ЛАЗ-4202
- Статья опубликована 03.08.2015 16:01
- Последняя правка произведена 03.08.2015 16:01
ЛАЗ-4202 — серийный городской автобус среднего класса семейства автобусов ЛАЗ, выпускавшийся Львовским автобусным заводом с 1978 года. Однако в том году удалось собрать лишь 2 образца, в следующем 11 экземпляров, а в 1980-м году 15 экземпляров. Первые опытные экземпляры появились ещё в начале семидесятых годов, когда ориентированный на двигатель ЗИЛ-375 (как и у ЛАЗ-699) проект автобуса ЛАЗ-698 свернули окончательно, а на КамАЗе (в расчёте также и на других потребителей) создавалось производство экономичных по цене топлива и конструкции дизельных двигателей, превосходящее потребности самого КамАЗа. ЛАЗ-4202 получил 180-сильный двигатель "младшей" серии КамАЗ-7401-05, ввиду больших размеров которого традиционная компоновка городского автобуса изменилась - двери стали располагаться не в свесах, а в переднем свесе и в базе.
Первый дизельный автобус в небольших количествах попадал в некоторые автопарки страны, где вызвал массу нареканий со стороны эксплуатационников. Работающий совместно с автоматической гидромеханической коробкой передач двигатель КамАЗа не подходил для эксплуатации в городских условиях. В процессе эксплуатации были выявлены существенные недоработки в конструкции несущего кузова — он расшатывался буквально за 2—3 месяца. При таких условиях средний срок службы автобуса составлял 3—4 года.
Один из первых ЛАЗ-4202 проходил испытания в 5 автобусном парке Москвы.
В 1983 году ЛАЗ-4202 был снят с производства и заменён его альтернативным вариантом пригородного назначения ЛАЗ-42021 (позже ЛАЗ-4207 и ЛАЗ-42071). Именно в этой серии автобус знаком пассажирам в большей степени. В своей основе это был модернизированный ЛАЗ-4202, у которого постарались максимально укрепить слабый кузов и заменили автоматическую КПП на механическую. Однако «вылечить» слабую электропроводку так и не смогли. Обновлённый автобус получил другие задние фонари и ряд других мелких деталей.
В конце 80-х годов появилось несколько опытных заводских пригородных и междугородных модификаций. Фактически эти разработки отразились лишь в небольшой партии междугородних автобусов, изготовленных в начале 90-х годов. Стоит также отметить, что компоновка ЛАЗ-4202 легла в основу передвижного кафе ЛАЗ-4969.
В 1993 году все модификации ЛАЗ-42021 были сняты с производства, однако черты этого автобуса узнаются в некоторых моделях ЛАЗа по сей день.
Еще несколько лет автобус продолжали выпускать небольшими партиями на Конотопском вертолеторемонтном заводе. В Конотопе выпускали также междугородную версию автобуса - ЛАЗ-420212. У этой машины обе автоматические двери были заменены ручными. По этой причине дверные проемы стали уже, а между дверями располагалось не два, как у стандартных ЛАЗ-42021, а три окна.
Технические характеристики ЛАЗ-4202:
Выпускался, гг | 1978—1993 |
Полная масса, т | 13 400 |
Снаряжённая масса, т | 8 600 |
Класс автобуса | высокопольный большой вместимости |
Вместимость, чел. | |
Мест для сидения | 25 |
Номинальная вместимость (5 чел/м²) | 69 |
Полная вместимость (8 чел/м²) | 95 |
Габариты | |
Колея передних колёс, мм | 2 100 |
Колея задних колёс, мм | 1 880 |
Длина, мм | 9 700 |
Ширина, мм | 2 500 |
Высота по крыше, мм | 2 945 |
База, мм | 4 370 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Формула дверей | 4–4–0 |
Двигатель | |
Модель двигателя | КамАЗ-7401-05 |
Тип топлива | дизельное |
Мощность, л.с. | 180 |
Крутящий момент, Н·м | 539 |
Трансмиссия | |
Модель коробки передач | ГМП-3, ЯМЗ-141 |