Урал-355М

Урал-355М Урал-355М

С конца пятидесятых годов до середины шестидесятых прошлого века (1958-1965) Уральский автозавод выпускал грузовики с двумя осями, относившиеся к разряду средней грузоподъёмности. Изначально грузовики маркировались УралЗИС-355М. Спустя несколько лет, точнее в 1961-м решено было название несколько укоротить. С этого времени машину «называли» Урал-355М, без приставки «ЗИС».

Вторая половина двадцатого века в СССР запомнилась тем, что едва оправившись от последствий войны, страна начала развиваться быстрыми темпами. В автомобильной отрасли создавались новые транспортные средства. Для ускорения получения результата новые марки машин получали путём улучшения довоенных образцов.

Так было и с УралЗИС-355М. Правда, планировалось создать другую модель: УралЗИС-353, взяв за основу УралЗИС-5. Первые конструкторские наработки 353-го появились ещё в 47-м, но потом стали решаться иные задачи и работы были приостановлены.

На полках чертежи пролежали почти четыре года. В 51-м на них вновь обратили внимание. Но и на этот раз новой модели не суждено было появиться. Камнем преткновения стала форма кузова. Старая кабина уже никого не устраивала, а для разработки новой недоставало технических средств. Вопрос был решён лишь с приходом на Уральский завод А.А. Липгарта.

Андрей Александрович Липгарт, несколько лет занимал должность главного конструктора Горьковского автозавода. В 1952-м его направили на Урал. Здесь в Миасе он предложил использовать для уральского грузовика кабину от ГАЗ-51, внеся в неё некоторые изменения.

Урал-355М Урал-355М

Новая модель получила название «УралЗИС-355М». Буква «М» расшифровывалась как модифицированная. Дело в том, что модель с цифрами 355 уже выпускалась полным ходом. А новая стала, как будто, её модификацией. Вообще это была действительно новая модель, внешне очень походившая на «донора» кабины ГАЗ-51.

Первую партию, состоящую из двадцати экземпляров, выпустили в последний месяц 1957-го. А со второго полугодия следующего года машина пошла в серию. С этого времени и до окончания производства в конструкцию грузовика ещё не раз вносились изменения.

Шасси УралЗИС-355 использовались для установки автомобильных цистерн, в которых перевозили воду (иногда поливали улицы), молоко, топливо (бензин и другие нефтепродукты), раствор и т.д. Всего на долю цистерн пришлось 36 000 шасси.

Оборудовали 355-м и для иных целей, например, в кузов устанавливали компрессоры, получались передвижные станции. Когда кузов превращали в фургон, в нём можно было перевозить и грузы, и людей. Мощные машины служили лесовозами и тягачами. Одним словом, для Сибирских нужд Урал355-м был прекрасно приспособлен.

Кроме Сибири, Урал-355М отправляли и на Дальний Восток. В европейской части страны его можно было встретить очень редко. Зато в Казахстане таких машин было много. В то время шло глобальное освоение целинных земель. В этом масштабном мероприятии уральский автомобиль сыграл немалую роль.

В 1968-м на заводе собрали несколько экземпляров Урал-355МЭ – автомобилей, предназначавшихся для продажи за рубеж. Покупателями стали клиенты из северной Финляндии и южного Афганистана.

На базе уральского грузовика умельцы алма-атинского ремонтного предприятия собрали автобус, рассчитанный на сорок пассажирских мест.

УралЗИС-355М вспоминают как простую в управлении машину, способную с лёгкостью перевозить тяжести, тоннажностью значительно превышающей паспортные данные. Например, в техпаспорте грузоподъёмность значилась как 3,5 т. В действительности грузовик перевозил даже 5000 кг. В водительской среде машину называли на свой лад: «Уральцем», «Захаром» или «Киргизом».

Урал-355М Урал-355М

Обычно борта машин имели синий, голубой или тёмно-зелёный цвет. Особо выделялись те экземпляры, что работали в столичных аэропортах. Капот у них был красным, а борта ярко-жёлтые.

В общей сложности Уралов с маркировкой 355М собрали более ста девяноста двух тысяч штук. Известно, что самый последний 16.10.1965. А последние цистерны на шасси этого автомобиля в январе 66-го, но уже другим заводом – Новотроицким торгового машиностроения.

До нашего времени «дожили» от 12 до 20 экземпляров (данные взяты из разных источников), среди них две автоцистерны. А один экземпляр 1959 года выпуска всё ещё «на ходу».


Технические характеристики Урал-355М:

Общие данные
Годы пр-ва1958—1965
Дизайн
Тип(ы) кузовацельнометаллический
Колёсная формула4-2
ДвигательУрал-355
Трансмиссиямеханическая 4-ступ.
Массово-габаритные
Длина6290 мм
Ширина2280 мм
Высота2095 мм
Клиренс262 мм
Колёсная база3824 мм
Колея задняя1675 мм
Колея передняя1611 мм
Масса7050 кг
Динамические
Макс. скорость75 км/ч
На рынке
ПредшественникУралЗИС-355
ПреемникУрал-375
Другое
Грузоподъёмность3500 кг
Расход топлива24 л/100 км
Объём бака110
▲ Вверх

Предпросмотр статьи:

X
перейти к полной статье
Поиск по сайту