Харьков-6
- Статья опубликована 23.11.2014 15:52
- Последняя правка произведена 23.11.2014 16:34
Рекордный автомобиль класса до 2000 см³, спроектированный и построенный В. К. Никитиным в 1952 г. В целом повторял конструкцию предыдущей модели "Харьков-3" и ее усовершенствованных модификаций, однако отличался лучшими аэродинамическими свойствами и новым двигателем конструкции А. В. Сирятского. Двигатель базировался на серийном блоке цилиндров и кривошипно-шатунном механизме ГАЗ-20, однако его рабочий объем был уменьшен до 1970 см³. Данный двигатель стал первым в отечественном автомобилестроении, имевшим два распределительных вала в головке блока цилиндров (схема DOHC). Привод распределительных валов – цепной. Система зажигания – от магнето. Система смазки – с сухим картером. Подача горючей смеси в цилиндры осуществлялась при помощи нагнетателя коловратного типа. В конструкции ходовой части также широко использовались узлы от ГАЗ-20 – коробка передач, задний мост, подвеска, – а рама была изготовлена из серийной рамы ГАЗ-М1.
Среди других его особенностей: алюминиевый кузов, заднее расположение двигателя, система смазки с сухим картером, цепной привод распределительных валов, лопаточный нагнетатель горючей смеси.
После прихода Никитина на работу в ЛСА ХАДИ "Харьков-6" был усовершенствован при помощи работников лаборатории. Так, вместо одного нагнетателя были установлены два. "Харьков-6" участвовал в рекордных заездах под управлением В. К. Никитина в 1952-1956 гг.; всего на нем было установлено восемь всесоюзных рекордов скорости.
Выдержка из статьи "Рекордные старты Харькова". В. Захаров
Весной и летом 1952 г. В. Никитин не участвовал в соревнованиях. В этот период он при непосредственном участии А. Сирятского закончил постройку и приступил к испытаниям совершенно нового рекордного автомобиля «Харьков-6», на котором был установлен созданный в клубе мощный четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 1970 см3.
И хотя «шестерка» несколько потяжелела (масса ее в снаряженном состоянии теперь составляла 1 т), но первые же испытания, проведенные на Симферопольском шоссе в районе Мелитополя, дали хорошие результаты. Двигатель мощностью 200 л. с. оправдал надежды, и осенью, 11 сентября 1952 г., на той же трассе В. Никитин поднимает «потолок» абсолютного рекорда скорости до отметки 203,27 км/ч.
Однако этому рекорду суждено было продержаться всего несколько часов, ровно столько, сколько понадобилось И. Помогайбо, чтобы подготовить свой автомобиль «Дзержинец» к старту. Два заезда — и новый абсолютный рекорд стал равен 215,18 км/ч. Через полтора месяца этот результат удалось повторить А. Амбро- сенкову на автомобиле «Звезда», и харьковские гонщики решили превысить этот результат.
9 ноября 1952 г. «Харьков-6» и «Дзержинец» стартовали на степном участке Симферопольского шоссе на дистанции 10 км. Эти соревнования стали победными для И. Помогайбо, но все же последнее «рекордное» слово осталось за его неутомимым земляком.
В. Никитин привез «Харьков-6» на трассу под г. Джанкоем 10 декабря 1952 г. и стартовал с хода на самой короткой дистанции 1 км. По сумме двух заездов «шестерка» показала отличный результат — 280,156 км/ч. Этот абсолютный рекорд скорости продержался незыблемым десять лет! Это — наивысшая скорость, показанная на спортивном автомобиле на обычном шоссе. Крымская трасса была рекордной для В. Никитина и в последующие годы: 14 июня 1953 г. на дистанции 10 км со стартом с хода ведомый им «Харьков-6» достиг рекордной скорости — 222,689 км/ч, 13 декабря (на той же дистанции) — 256,228 км/ч, что в тот пе- риод превышало официальный международный рекорд; 20 июня 1954 г. (на дистанции 5 км) — 252,773 км/ч. Последний раз В. Никитин вывел свой «Харьков-6» на старт пятидесятикнлометровой дистанции на Минском шоссе летом 1955 г. 218,7 км/ч — этот рекорд вот уже более трех десятилетий не превзойден никем из советских гонщиков, а всего за 5 лет В. Никитиным было установлено двадцать два всесоюзных рекорда скорости, шесть из которых являлись абсолютными у нас в стране. Все эти результаты были достигнуты на рекордных автомобилях «Харьков» и являлись первым этапом спортивной биографии харьковского конструктора и гонщика, перешедшего в дальнейшем на работу в лабораторию скоростных автомобилей ХАДИ.
Технические характеристики Харьков-6:
Масса, кг (снаряженная) | 1000 |
Максимальная скорость, км/ч | 300 |
Двигатель | Марка и модель собств. конструкции |
Число цилиндров | 4 |
Число тактов | 4 |
Клапанный механизм | DOHC |
Рабочий объем, см? | 1970 |
Степень сжатия | 8,5 |
Мощность, л. с. (при об/мин) | 200 (6000) |
Расположение | заднее |
Число передач | 3 |
Шасси | трубчатая лонжеронная рама |
Габариты, мм | . |
Длина | 5700 |
Ширина | 1350 |
Высота | 960 |
Колея передних колес, мм | 1190 |
База, мм | 3200 |
Тип передних тормозов | барабанные |
Тип задних тормозов | барабанные |
Передние шины | 6,00-16" |
Задние шины | 6,00-16" |
Передняя подвеска | независимая, пружинная |
Задняя подвеска | зависимая, рессорная |