УАЗ-300

УАЗ-300 УАЗ-300

Индустриализация молодой Страны Советов, начавшаяся ещё до Великой Отечественной войны, шла огромными темпами. Масштабное строительство осуществлялось с помощью тяжёлой техники. В такое время требовался грузовой транспорт, способный перевозить максимум грузов, поэтому выпускались автомашины грузоподъёмностью не менее полутора тонн.

В послевоенные годы получилось так, что существовал транспорт для перевозки тяжёлых грузов (более 1500 кг) и для мелких грузов (до 300 кг). Транспортировкой последних занимались «Эмки». Когда возникала необходимость перемещать предметы, массой в 500 – 800 кг, оба транспортных средства представлялись неподходящими.

Образовавшуюся «брешь» решили заполнить ульяновские автомобилестроители путём создания лёгкого грузовичка.

В 1947 г. группу разработчиков проекта новой автотехники возглавил Козаков М.И., назначенный главным конструктором после того, как Шапошник Б.Л. переехал в Новосибирск.

УАЗ-300 УАЗ-300

Каждому члену группы была поставлена конкретная задача. Например, Савинов И.Ф. занимался разработкой системы тормозов, а В. Лисов – рулевого управления. За общую компоновку отвечали сразу два сотрудника: Пахтер И.Х. и Меньшов В.С. Для ускорения процесса решено было взять некоторые узлы от серийных автомобилей. Так, мотор получили от легкового автомобиля «Победа», а подвеску от грузовика ярославского завода ЯАЗ-200.

Ульяновцам очень хотелось сделать свой автомобиль оригинальным, не похожим на другие грузовые машины. Над внешним обликом на славу потрудилась четвёрка конструкторов: Ермилова, Богданович, Хилков и Старостин. Они придумали форму кабины водителя, подобрали к ней наиболее подходящие крылья и капот, завершили облик интересной радиаторной решёткой.

Прибывший с Горьковского автозавода скульптор изготовил макет грузовика в том виде, как он считал нужным. Однако, на этот раз специалист уступил «новичкам». Утвердили разработку собственных конструкторов.

В СССР была традиция – завершать дела к праздничным датам. Самый первый УАЗ-300 (так «назвали» лёгкий грузовик) должен был появиться на свет к очередному празднованию Октябрьской революции.

Ульяновский завод имел не слишком точное оборудование, чтобы воплотить в жизнь задумки своих разработчиков. По этой причине коробку передач со всей «начинкой» - валами и шестернями делали на другом предприятии – Горьковском автозаводе. Сроки поджимали. Узел был изготовлен 05.11.1949, а 06.11.1949 он в Ульяновске уже устанавливался на авто. Видимо, спешка привела к тому, что ни на одном из заводов не обнаружили стружку в коробке передач. Из-за неё при обкатке произошло заклинивание механизма.

Коробку пришлось снимать и перебирать по новой. К счастью, всё обошлось, зубья шестерёнок не сломались. В назначенный срок 07.11.1949 новенький, чистенький, покрытый светлой эмалью лёгкий грузовик УАЗ-300 отправился собственным ходом на праздничную демонстрацию.

Сдачу второго экземпляра приурочили к следующей – майской демонстрации 1950 года. С ним, в отличие от первого никаких неожиданностей не произошло.

УАЗ-300 УАЗ-300

Испытания трёх новых моделей проходили в конце 1950-го. Хорошо зарекомендовали себя, как УАЗ-300, так и УАЗ-302. Не отстала от них и третья модель – ГАЗ-ММ. Все три модели испытания выдержали достойно. В следующем году планировалось завершить окончательную доработку машин. Планы нарушил приказ № 297 от 03.07.1951, которым конструкторский отдел был расформирован. Совет Министров СССР издал постановление, в соответствии с которым завод перепрофилировался на выпуск РЛС.

Не суждено было УАЗ-300 стать серийной машиной. Что же касается самого завода, то спустя некоторое время (в 1954 г.), он вновь вернулся к выпуску автомобилей. Но теперь это были уже другие разработки. Среди них выделяется «семейство» марки ГАЗ-69.

▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту