УАЗ-469
- Статья опубликована 16.08.2014 05:45
- Последняя правка произведена 15.08.2015 14:35
Уаз-469 – знаменитый автомобиль-внедорожник. Мало кто знает, но его путь до конвейера занял 14 лет. Первый ходовой образец подготовили еще 1959 году, его появлению предшествовали длительные творческие поиски конструкторов, технологов и даже художников. Несколько вариантов компоновки и экстерьера вездехода были отклонены уже на раннем этапе проектирования.
Военные заказчики относились с пристрастием к предложениям УАЗа: внешний вид, расположение двигателя, кинематическая схема подвески, геометрические параметры – все это долго и подробно согласовывалось, при этом завод был готов производить гораздо большее количество вездеходов, чем могла закупить советская армия.
Сошлись на том, что новый УАЗ будет выпускаться в двух версиях: армейской, с колесными редукторами и увеличенным дорожным просветом и упрощенной гражданской. Оба варианта в 1961 году выдержали тяжелейшие пробеги через среднюю Азию и заполярье. К слову сказать, импортные, сугубо армейские вездеходы в подобных условиях очень скоро сходили с маршрута. Согласно протоколам испытаний – по причине неспособности к дальнейшему движению. Сначала приняли к производству народно-хозяйственный вариант, поскольку армия еще уточняла свои требования к машинам. Да и завод необходимо было подготовить к ужесточившимся требованиям военной приемки.
Покорение Эльбруса
Только в 1973 году армейские вездеходы заняли место на главном конвейере УАЗ-а. В том же году они побывали на Эльбрусе. Стандартные машины, без лебедок и цепей, забрались на высоту четырех километров меньше чем за 40 минут, а потом неспешно спустились в долину. Возможно, что именно тогда и появился афоризм – «Русские все что угодно придумают, лишь бы не строить дороги».
Интересен тот факт, что это восхождение не было запланировано программой испытаний, но местные спасатели попросили забросить поближе к вершине оборудование для вызволения провалившихся в расщелину альпинистов.
Ходовые возможности этой машины поражали – обездвижить Уаз-469 можно было лишь при большом желании. Но даже если это удавалось, машину быстро спасали из грязевого плена силами военнослужащих рядового и сержантского состава.
469-ый использовали, для развоза командного состава. Чаще всего они возили старших офицеров от майора до полковника. Но доверяли им и не менее ответственные миссии.
УАЗ-469, оборудованный ДИМ-ом (дорожный индукционный миноискатель), отлично выполнял саперные функции. Возглавляя колонну, УАЗ-469 уберегал остальные машины от подрыва. Специальные датчики, на вынесенных вперед фермах, прощупывают дорогу, если под покрытием находится металлический предмет, то срабатывает сигнализация. Интересно заметить, что дублирующая педаль тормоза находилась под ногой оператора, на случай, если водитель не успевал вовремя отреагировать на сигнал датчика. У оператора было и личное рулевое колесо, но не для поворота машины, а для управления сканирующим устройством. С появлением мин из немагнитных материалов от подобных систем пришлось отказаться.
Наследник
В конце 70-х годов, 469-му готовили наследника. Велась в Ульяновске тема под названием «ГАК». Перспективные были машины, скоростные, вместительные и наружностью приятные. Но военный заказчик решил повременить. Хорошее на лучшее в армии менять не любят. Тем более что «ГАК» требовал не малых средств на доводку ходовой части. После завершения очередного этапа испытаний, тема была закрыта.
Командирский УАЗ-469 за свою симпатичную песью мордочку получил кличку Бобик. Вот уже 35-лет он служит в армии, при этом немного обновил экстерьер, получил новый четырехзначный индекс 3151, прошел несколько этапов модернизации. Но так и не обзавелся ни защитными дугами, ни другими современными средствами пассивной безопасности.
Технические характеристики УАЗ-469 (3151):
Годы пр-ва: | 1971—2003, 2010 | |
Класс: | Грузопассажирский автомобиль повышенной проходимости | |
Тип(ы) кузова: | Фаэтон-универсал | |
Компоновка: | переднемоторная, полноприводная | |
Колёсная формула: | 4?4 | |
Двигатель: | 451МИ (451М) | |
Тип: | карбюраторный | |
Объём: | 2 445 см3 | |
Максимальная мощность: | 75 л.с., при 4000 об/мин | |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. | |
Цилиндров: | 4 | |
Клапанов: | 8 | |
Макс. скорость: | 120 км/час | |
Разгон до 100 км/ч: | 39.2 с | |
Расход топлива при смешанном цикле: | 15,6 л/100 км | |
Диаметр цилиндра: | 92 мм | |
Ход поршня: | 92 мм | |
Степень сжатия: | 6,7 | |
Система питания: | Карбюратор К-129В | |
Порядок работы цилиндров: | 1-2-4-3 | |
Трансмиссия | 4-ст МКПП | |
Длина: | 4025 мм | |
Ширина: | 1805 мм | |
Высота: | 2015 мм | |
Клиренс: | 300 мм (220 мм у УАЗ-469Б) | |
Колёсная база: | 2380 мм | |
Колея задняя: | 1442 мм | |
Колея передняя: | 1442 мм | |
Масса: | 1650 кг | |
Предшественник | ГАЗ-69А | |
Преемник | УАЗ Хантер | |
Похожие модели: | Land Rover 88, Sachsenring P3, BJ212/2020 | |
Объём бака: | 2*39 л | |
Дизайнер: | Альберт Михайлович Рахманов | |
Количество экземпляров: | более 2 000 000 |