Хади-9
- Статья опубликована 26.01.2015 16:47
- Последняя правка произведена 29.01.2017 03:47
История сверхскоростного турбореактивного автомобиля ХАДИ-9 - это грустная повесть о том, как автомобиль, созданный для преодоления сверхзвуковой скорости на земле, так и не реализовал заложенного в нём потенциала по причине отсутствия в стране подходящей для этого трассы. Но, обо всём по порядку.
В начале 50-х годов возглавить Лабораторию Скоростных Автомобилей при Харьковском автомобильно-дорожном институте (ХАДИ) был приглашён В.К. Никитин – автогонщик и конструктор-одиночка, известный в то время своими скоростными автомобилями «Харьков». В ЛСА, под руководством Никитина, студенты ХАДИ начали заниматься разработкой своих гоночных автомобилей, в итоге, создав целый ряд интересных машин: ХАДИ-1, 2, 3, 4, 5, 7 и 8. Но речь сейчас не о них.
Весной 1968 г. Никитин со своими студентами начал работать над грандиозным проектом – машиной, которая должна была развить неслыханную скорость – 1200 км/ч и преодолеть звуковой барьер на земле. Так, пока ещё лишь на бумаге, началась история ХАДИ-9. Поскольку Никитин понимал, что для создания турбореактивного автомобиля знаний студентов ХАДИ было недостаточно, он привлёк к работе старшекурсников Харьковского авиационного и Харьковского художественно-промышленного институтов. И дело пошло.
Нужно отметить, что с самого начала работы над ХАДИ-9 победы Никитина и его коллектива чередовались с разочарованиями. Например, в октябре 1970 г., когда харьковский сверхзвуковой автомобиль ещё только разрабатывался на бумаге, известный американский автогонщик хорватского происхождения, Гари Габелич, на своей сухопутной ракете "Blue Flame" преодолел скоростной рубеж в 1000 км/ч. Команда Никитина приуныла, но не отступила. В 1979 г., когда ХАДИ-9 только начинал проходить испытания, из США пришла весть, что некий американский автогонщик развил сверхзвуковую скорость на автомобиле Budweiser. Информация эта потом была опровергнута, но всё же, появилось чувство, что ещё немного, и американцы преодолеют звуковой барьер на суше.
Но вернёмся в 1978 год, когда ХАДИ-9 обрёл материальное воплощение в металле и посмотрим, что же представлял собой этот автомобиль. Внешне машина больше напоминала ракету или фюзеляж реактивного самолёта длиной 11,5 метров. Несущей структурой являлась пространственная сварная рама из труб, на которой жестко крепились стеклопластиковые кузовные панели, воспринимавшие нагрузки вместе с рамой.
Задние колёса были вынесены по сторонам, достаточно далеко от корпуса (расстояние между ними составляло 3 метра), а передние колёса были расположены под рамой на минимальном расстоянии друг от друга (необходимость установки двух передних колес вместо одного диктовалась требованиями FIA, признававшей автомобилем транспортное средство не менее чем на четырех колесах). В задней части рамы был установлен турбореактивный двигатель от истребителя МиГ-19.
Первые ходовые испытания ХАДИ-9 проводились на аэродромах под Чугуевском и Волгоградом, а чуть позже машина была опробована на участках соляного озера Баскунчак. Пробные заезды показали, что при наличии подходящей трассы, машина может развить скорость 700 – 800 км/ч, но преодоление скорости звука оставалось под большим вопросом. ХАДИ-9 был легче своих американских аналогов, однако, проигрывал им в силе тяги. Но не было в стране трассы пригодной для достижения даже плановых 700 км/ч, что уж говорить о сверхзвуке! Поэтому, никто не знает, какова была бы реальная скорость ХАДИ-9, получи машина шанс разогнаться до предела.
В том же, 1978 году автомобиль ХАДИ-9 экспонировался на ВДНХ в рамках выставки научно-технического творчества молодёжи. Внешний вид машины был несколько изменён: корпус (или фюзеляж?) получил более плавные и округлые очертания. Казалось бы, конец истории, но в 1983 г. ХАДИ-9 снялся в художественном фильме «Скорость» с Дмитрием Харатьяном в роли молодого изобретателя. Единственный заезд автомобиля произошел во время съемок фильма всё на том же на соляном озере Баскунчак и был оплачен из бюджета фильма, попыток установить рекорд не предпринималось. Однако, бытует слух о том, что во время съёмок был ещё один заезд: пилоты в тайне ото всех прокатились на ХАДИ-9 и разогнали машину до 500 км/ч.
А вот и печальный конец истории. После съёмок «Скорости» ХАДИ-9 вернули в Харьковский автомобильно-дорожный институт, на задворках которого машина простояла долгие годы. Про неё даже забыли, а когда вспомнили, решив превратить в музейный экспонат, было поздно. Во время заезда на озере Баскунчак автомобиль изрядно пропитался соляным раствором – рапой, а смыть губительную соль позабыли. В итоге, коррозия превратила уникальную машину в груду проржавевшего металлолома.
Технические характеристики ХАДИ-9:
Год создания | 1969-78 |
Длина, мм. | 11500 |
Ширина, мм. | 3800 |
Высота, мм. | 2500 |
Двигатель | турбореактивный «РД-9БФ» |
Тяга кг. | 3800 на форсаже |
Несущая система | пространственная сварная трубчатая ферма |
Кузов | стеклопластиковый, соединённый неразъемно с рамой и воспринимающей вместе с ней нагрузку |
Вес автомобиля, кг | 2500 |
Расчётная максимальная скорость, км/ч | 1200 |
По материалам сайта: ussrtoscale.com