НАМИ-020
- Статья опубликована 15.09.2014 03:58
- Последняя правка произведена 15.09.2014 04:22
Научно-исследовательский автомоторный институт или сокращённо НАМИ, был создан специально для того, что бы заниматься исследованиями в области автомобилестроения, а так же для разработки экспериментальных автомобилей для советской промышленности. Поэтому не удивительно, что в 1953 году он получил техническое задание на проектирование и строительство полноприводного грузового автомобиля многоцелевого назначения грузоподъемностью 4-5 тонн. Заказчиком выступило ГАБТУ МО СССР и предназначался этот грузовик для нужд армии.
Специально под этот проект в НАМИ образовали Специальный конструкторский отдел автомобилей высокой проходимости на правах лаборатории. Руководителем его назначили Николая Ивановича Коротоношко. При этом сотрудники института считали, что создание такого автомобиля является не оправданным как экономически, так и технологически в связи. Дело в том, что разработка одного специального автомобиля потребовало большого вложения материальных и технических средств, а в результате на выходе получили бы лишь один действующий экземпляр. Поэтому с разрешения Н.И.Коротоношко коллектив отдела приступил к работе над проектированием целого семейства высокопроходимых грузовых автомобилей многоцелевого использования. Разработчики решили создать машины с колесными формулами 4x4, 6x4, 6x6, 8x4 и 8x8 которые бы по своей конструкции и технологии производства мало отличались от большинства серийных массовых грузовиков. В результате работы отдела на свет появились такие автомобили как НАМИ-021, НАМИ-072, НАМИ-058, НАМИ-0145, а так же НАМИ-020.
Непосредственно прототип НАМИ-020 построили в декабре 1956 году при этом необходимо отметить что по сравнению с изначальным проектом автомобиль значительно упростили. Итоговый вариант имел цельнометаллическую грузовую платформу многоцелевого назначения. Сидений было предусмотрено три, запасное колесо разместили между кабиной и грузовой платформой при этом откидной кронштейн с ним поднимался и опускался с помощью гидравлического подъёмника. Имелась и лебёдка с горизонтальным барабаном, который позволял выдавать трос вперёд - назад. Её установили под грузовой платформой сзади. Кабину НАМИ-020 институт сам разрабатывать не стал, заказав её у ГАЗа. Она стилистически походила на кабину ГАЗ-51А, и на правой стороне её был расположен люк для установки стрелкового оружия. Для улучшения вентиляции створки ветровых стёкол откидывались вверх.
Трансмиссия НАМИ-020 состояла из однодискового фрикционного сцепления и пятиступенчатой синхронизированной КПП от МАЗ-200. Так же в неё входила раздаточная коробка от МАЗ-502, имевшая две ступени с несимметричным межосевым дифференциалом и муфтой отключения переднего моста. В дальнейшем у разработчиков имелись планы установки на автомобиль гидромеханического «автомата» созданного специалистами института. Позже она в качестве экспериментального агрегата была использована на БАЗ-930.
О других технических характеристиках мы расскажем в продолжении нашей статьи.