 760 |
снаряженная | 850 | 840 |
полная | ? | ? |
Максимальная скорость, км/ч | 350 | 400 |
Двигатель: | ||
Марка и модель | ГТД-350 | |
Компоновка | V-образный | |
Число цилиндров | 8 | |
Число тактов | 4 | |
Клапанный механизм | DOHC | |
Диаметр цилиндра, мм | 68 | |
Ход поршня, мм | 68 | |
Рабочий объем, см³ | 1974 | |
Степень сжатия | 8,0 | |
Мощность, л. с. (при об/мин) | 340 (6500) | 400 (45000) |
Расположение | заднее | заднее |
Число карбюраторов | 2 | |
Число передач | 5 | 1 |
Шасси | трубчатая лонжеронная рама | трубчатая лонжеронная рама |
Габариты, мм: | ||
Длина | 5000 | 5000 |
Ширина | 1600 | 1600 |
Высота | 900 | 900 |
Колея передних колес, мм | 1220 | 1220 |
База, мм | 2600 | 2600 |
Тип передних тормозов | барабанные | барабанные |
Тип задних тормозов | барабанные | барабанные |
Передние шины | 6,00-16" | 6,00-16" |
Задние шины | 6,00-16" | 6,00-16" |
Передняя подвеска | независимая, торсионная | независимая, торсионная |
Задняя подвеска | зависимая, торсионная | зависимая, торсионная |
По материалам сайта: ussr-autosport.ru