НАМИ-0159. Первый автобус двухэтажной конструкции.

НАМИ-0159 НАМИ-0159

В истории НАМИ было огромное количество необычных конструкций, но, пожалуй, даже для него автобус НАМИ-0159 является настоящим уникумом. Дело в том, что этот созданный в 1975 году опытный прототип имел необычное расположение место водителя – на верху, на «втором этаже» кузова. Водитель, для того что бы занять его должен был подняться в кабину по специальному трапу, который во время движения складывался и прятался в специальную нишу. Такой ход инженеры института совершили с целью улучшению обзора, изоляции водителя от салона и создания для него более комфортных условий труда.

Данная машина могла бы сделать СССР пионером в области создания класса общественного транспорта имеющего низкий пол. Её макет появился в 1974 году, а сами работы над его конструкцией начались в 1969 году. Специалистам института была поставлена руководством автомобилестроительной отрасли СССР задача создать городской автобус повышенной производительности, то есть могущий перевозить за одну поездку как можно больше пассажиров.

Созданный прототип имел низкопольное шасси на трёх осях; V-образный двигатель, производства ЗИЛ, который размещался под правым пассажирским сиденьем; очень редкую для того времени автоматическую коробку передач и шины малого диаметра. Задний одноосный мост автобуса приводился в движение при помощи двухступенчатой ГМП.

НАМИ-0159 НАМИ-0159 НАМИ-0159 НАМИ-0159 НАМИ-0159 НАМИ-0159

Фотографии диковинного макета автобуса со всех ракурсов.

От классических трёхосных конструкций конструкция НАМИ-0159 отличалась более близким расположением третьей оси к переду автобуса, при этом обе оси переднего моста были управляемыми. Так как водительское место было вынесено на второй этаж, то все 135 пассажиров могли быть размещены внутри корпуса машины, имеющей длину 11 метров. Так же впервые на пассажирском автотранспорте был использован в ГМП вал отбора мощности, позволявший установить на автобус площадку для погрузки в его кузов инвалидных кресел.

Все оригинальные технические решения, такие как: автоматическая гидравлическая коробка передач, общая компоновка автобуса, а так же устройство для входа и подъёма водителя в кабину, разработчики НАМИ-0159 защитили авторскими патентами. По их расчётам производительность опытного автобуса теоретически должна была быть выше производительности ЛиАЗ-677 29%, а ЛАЗ-360 - на 13%. Экономический же эффект от запуска подобной машины в производство и эксплуатацию при количестве выпускаемых экземпляров в 10 000 штук за год, должен был составить около 5,6 миллиона рублей. Однако по неизвестным до сих пор причинам уникальный автобус, как и многие уникальные разработки, НАМИ, в серию не пошёл. Установить истину мешает тот факт, что до сих пор не найдено отчёта по техническим испытаниям НАМИ-0159. Вполне возможно, что авангардная конструкция просто опередила своё время и отечественная промышленность просто была не готова к выпуску такого автобуса. Опытный его экземпляр сгнил над одной из свалок НАМи так и оставшись невостребованным как заказчиками, так и иными опытными институтами и лабораториями.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту