Урал-355М
- Статья опубликована 07.04.2015 01:08
- Последняя правка произведена 07.04.2015 01:28
С конца пятидесятых годов до середины шестидесятых прошлого века (1958-1965) Уральский автозавод выпускал грузовики с двумя осями, относившиеся к разряду средней грузоподъёмности. Изначально грузовики маркировались УралЗИС-355М. Спустя несколько лет, точнее в 1961-м решено было название несколько укоротить. С этого времени машину «называли» Урал-355М, без приставки «ЗИС».
Вторая половина двадцатого века в СССР запомнилась тем, что едва оправившись от последствий войны, страна начала развиваться быстрыми темпами. В автомобильной отрасли создавались новые транспортные средства. Для ускорения получения результата новые марки машин получали путём улучшения довоенных образцов.
Так было и с УралЗИС-355М. Правда, планировалось создать другую модель: УралЗИС-353, взяв за основу УралЗИС-5. Первые конструкторские наработки 353-го появились ещё в 47-м, но потом стали решаться иные задачи и работы были приостановлены.
На полках чертежи пролежали почти четыре года. В 51-м на них вновь обратили внимание. Но и на этот раз новой модели не суждено было появиться. Камнем преткновения стала форма кузова. Старая кабина уже никого не устраивала, а для разработки новой недоставало технических средств. Вопрос был решён лишь с приходом на Уральский завод А.А. Липгарта.
Андрей Александрович Липгарт, несколько лет занимал должность главного конструктора Горьковского автозавода. В 1952-м его направили на Урал. Здесь в Миасе он предложил использовать для уральского грузовика кабину от ГАЗ-51, внеся в неё некоторые изменения.
Новая модель получила название «УралЗИС-355М». Буква «М» расшифровывалась как модифицированная. Дело в том, что модель с цифрами 355 уже выпускалась полным ходом. А новая стала, как будто, её модификацией. Вообще это была действительно новая модель, внешне очень походившая на «донора» кабины ГАЗ-51.
Первую партию, состоящую из двадцати экземпляров, выпустили в последний месяц 1957-го. А со второго полугодия следующего года машина пошла в серию. С этого времени и до окончания производства в конструкцию грузовика ещё не раз вносились изменения.
Шасси УралЗИС-355 использовались для установки автомобильных цистерн, в которых перевозили воду (иногда поливали улицы), молоко, топливо (бензин и другие нефтепродукты), раствор и т.д. Всего на долю цистерн пришлось 36 000 шасси.
Оборудовали 355-м и для иных целей, например, в кузов устанавливали компрессоры, получались передвижные станции. Когда кузов превращали в фургон, в нём можно было перевозить и грузы, и людей. Мощные машины служили лесовозами и тягачами. Одним словом, для Сибирских нужд Урал355-м был прекрасно приспособлен.
Кроме Сибири, Урал-355М отправляли и на Дальний Восток. В европейской части страны его можно было встретить очень редко. Зато в Казахстане таких машин было много. В то время шло глобальное освоение целинных земель. В этом масштабном мероприятии уральский автомобиль сыграл немалую роль.
В 1968-м на заводе собрали несколько экземпляров Урал-355МЭ – автомобилей, предназначавшихся для продажи за рубеж. Покупателями стали клиенты из северной Финляндии и южного Афганистана.
На базе уральского грузовика умельцы алма-атинского ремонтного предприятия собрали автобус, рассчитанный на сорок пассажирских мест.
УралЗИС-355М вспоминают как простую в управлении машину, способную с лёгкостью перевозить тяжести, тоннажностью значительно превышающей паспортные данные. Например, в техпаспорте грузоподъёмность значилась как 3,5 т. В действительности грузовик перевозил даже 5000 кг. В водительской среде машину называли на свой лад: «Уральцем», «Захаром» или «Киргизом».
Обычно борта машин имели синий, голубой или тёмно-зелёный цвет. Особо выделялись те экземпляры, что работали в столичных аэропортах. Капот у них был красным, а борта ярко-жёлтые.
В общей сложности Уралов с маркировкой 355М собрали более ста девяноста двух тысяч штук. Известно, что самый последний 16.10.1965. А последние цистерны на шасси этого автомобиля в январе 66-го, но уже другим заводом – Новотроицким торгового машиностроения.
До нашего времени «дожили» от 12 до 20 экземпляров (данные взяты из разных источников), среди них две автоцистерны. А один экземпляр 1959 года выпуска всё ещё «на ходу».
Технические характеристики Урал-355М:
Общие данные | |
Годы пр-ва | 1958—1965 |
Дизайн | |
Тип(ы) кузова | цельнометаллический |
Колёсная формула | 4-2 |
Двигатель | Урал-355 |
Трансмиссия | механическая 4-ступ. |
Массово-габаритные | |
Длина | 6290 мм |
Ширина | 2280 мм |
Высота | 2095 мм |
Клиренс | 262 мм |
Колёсная база | 3824 мм |
Колея задняя | 1675 мм |
Колея передняя | 1611 мм |
Масса | 7050 кг |
Динамические | |
Макс. скорость | 75 км/ч |
На рынке | |
Предшественник | УралЗИС-355 |
Преемник | Урал-375 |
Другое | |
Грузоподъёмность | 3500 кг |
Расход топлива | 24 л/100 км |
Объём бака | 110 |