НАМИ-032Б

В СССР с 1957 по 1961 годы в НАМИ проводились работы по созданию прототипа транспортёра переднего края или ТПК для нужд армии. Все автомобили, созданные в результате этих работ, имели шифр 032 и производились в основном на Ирбитском мотоциклетном заводе. Руководил ими Б. М. Фиттерман, работавший ранее главным конструктором ЗИСа, дважды лауреат Сталинской премии.

Разрабатывало техническое заданию по созданию прототипа ТПК Министерство обороны СССР по заказу Воздушно-десантных войск и Центрального военно-медицинского управления. Первоначальный его проект предполагал разработку малолитражного автомобиля оборудованного открытым кузовом с невысокими бортами, в котором располагалось специально приспособленное место для установки носилок. Транспортёр должен был иметь полный привод, возможность для самостоятельного форсирования малых водных преград, а так легко помещаться в транспортный самолёт для или вертолёт для десантирования с его борта без применения специальных платформ.

Все автомобили серии 032 отличались использованием в их конструкции смеси оригинальных серийных узлов и конструктивных элементов различных мотоциклов и легковых автомобилей. Создание таких автомбилей-вездеходов было обусловлено потребностью армии в транспортном средстве могущим транспортировать с поля боя раненых, а так же перемещать по нему различные грузы. За основу отечественного ТПК были взяты аналогичные транспортные средства уже принятые на вооружение зарубежных армий. Так в США к тому моменту на вооружении состоял автомобиль под названием «Механический мул» производства компании Willys. Вездеход имел двигатель М274 расположенный на раме сзади, откидной рулевой механизм, который позволял рулить автомобилем, передвигаясь сбоку от него или на небольшой скорости под ним.

Steyr Haflinger Steyr Haflinger

Ещё одним прототипом советских вариантов ТПК можно назвать австрийский вездеход Steyr Haflinger, который поступил в австрийскую армию в 1965 году. О всех технических параметрах этих ТПК советские конструкторы имели самую полную информацию, «Хафлингер» даже испытывался в 21-ом НИИИ. Однако советские конструкторы предпочли использовать свою компоновку конструкции ТПК. Ими была выбрано переднее расположение двигателя, а так же не имеющий дверей герметический кузов понтонного типа, который позволял преодолевать водные преграды без использования дополнительного движителя за счёт вращения колёс.

Было создано несколько вариантов ТПК НАМИ тридцать второй серии: НАМИ-032Г, НАМИ-032М, НАМИ-032С и т.д. Среди них была разработана модификация НАМИ-032 – НАМИ-032Б с полностью закрытым кузовом. Практически все варианты отечественных ТПК разработки НАМИ оказались неудачными и никуда дальше полигонов не пошли. Модель же 032Б стала родоначальником целого семейства автомобилей-вездеходов ЛуАЗ, предназначенных для использования в народном хозяйстве.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту