ЛАЗ 5252
- Статья опубликована 03.09.2015 06:40
- Последняя правка произведена 09.09.2015 03:57
ЛАЗ 5252 — группа модификаций городских автобусов большой вместимости, выпускавшаяся с 1992 по 2006 года Львовским автобусным заводом. Эта модель стала дальнейшим развитием неудачного автобуса ЛАЗ-4202. С 1994 по 2006 год выпускался также и троллейбус ЛАЗ 52522.
История
Проектирование этого автобуса своими корнями уходит ещё в середину 1970-х годов. В 1977—1978 годах Всесоюзным контрукторско-экспериментальным институтом автобусостроения во Львове был построен самый первый ЛАЗ-5252. Тогда этот автобус оснащался советскими двигателями, занимавших большую часть задней площадки. В конце 1970-х годов институтом был разработан и будущий ЛиАЗ-5256, выпускаемой Ликинский автобусным заводом с середины 1980-х годов и по сей день; однако путь до конвейера у ЛАЗа-5252 оказался гораздо длиннее, поскольку в то время доминировали городские Ikarus 260 и Ikarus 280, и несколько междугородных моделей Икарусов.
Руководство Львовского автобусного завода тормозило развитие и производство моделей ЛАЗ 5252, поскольку сборка старых ЛАЗ-695, ЛАЗ-697, ЛАЗ 699 и других была куда более лёгким делом. А КАвЗ, на котором планировалось освоить производство ЛАЗ 5252, в 1980-х годах нуждался в переоборудовании.
Ситуация с транспортным обеспечением значительно ухудшилась, когда Советский союз распался, и Украина провозгласила независимость. В результате поставки автобусов марки Ikarus прекратились, а своего автобуса большой вместимости (80—100 пассажиров) в Украине не было. Тогда серийный выпуск ЛАЗ 5252 вынуждены были наладить довольно быстро. Правда, поскольку многие из этих автобусов собирались на скорую руку, в них впоследствии было обнаружено большое количество недоработок и дефектов. Осенью 1992 года были спроектированы троллейбусы ЛАЗ 52522 на базе автобусов ЛАЗ 52521 и ЛАЗ 52523 различных модификаций; первый троллейбус был оставлен во Львове под номером 001, он работал до 2008 года. Троллейбусы ЛАЗ 52522 массово выпускались только для Львова, модификации автобуса ЛАЗ 5252 были распространены по всей Украине.
В 1990-е годы ЛАЗ попал в трудное положение из-за того, что у него не было постоянных поставщиков двигателей, а двигатели ЗИЛ и КАМАЗ больше не поставлялись во Львов. Поэтому модификации ЛАЗ 5252 имели разные двигатели, которыми, собственно, только и отличались. Все двигатели требовали большого моторного отсека, поэтому задние двери в поздних модификациях становились одностворчатыми. Троллейбусы ЛАЗ 52522 оснащались двигателем ЭД 138АУ2 от Электротяжмаша (Харьков); двигатель в них располагался в центральной части под полом, поэтому задние двери троллейбуса остались двустворчатыми.
В конце 1990-х годов ЛАЗ 5252 показали свою ненадёжность (частые мелкие поломки), общее низкое качество исполнения и ненадежность силовых агрегатов: повторялась история с предшественником ЛАЗ 5252 — ЛАЗ-4202. Троллейбусы 52522 имели схожие проблемы и не могли конкурировать с качественными и дешевыми ЮМЗ Т2, что с 1993 года выпускались на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске. В конце 90-х годов выходили новые модификации — ЛАЗ 52527, ЛАЗ 52523 и ЛАЗ 52528. В 1995 году Харьковский вагоноремонтный завод освоил выпуск автобуса ХАРЗ 5259 «Харьковчанин», который почти полностью внутри и снаружи был «списан» с ЛАЗ 5252, но этот автобус был выпущен только в 6 экземплярах.
В 2002 году начался рестайлинг моделей ЛАЗ 5252, в основном были обновлены автобусы ЛАЗ 52527 и ЛАЗ-52528. ЛАЗ 52527 (старого типа) поставлялся в Киев в конце 90-х, пройдя рестайлинг, целая партия ЛАЗ 52528 с 2006 года работает в Львове на автобусном маршруте № 5. ЛАЗ 52528 имел большую цену и мощный российский двигатель ЯМЗ 236НЕ, тем и отличался от 52527 модели. Рестайлинг троллейбусов начался на два года позже, после того, как ЛАЗ изготовил рестайлинговый ЛАЗ 52522, обменяв его на списанный львовский троллейбус старого варианта № 008. Новому троллейбусу достался парковый номер 008, под которым он и сейчас работает во Львове.
В 2004 году начал выпускаться ЛАЗ А183 «СитиЛАЗ» — 12-метровый преемник ЛАЗ 5252, очень скоро вошедший в производство, и сочлененный ЛАЗ А292. ЛАЗ 52528 и ЛАЗ 52527 держались на конвейере ещё год, до 2005, пока их производство было полностью прекращено. Троллейбус ЛАЗ 52522 задержался на конвейере ещё на год, последние рестайлинговые модели 2006 года выпуска были отправлены в Тернополь; всего было выпущено 85 троллейбусов ЛАЗ 52522.
Модельный ряд ЛАЗ-5252 и его модификации
В течение производства ЛАЗ 5252 в 1992—2006 годов было выпущено 8 автобусных и 1 троллейбусная модификация (52522). Эти модели внешне почти не отличаются друг от друга (за исключением количества створок дверей и объёма моторотсеков); отличаются они только двигателями. Годы производства ЛАЗ 5252 и его модификаций — это в основном середина-конец 90-х. ЛАЗ 52522 (троллейбус) считается равноправной модификацией ЛАЗ 5252.
ЛАЗ 5252 — базовая модель с советским двигателем.
ЛАЗ 52521 — самая первая модификация ЛАЗ 5252. Автобус оснащался двигателем КАМАЗ −7408.10; имел задние одностворчатые двери. Этот автобус массово не выпускался из-за ненадежности силовых агрегатов, что было свойственно и предшественнику 5252 ЛАЗ 4202.
ЛАЗ 52522 — троллейбус на базе модификаций ЛАЗ 5252, который был спроектирован в конце 1992 года и пошёл в серийное производство с 1994 года. Эти машины имели множество недостатков, которые имели ЛАЗ 5252, в частности быстрая коррозия кузова и мелкие поломки электрооборудования. Первая серия выпускалась до 1998 года. Рестайлинг троллейбусов 52522 начался в 2004 году, до 2006 года было выпущено 10 новых машин. С 2006 года их заменил ЭлектроЛАЗ-183.
ЛАЗ 52523 — автобус с двигателем Renault MIDR 06.02.26, ЛАЗ применил двигатель Renault из-за того, что российские двигатели ЯМЗ, КАМАЗ и ЗИЛ в то время были очень объёмными и ненадёжными. Он выпускался с 1992 года до конца 90-х; поставлялся в различные города Украины, а также в некоторые города Российской Федерации.
ЛАЗ 52523 — более дешевый вариант автобуса ЛАЗ-52523 с двигателем ЯМЗ-236А. В конце 90-х он начал выпускаться как 52528.
ЛАЗ 52524 — автобус с двигателем MAN; эта модель не получила широкого распространения.
ЛАЗ 52527 — обновлённый автобус с двигателем RABA D10TL160 E2; выпуск 1998—2005; этот автобус имел определенные элементы рестайлинга и держался на конвейере до 2005 года, вместе с 52528.
ЛАЗ 52528 — рестайлинг ЛАЗ 5252 с двигателем ЯМЗ-236А (с турбонаддувом); задние двери одностворчатые. Цена автобусов стала выше из-за новых конструкционных материалов и более мощного двигателя. Иногда он фигурировал как ЛАЗ А172 в документации завода; выпускался до 2005 года, пока его не заменили СитиЛАЗ.
ЛАЗ 52528 — с двигателем ЯМЗ 236А, это тот же автобус ЛАЗ 52523, получивший индекс ЛАЗ 52528.
ЛАЗ 52529 — с двигателем Cummins С220, выпускался небольшими партиями.
ЛАЗ 5252 и его элементы были применены и на других автобусах Львовского производства:
ЛАЗ Лайнер 12 — междугородный и туристический автобус нового поколения ЛАЗ, близкий к ЛАЗ 5252; оснащенный тахографом
ХАРЗ 5259 — автобус Харьковского вагоноремонтного завода (выпускался в 1995 году), одинаковый с 5252 по габаритам.
Преемники ЛАЗ 5252 в модельном ряду ЛАЗ
ЛАЗ А183 — 12-метровый низкопольный городской ЛАЗ, который заменил 5252.
ЛАЗ А292 — 18-метровый низкопольный двухсекционный городской ЛАЗ, сочленённая версия А183
ЭлектроЛАЗ-183 — 12-метровый низкопольный троллейбус ЛАЗ, который пришёл на смену ЛАЗ 52522.
ЭлектроЛАЗ-301 — 18-метровый низкопольный двухсекционный троллейбус ЛАЗ, сочленённая версия ЛАЗ Е183.
Технические характеристики ЛАЗ-5252:
Выпускался, гг | 1992-2006 |
Полная масса, т | 17070 |
Снаряжённая масса, т | 10400 |
Класс автобуса | городской |
Вместимость, чел. | |
Мест для сидения | 26, 27, 28 |
Полная вместимость (8 чел/м²) | 95, 97, 98, 100 |
Габариты | |
Длина, мм | 11120 (экспериментальные) / 11440 (почти все модели) |
Ширина, мм | 2500 |
Высота по крыше, мм | 3075 (у троллейбуса выше) |
База, мм | 5470 |
Двигатель | |
Мощность, л.с. | 169 … 192 |