ПАЗ-672
- Статья опубликована 24.03.2015 03:34
- Последняя правка произведена 29.03.2015 01:03
Расположенный в г. Павлово завод стал выпускать автобусы с 1952 года. Его первое детище имело капотную компоновку. В дальнейшем от подобной конструкции отказались. Так в 1958 начался выпуск бескапотных ПАЗ-652 с двумя дверями, состоящими из нескольких створок.
Выпуск ПАЗиков 652-х только начался, а им на смену уже готовили новую усовершенствованную модель под № 672.
ПАЗ–672 планировали сделать транспортом для перевозки людей в районах и пригородах.
Долгая дорога к серийному выпуску
Разработкой 672-х начали заниматься ещё в 1957 году. Ходовую часть для автобуса, как и двигатель в 8 цилиндров, имевший формы латинской буквы V, позаимствовали у грузовой машины ГАЗ-53. В то же самое время велась и другая разработка (так и не ставшая массовой) – пассажирский прицеп марки ПАЗ-750.
К концу следующего года (1958) разработка технической части проекта была закончена. Первый опытный образец появился спустя ещё год – в последний осенний месяц 1959-го. На первый взгляд, он практически не отличался от своего прототипа.
Следующий вариант обновлённого пассажирского транспортного средства собрали в 1960-м. В нём не было выявленных в процессе использования ПАЗ-652 недостатков. Зато появились новые наработки: раздельный привод получила тормозная система. Ещё три опытных образца были построены в 61-м и 63–м. И только в 1963 г. после доработок и изменений было решено начать серийную сборку автобусов.
Серии не получилось. Через год кузов был изменён до неузнаваемости: его вес был значительно снижен, в том числе и за счёт увеличения площади боковых окон. К 1 Мая появился обновлённый вариант ПАЗ-672. Согласно заводскому плану до конца года должны были быть собраны пол тысячи подобных машин. Однако, планы не сбылись. Подготовка к массовому выпуску новых ПАЗов растянулась на два года.
Общее количество опытных образцов составляло порядка двадцати шт. Часть из них (5 шт.) участвовали в автопробеге, начинавшемся в Павлово доходившем до столицы Армении Еревана и заканчивавшемся в том же Павлово. А серийные ПАЗы появились лишь в 1967-м, когда начались работы над следующей моделью автобуса.
«Серийная жизнь» ПАЗ-672
Два самых первых кузова ПАЗ-672, относящихся к серии, сборщики сварили 25.10.1967 г. Спустя месяц, появились первые 4 автобуса. Общее количество автобусов, выпущенных в 1967-м, составило 10 штук. В конце 1968-го завод основательно взялся за выпуск новой модели, полностью прекратив сборку старых ПАЗ-652Б.
Прошёл ещё год и вновь автобус модернизировали. На этот раз увеличилась мощность двигателя, более надёжными стали тормозная система и гидроусилитель руля. Кроме того, провели герметизацию кузова. Автобус постоянно дорабатывался. Считалось, что в связи с многочисленными улучшениями ему присвоили марку ПАЗ-672Б. Это мнение ошибочно, Такой марки вообще не существовало.
К 1975-му до капремонта автобус мог пройти 320 000 км, через четыре года этот показатель увеличился ещё на 10 000 км. В 1980-м модернизированный ПАЗ-672М улучшил показатель сразу на 20 000 км. Эта модель прошла испытания в НАМИ на его собственном полигоне, а в самом конце 1982-го началось её массовое производство. Количество собранных за 7 лет автобусов с приставкой «М» составило 90 645 штук.
Заблуждаются те, кто утверждает, что новая осветительная техника (передние габариты и поворотники, как и задние квадратные фонари, объединённые в одну вертикаль) устанавливалась только на модернизированных ПАЗах, точнее с 1982-м. В действительности световые приборы, отвечающие требованиям, установленным ЕЭК ООН, внедрялась с 1978-го поэтапно.
Первыми начали устанавливать задние фонари. Вторым – передние поворотники, объединённые с габаритными лампами.
Завершился выпуск ПАЗ-672М в последний ноябрьский день 1989 года. С этого момента завод стал собирать ПАЗ-3205 – модель более соответствовавшую требования времени.
Общее количество собранных ПАЗ-672 составляет 190 150 штук и 98 538 ПАЗ-672М.
Модификации:
ПАЗ-672 (1967—1982) — базовый серийный автобус. ПАЗ-672А — прогулочно-экскурсионный (опытный), с облегченной крышей, без бокового остекления. ПАЗ-672В (1970) — шасси. Представляло собой основание кузова с двигателем, радиатором, КПП и рулевым управлением. ПАЗ-672ВЮ (1973—1989) — шасси в тропическом исполнении. Поставлялось на Кубу, где использовалось для производства автобусов марки Giron. Изготовлено 21 100 шасси. ПАЗ-672Г (1983—1986) — горный. Отличался двумя топливными баками по 105 л, ремнями безопасности на каждом сиденье, гидроусилителем рулевого управления и усиленными тормозами, отсутствием задней пассажирской двери и остекления в скатах крыши. Выпущено 575 автобусов. ПАЗ-672Д (1972) — дизельный (опытный). Построено 2 автобуса. ПАЗ-672Ж (1985—1989) — газобаллонный. Разработан совместно с Рязанским заводом газовой аппаратуры. Отличался газовыми баллонами, установленными в задней части крыши. Некоторые автопредприятия самостоятельно переоборудовали автобусы под использование газового топлива. ПАЗ-672М (1982—1989) — модернизированный. Часть автобусов выпускалась с одной пассажирской дверью, за счёт чего было добавлено два сидячих места. ПАЗ-672С (1969—1989) — в северном исполнении. Отличался окнами с двойным остеклением и без форточек, отсутствием окон в скатах крыши, дополнительным отопителем салона, более мощным генератором, наличием второго аккумулятора. Выпущено 7 147 автобусов. ПАЗ-672Т (1975-?) — туристский. Отличался распашными пассажирскими дверями, мягкими сиденьями с регулируемыми по наклону спинками, откидными багажными сетками, удлинёнными рессорами. Выпускался мелкими партиями. ПАЗ-672ТЛ (1978—1979) — передвижная лаборатория для комплексного исследования спортсменов на двух автобусах. Изготовлено 10 комплектов. ПАЗ-672У (1969—1981) — экспортный. Поставлялся в европейские социалистические страны и Монголию. ПАЗ-672УМ (1981—1989) — модернизированный экспортный. ПАЗ-672Ю (1970—1989) — экспортный тропический. Отличался применением коррозиостойких материалов, специальной резины и пластмасс, отсутствием остекления в скатах крыши, дополнительным бензобаком. Поставлялся в страны Африки, Юго-Восточной Азии и на Кубу. ПАЗ-3201 (ПАЗ-677) (1972—1982) — полноприводный автобус. Не имел задней двери, за счёт чего количество сидячих мест было доведено до 26 (к Олимпиаде-80 выпущена партия автобусов с двумя дверями). Предназначался для эксплуатации в условиях бездорожья. ПАЗ-320101 (1982—1989) — модернизированный полноприводный автобус. ПАЗ-320107 (1975-?) — шасси в тропическом исполнении. ПАЗ-3201С (1973—1989) — северный. Выпущено 6 114 автобусов. ПАЗ-3742 (1977—1989) — рефрижератор для перевозки скоропортящихся продуктов. На ПАЗе выпущено 806 рефрижераторов. С 1978 года к производству подключён Бакинский завод специализированных автомобилей. В 1980 году производство полностью передано на БЗСА. Народное название этих автобусов — «пингвины» (из-за изображения пингвина на задней двери рефрижератора) ПАЗ-37421 (1977—1989) — изотермический фургон. От ПАЗ-3742 отличался отсутствием холодильной установки. На ПАЗе выпущено 254 фургона. С 1980 года выпускался на БЗСА. ПАЗ-3916 (1978—1979) — телевизионная аппаратная. Разработана совместно с Кировоградским заводом радиоизделий. Изготовлено 22 аппаратных. КТ-201 (? — 1982) — ритуальный (катафалки). Переоборудовался Арзамасским заводом коммунального машиностроения из серийного ПАЗ-672. Автобус имел заднюю дверь и специальные полозья для гроба, пассажирские сиденья располагались вдоль бортов. КТ-201А (1982—1989) — ритуальный на базе ПАЗ-672М. БакАЗ-3219 (1989—1993) — пассажирский автобус на базе БЗСА-3742, с удаленной холодильной установкой, вырезанными окнами и вмонтированными сидениями. Производился в результате переизбытка комплектующих для рефрижераторов БЗСА-3742. Также на заводе БакАЗ (новое название Бакинского завода специализированных автомобилей) выпускалась медицинская лаборатория на базе пассажирского БакАЗ-3219.
Технические характеристики ПАЗ-672:
Проект, г | 1957—1967 |
Выпускался, гг | 1967—1989 |
Экземпляры | 288688 |
Полная масса, т | 7,825 |
Снаряжённая масса, т | 4,535 |
Макс. скорость, км/ч | 80 |
Класс автобуса | малый |
Вместимость, чел. | |
Мест для сидения | 23 |
Номинальная вместимость (5 чел/м2) | 45 |
Полная вместимость (8 чел/м2) | 100 |
Габариты | |
Длина, мм | 7 150 |
Ширина, мм | 2 440 |
Высота по крыше, мм | 2 952 |
База, мм | 3 600 |
Просвет, мм | 280 |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Формула дверей | 4+4 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ЗМЗ-672 |
Система питания | карбюратор |
Тип топлива | бензин |
Количество цилиндров | 8 |
Мощность, л.с. | 115 |
Крутящий момент, Н·м | 284 |
Объём, см3 | 4 250 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 21 |
Трансмиссия | |
Тип коробки передач | механическая |
Количество передач | 4 |