МЗМА-400
- Статья опубликована 07.05.2015 01:09
- Последняя правка произведена 07.05.2015 01:21
Не смотря на то, что советский автопром был жёстко ориентирован на государственные нужды и в первую очередь на армию, в СССР производились и легковые автомобили, предназначенные и для использования населением. Количество таких автомобилей было ограниченно, но позже, к 80-м года прошлого века из таких проектов выросло массовое легковое автомобилестроение.
Одним из первых автомобилей, ставшим, впоследствии прародителем популярнейшего в народе семейства «Москвич» стала малолитражка МЗМА-400. Машины под названием МЗМА производились на Московском Заводе Микролитражных Автомобилей. До войны этот завод назывался Автозавод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи и специализировался как раз на выпуске легковых автомобилей ориентированных на удовлетворение нужд граждан.
В 1940-41 годах МЗМА выпускал малолитражки КИМ 10–50. Всего было выпущено 500 экземпляров этого двухдверного седана, оснащённого двигателем объёмом 1,1 литра и мощностью 30 лошадиных сил. Однако начавшаяся война это производство прекратила, и после её окончания оно так же не было возобновлено, так как советская автомобилестроительная промышленность пошла по иному пути развития.
Дело всё в том, что в ходе боевых действий в руки советских войск попало большое количество трофейной техники, производственных мощностей и технической документации немцев. Так, в частности, в зоне советской оккупации оказалась часть заводов фирмы «Опель». Здесь в довоенные годы производился выпуск двухдверного седана Opel Kadett К-38, который был уменьшенной копией другой модели компании – Olуmpia. Kadеtt имел на вооружении двигатель, аналогичный названному автомобилю, но ход его поршня был уменьшен с 90 до 75 мм.
Советским руководством было принято решение оборудование, использовавшееся при производстве немецкого автомобиля демонтировать и доставить в Москву, куда оно и прибыло в 1946 году. При этом во время его перевозки были утеряны кузовные штампы дверей. Пришлось срочно размонтировать в Германии кузовные штампы для дверей Olуmpia и отправлять их в столицу СССР. В результате будущий «Москвич» стал четврёхдверным, хотя изначально планировалось, что это будет двухдверная модель. Переработка базового Opel Kadett и его адаптация под советские требования не заняла много времени и 4 декабря 1946 года на свет появился новый автомобиль.
Новинка официально называлась МЗМА-400 и имела много конструктивных черт, позаимствованных у немецкой машины. Так, в отличие от полностью советской «Победы», рычаг коробки переключения передач здесь был расположен не на рулевой колонке, а между водительским и пассажирскими сиденьями. Только в 1951 году его поставили на привычное для водителей того времени место. Кроме того, рядом с рычагом переключения КПП находился и рычаг ручного тормоза. Под приборную панель его переместили в 1952 году. Автомобиль так же оснащался независимой подвеской передних колёс, при этом их ступицей служили изготовленные из чугуна тормозные барабаны.
Машина оснащалась нижнеклапанным мотором рабочим объёмом 1073,54 куб. см. Он развивал мощность в 23 лошадиных силы. В дальнейшем он стал базовым для всех автомобилей, выпускавшихся под маркой «Москвич» вплоть до 408-ой модели. Известны случаи его установки и на «Москвич-2138». Двигатель весил вполне приличные 136 килограммов и это не смотря на малый рабочий объём.
КПП здесь была трёхступенчатой и не имела синхронизаторов. Сцепление было одно дисковое, сухое. Главная одинарна коническая передача имела передаточное отношение аж 5,14:1, благодаря чему автомобиль мог преодолевать даже крутые подъёмы всего лишь на второй передаче. Однако при затяжных подъёмах бензонасос автомобиля не справлялся с нагрузками, что приводило к перебоям в работе двигателя.
Высоким качеством отличался карбюратор К-24 установленный на этом «Москвиче. Карбюратор оснащался сетчатыми фильтрами, а его конструкция была заимствована у немецкого карбюратора, созданного на базе американского Carter W-0-5395Стоит отметить, что в оригинальной заводской системе номенклатуры тех лет автомобиль назывался «Москвич-400-420»: первым шёл номер двигателя, вторым — кузова.
Электрооборудование первого «Москвича» было шестивольтовым. Так как емкости отечественного аккумулятора 3СТ-60 иногда не хватало для того, что бы раскрутить скопированный с немецкого образца фирмы «Бош» стартер СТ28, то заводился мотор автомобиля нестабильно. Все неприятности закончились, когда на смену скопированному стартеру пришёл отечественный, производство которого наладили на московском заводе АТЭ-1
Оснащение автомобиля не предусматривало наличие в нём радиоприемника, а стеклоочистители в нём работали не на электричестве, а при помощи гибкого вала от двигателя. Отсутствовали так же и указатели поворота, поэтому водителю приходилось высовывать руку в окно и ею сигнализировать о своём намерении совершить поворот. Самым большим неудобством в эксплуатации четырёхсотого «Москвича» было отсутствие у него печки. Так что зимой приходилось в некоторых случаях машину ставить в гараж.
Кузов «Москвич-400» был изготовлен по несущей схеме и отличался исключительной прочностью. При этом он хорошо противостоял коррозии, что породило даже слухи о том, что он изготовлялся из лужённой стали. Дело в том, что после сварки неровности на швах зачищали наждачными кругами и неровности заправляли сплавами олова. Это и порождало иллюзию того, что сталь кузова лужённая.
Машина имела несколько вариантов исполнения, так кроме седана выпускался кабриолет со складной брезентовой крышей, а так же фургон, снащённый деревянным кузовом. Он имел грузоподъёмность в 200 килограмм и использовался в основном для обслуживания небольших торговых точек. В 1947 в качестве экспериментального образца был создан и автомобиль с кузовом универсал.
В 1954 году автомобиль модернизировали, форсировав его двигатель до 26-ти лошадиных сил. При этом рычаг ручного тормоза переместили с пола на приборную панель, а рулевое колесо заменили новым. Из-за этих нововведений машина получила новый индекс – 401.
Производство МЗМА-400 продолжалось вплоть до 1956 года, когда его сменила на конвейере более современная четыреста вторая модель этого семейства.