Аэросани БК

Пришедшие к власти России большевики делали во всех областях жизни страны и общества ставку на новые проекты, идеи и технологии. В полной мере касалось это и автомбилестрое6ния. Так в 1919 году Совет Труда и Обороны своим решением создал «Комиссию по организации постройки аэросаней или сокращённо «Компас». Предполагалось, что подобный вид транспорта поможет частично заменить зимой автомобили в сельской местности, а так же будет использован в армии в качестве разведывательных и диверсионных боевых машин. В её состав были включены сотрудники институтов НАМИ и ЦАГИ. Комиссия должна была, проведя соответствующие исследования, создать несколько вариантов аэросаней, и после их испытания, выбрать наилучшую конструкцию для запуска в серийное производство.

Одной из таких опытных конструкций стали аэросани БК, разработанные и построенные в 1920 году. Это транспортное средство стало первым образцом советских аэросаней, запущенным в серийное производство. Их прародителем стали, созданные 1912 года на РБВЗ по проекту И.И.Сикорского аэросани, оснащённые двигателем марки «Астер» имевшего мощность 40 лошадиных сил. Немного раньше в России на заводе «Дукс» в 1907 году было построено несколько образцов аэросаней, на которых устанавливались моторы различных конструкций, но единообразного серийного экземпляра до начала Первой Мировой войны так и не было создано.

Созданием в России аэросаней для массового производства занялись только после успешного их применения на фронте германскими войсками. Для этого командование русской армии заказало 1915 году Всероссийскому земскому союзу создать и запустить в серийное производство отечественные аэросани. Для этого в Москве был построен завод, который успел до революции выпустить 20 экземпляров этого транспортного средства под маркой «ВЗС». Они сразу же ушли на фронт, где прекрасно себя зарекомендовали.

Непосредственно в СССР интерес к аэросаням возник после того, как они появились у Колчака. Первоначально в 1919 году А.С.Кузин и Н.Р. Брилинг, предложили возродить выпуск аэросаней «ВЗС», к разработке и выпуску которых они имели непосредственное отношение. Так Брилинг руководил заводом Всероссийского земского союза, который выпускал аэросани «ВЗС» конструкции Кузьмина. После создания 13 сентября 1919 года «Компаса», его специалистами, с учётом опыта производства «ВЗС», были созданы первые серийные советские аэросани «БК».

В качестве базы для них были использованы сани Кузина образца 1910 года. На то время это была одна из самых передовых конструкций подобных транспортных средств. Однако, за десять лет с момента их создания, у саней было выявлено несколько недостатков. Для их устранения конструкторам «БК» пришлось провести некоторую их доработку. В частности, машина была построена с использованием четырехлыжной схемы, вместо трехлыжной. Это позволило значительно снизить её массу. Кроме того винт посадили непосредственно на вал двигателя, что повысило расположение центра тяжести аэросаней. Такой ход понижал их поперечную устойчивость, но при этом дал возможность ещё уменьшить общий вес конструкции. Так же было сокращено количество передач, что значительно повысило общую надёжность машины. Аэросани «БК» оснащались мотором «Холл-Скот», имевшим водяное охлаждение и выдававшим 125 «лошадей». До мая 1920 года завод успел построить 9 экземпляров таких саней, а десятый собрали уже на следующий год.

Несколько экипажей аэросаней «БК» участвовали в боевых действиях гражданской войны. Так три их экземпляра участвовали в 1921 году в подавлении кронштадского мятежа, при этом два провалились в полыньи, образовавшиеся от взрывов снарядов мятежной крепости. Сами сани и их экипажи погибли. Третий же экземпляр «БК» в первых рядах красных войск ворвался в Кронштадт, за что его экипаж был награжден орденами Красного Знамени. В дальнейшем сохранившиеся экземпляры аэросаней предали для использования в качестве служебного транспорта гражданским организациям и воинским подразделениям. Там они прослужили до ноября 1941 года, когда их использовали в боевых действиях при обороне от фашистов Москвы.

До нашего времени не сохранилось ни одного экземпляра «БК», однако 80-е годы предпринимались попытки реконструировать эти аэросани на базе сохранившихся чертежей. Воссозданные заново энтузиастами конструкции хранится в частных коллекциях, и иногда принимают участие в выставках раритетной технике.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту