Харьков-6

Харьков-6 Харьков-6

Рекордный автомобиль класса до 2000 см³, спроектированный и построенный В. К. Никитиным в 1952 г. В целом повторял конструкцию предыдущей модели "Харьков-3" и ее усовершенствованных модификаций, однако отличался лучшими аэродинамическими свойствами и новым двигателем конструкции А. В. Сирятского. Двигатель базировался на серийном блоке цилиндров и кривошипно-шатунном механизме ГАЗ-20, однако его рабочий объем был уменьшен до 1970 см³. Данный двигатель стал первым в отечественном автомобилестроении, имевшим два распределительных вала в головке блока цилиндров (схема DOHC). Привод распределительных валов – цепной. Система зажигания – от магнето. Система смазки – с сухим картером. Подача горючей смеси в цилиндры осуществлялась при помощи нагнетателя коловратного типа. В конструкции ходовой части также широко использовались узлы от ГАЗ-20 – коробка передач, задний мост, подвеска, – а рама была изготовлена из серийной рамы ГАЗ-М1.

Среди других его особенностей: алюминиевый кузов, заднее расположение двигателя, система смазки с сухим картером, цепной привод распределительных валов, лопаточный нагнетатель горючей смеси.

После прихода Никитина на работу в ЛСА ХАДИ "Харьков-6" был усовершенствован при помощи работников лаборатории. Так, вместо одного нагнетателя были установлены два. "Харьков-6" участвовал в рекордных заездах под управлением В. К. Никитина в 1952-1956 гг.; всего на нем было установлено восемь всесоюзных рекордов скорости.

Выдержка из статьи "Рекордные старты Харькова". В. Захаров

Весной и летом 1952 г. В. Никитин не участвовал в соревнованиях. В этот период он при непосредственном участии А. Сирятского закончил постройку и приступил к испытаниям совершенно нового рекордного автомобиля «Харьков-6», на котором был установлен созданный в клубе мощный четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 1970 см3.

И хотя «шестерка» несколько потяжелела (масса ее в снаряженном состоянии теперь составляла 1 т), но первые же испытания, проведенные на Симферопольском шоссе в районе Мелитополя, дали хорошие результаты. Двигатель мощностью 200 л. с. оправдал надежды, и осенью, 11 сентября 1952 г., на той же трассе В. Никитин поднимает «потолок» абсолютного рекорда скорости до отметки 203,27 км/ч.

Однако этому рекорду суждено было продержаться всего несколько часов, ровно столько, сколько понадобилось И. Помогайбо, чтобы подготовить свой автомобиль «Дзержинец» к старту. Два заезда — и новый абсолютный рекорд стал равен 215,18 км/ч. Через полтора месяца этот результат удалось повторить А. Амбро- сенкову на автомобиле «Звезда», и харьковские гонщики решили превысить этот результат.

9 ноября 1952 г. «Харьков-6» и «Дзержинец» стартовали на степном участке Симферопольского шоссе на дистанции 10 км. Эти соревнования стали победными для И. Помогайбо, но все же последнее «рекордное» слово осталось за его неутомимым земляком.

Харьков-6 Харьков-6

В. Никитин привез «Харьков-6» на трассу под г. Джанкоем 10 декабря 1952 г. и стартовал с хода на самой короткой дистанции 1 км. По сумме двух заездов «шестерка» показала отличный результат — 280,156 км/ч. Этот абсолютный рекорд скорости продержался незыблемым десять лет! Это — наивысшая скорость, показанная на спортивном автомобиле на обычном шоссе. Крымская трасса была рекордной для В. Никитина и в последующие годы: 14 июня 1953 г. на дистанции 10 км со стартом с хода ведомый им «Харьков-6» достиг рекордной скорости — 222,689 км/ч, 13 декабря (на той же дистанции) — 256,228 км/ч, что в тот пе- риод превышало официальный международный рекорд; 20 июня 1954 г. (на дистанции 5 км) — 252,773 км/ч. Последний раз В. Никитин вывел свой «Харьков-6» на старт пятидесятикнлометровой дистанции на Минском шоссе летом 1955 г. 218,7 км/ч — этот рекорд вот уже более трех десятилетий не превзойден никем из советских гонщиков, а всего за 5 лет В. Никитиным было установлено двадцать два всесоюзных рекорда скорости, шесть из которых являлись абсолютными у нас в стране. Все эти результаты были достигнуты на рекордных автомобилях «Харьков» и являлись первым этапом спортивной биографии харьковского конструктора и гонщика, перешедшего в дальнейшем на работу в лабораторию скоростных автомобилей ХАДИ.


Технические характеристики Харьков-6:

Масса, кг (снаряженная)1000
Максимальная скорость, км/ч300
ДвигательМарка и модель собств. конструкции
Число цилиндров4
Число тактов4
Клапанный механизмDOHC
Рабочий объем, см?1970
Степень сжатия8,5
Мощность, л. с. (при об/мин)200 (6000)
Расположениезаднее
Число передач3
Шасситрубчатая лонжеронная рама
Габариты, мм.
Длина5700
Ширина1350
Высота960
Колея передних колес, мм1190
База, мм3200
Тип передних тормозовбарабанные
Тип задних тормозовбарабанные
Передние шины6,00-16"
Задние шины6,00-16"
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорная
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту