НАМИ-049 "Огонек"

НАМИ-049 «Огонек» НАМИ-049 «Огонек»

Как известно, в Российской империи, а позже в СССР качество дорог было всегда на не слишком высоком уровне. В связи с этим в стране всегда остро не хватало транспортных средств способных быстро передвигаться по пересечённой местности с едва обозначенными на ней дорогами. Во времена СССР таким транспортным средством стали автомобили повышенной проходимости. Их отличительными чертами является наличие полного привода, расширенны силовой диапазон коробки передач, а так же присутствие в конструкции специальных устройств для передвижения вне дорог.

Автомобили повышенной проходимости должны свободно передвигаться без применения каких-либо дополнительных средств по песку, жидкой грязи, снегу. Они обязаны самостоятельно преодолевать броды, крутые подъёмы и пороги. В СССР в условиях послевоенного строительства которое характеризовалось усиленным освоением новых районов страны, развитием сельского хозяйства и добывающих отраслей, а так же большим ростом оборонных заказов, разработка и запуск машин повышенной проходимости являлось первоочередной задачей отечественной автомобильной промышленности.

В результате такого пристального внимания к проблеме создания внедорожников, к 1970 году в стране выпускалось уже одиннадцать серийных моделей автомобилей повышенной проходимости. При этом их создание породило проведение широких исследовательских работ в области автомобилестроения, а так же строительством нескольких десятков необычных, оригинальных экспериментальных автомобилей.

Штайр-Пух-700АР Штайр-Пух-700АР Штайр-Пух-700АР Штайр-Пух-700АР

Так в 1958 году группа конструкторов НАМИ под руководством Б. М. Фиттермана предложили очень интересную конструкцию малолитражного высоко проходимого автомобиля под названием «Огонек» или НАМИ-049. Необычность её состояла в том, что вопреки распространенным тогда веяниям в советском автомобилестроении он по своей конструкции тяготел к европейской школе джипов, в отличие от других автомобилей высокой проходимости создававшихся на основе джипов армии США. Автомобильные историки считают в связи с этим, что прототипом «Огонька» стал австрийский джип «Штайр-Пух-700АР» запущенный в производство в 1959 году, так как Фиттерман имел информацию о технических характеристиках и конструкции данного автомобиля.

Работы над созданием НАМИ-049 производились НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом. В результате чего автомобиль получил самый современный на тот момент кузов, выполненный из металла и пластика, и мотоциклетный двигатель. Из металла изготовлялись основание кузова, стоики дверей, а так же рамка лобового стекла и крепление заднего борта. Все остальные элементы кузова, в том числе двери, капот и крышка багажа были выполнены из пластика. В результате такого нестандартного по тем временам шага, конструкторам удалось добиться веса автомобиля в 752 килограмма. Это позволило достичь с использованием маломощного мотора мощностью всего лишь в 22 лошадиные силы максимальной скорости в 80 км/ч и обеспечить расход топлива 6.7-7.1 литра на 100 километров. «Огонёк» мог взять на борт 300 килограмм груза или четырёх пассажиров, при этом его грузовой отсек имел размере 1 250 на 1 250 миллиметров при длине кузова 3 313 миллиметров.

В связи с тем, что «Огонёк» проектировался для использования его по бездорожью, картер установленного на нём мотоциклетного двигателя МД-65 создавал при движении машины достаточно серьёзные неудобства, уменьшая из-за своих габаритов дорожный просвет. Для его увеличения конструкторам пришлось использовать редукторы с передаточным числом 1,39, установив их у ступиц колеса. В результате такого шага удалось увеличить дорожный просвет до 300 миллиметров. Кроме того установленные редукторы позволили не допустить возникновения критических углов в карданных шарнирах полуосей, так как входной вал каждого из редукторов лежал выше оси колеса.

НАМИ-049 «Огонек» НАМИ-049 «Огонек»

На «Огоньке» была установлена трансмиссия, аналогичная трансмиссии «Штайр-Пух». Она включала в себя возможность блокировки межколесных дифференциалов, а постоянный передний и подключаемый задний привод.

Ходовые испытания новый советский внедорожник прошёл на «отлично». Так, в частности, по проходимости он не уступил таким серийным автомобилям как «Москвич-410», ГАЗ-69 и «Виллис», однако по прочности некоторых агрегатов и узлов уступил им весьма значительно. В связи с этим, опытный образец и конструкторскую документацию по нему передали на ЗАЗ для доработки. Там, с учётом рекомендаций приёмной комиссии были разработаны автомобили НАМИ-049А и ЗАЗ-969. Последний впоследствии стал прототипом серийного автомобиля высокой проходимости ЛуАЗ-969

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту