НАМИ-041М
- Статья опубликована 26.09.2014 03:48
- Последняя правка произведена 26.09.2014 04:08
Знаменитый советский автомобильный конструктор А.И. Пельтцер кроме непосредственно конструкторской работы имел ещё и увлечение, которое напрямую сказывалось на проектах создаваемых им машин. Дело в том, что свою трудовую деятельность он начал автослесарем, а позже, получив права, работал шофером. Окончив электромеханический институт, Пельтцер трудился на строительстве автозавода в Нижнем Новгороде, откуда перешёл на работу в московский НАТИ – Научный автотракторный институт. С момента получения прав на вождение автомобиля, Александр Иванович участвовал в деятельности спортивных автомобильных организаций по месту работу. Он принимал участие во многих автопробегах, а так же конструировал и строил гоночные и спортивные автомобили.
Одним из таких спорткаров и стал автомобиль НАМИ-041, созданный Пельтцером в 1959 году. Машина была построена на базе гоночного автомобиля «Звезда-500» для участия в кольцевых гонках автомобилей формулы 3, имевших двигатель объёмом 500 см3. Она имела пространственную раму из труб, стеклопластиковый кузов, а так же независимую подвеску всех колёс, которые, в отличие от пятисотой «Звезды», были открытыми.
Новую гоночную машину оснастили проверенным двигателем от гоночного мотоцикла ИМЗ-М52С, объёмом 494 см3, имеющим два карбюратора. Он размещался в заднем свесе, при этом маховик и заборные патрубки карбюраторов были обращены вперёд. Такое решение позволило значительно улучшить наполнение рабочей смесью цилиндров двигателя, а так же применить прямые выхлопные трубы для снижения сопротивления при выпуске отработанных газов. Подобная модернизация дала возможность добиться от двигателя при 7000 об/мин и мощности 40 лошадиных сил. Машина имела массу 290 килограмм, базу 1 900 миллиметров, колёса с шинами размером 4,00-12", разработанные специально для рекордных автомобилей и достигала максимальной скорости 150 км/ч. После доработки двух первых опытных образцов НАМИ-041 был запущен в мелкосерийное производство на Таллиннском опытном авторемонтном заводе.
В 1962 году НАМИ-041 прошёл небольшую модернизацию, получил экспериментальный оппозитный двухцилиндровый четырехтактный двигатель ИМЗ-С51, разработанный специалистами института. Он имел распределительные валы, расположенные в головках двух цилиндров. Этот агрегат смог выдавать уже 60 «лошадей».
Рекордный советский спорткар принимал участие в различных соревнованиях под управлением пилота Г. Сургучева, который в 1960 году стал на нём чемпионом СССР. На НАМИ-041 участвовал в заездах и сам А.И. Пельтцер. Спортивная карьера автомобиля продолжалась вплоть до 1963 года, когда в НАМИ было принято решение закрыть направление кольцевых гонок. В результате, все созданные коллективом института гоночные машины были переданы в ЛСА МАДИ, и уже модернизированный этой организацией автомобиль под управлением А. Шорникова занял третье место в чемпионате СССР.
НАМИ-041 послужил прототипом для разработки ещё одного известного советского гоночного автомобиля – «Эстония-1», который был создан А. О. Сейлером и П. А. Вельбри в 1958 году.